Российская газета
28 июня 2022, 09:22
Академик Михаил Погосян: Нельзя готовить авиационного инженера-конструктора без участия в проектах
Интервью с ректором Московского авиационного института академиком РАН Михаилом Погосяном
- Михаил Асланович, МАИ участвует в ключевых авиационных проектах?
- Безусловно. МАИ не только готовит специалистов, тесно взаимодействуя с аэрокосмической индустрией, но и занимает активную позицию в научно-исследовательских работах по гражданским программам авиастроения. Я не назову ни одного проекта, где мы вообще никак не задействованы. Это касается и модернизации Sukhoi Superjet 100, и других приоритетных проектов: МС-21, широкофюзеляжного CR929, над которым Объединенная авиастроительная корпорация работает вместе с китайской корпорацией COMAC. Тесно взаимодействуем по перспективным программам с "Вертолетами России".
Круг ключевых направлений, которые определяют конкурентоспособность современной отечественной авиатехники и в которых университет участвует, очень широк: использование методов математического моделирования в процессе разработки и сертификации авиатехники, методов расчета и оптимизации композитных конструкций, оптимизации систем авионики... Это дает отличную возможность привлекать студентов к работе над реальными проектами с индустрией. Наряду с глубокой базовой подготовкой они получают и серьезные практические навыки.
- А какими конкретно проблемами занимается университет в проектах новой авиатехники?
- В рамках программы Sukhoi Superjet 100 - разработкой новых систем, которые появляются по сравнению с базовой версией машины. В том числе компонентов системы управления и гидравлики. Это реальные работы, связанные с проектированием в соответствии с сертификационными требованиями, которые предъявляются к гражданским летательным аппаратам.
По МС-21 вместе с корпорацией "Иркут" и ульяновским "Аэрокомпозитом" мы участвовали в моделировании расчетных методов испытаний конструкций крыла из композиционных материалов. Что касается российско-китайского широкофюзеляжного самолета - это широкий круг вопросов, касающийся и прочности, и моделирования различных вариантов применения CR-929.
В чем отличие сегодняшних подходов Московского авиационного института? Стараемся работать с партнерами над решением комплексных задач, которые объединяют различного рода исследования в некую единую программу и единую среду. Это существенно повышает эффективность и сокращает сроки внедрения результатов исследований в разработки, которые ведут предприятия "Ростеха": ОАК, "Вертолеты России", Объединенная двигателестроительная корпорация и другие.
- Самолет "Байкал", который придет на смену работяге Ан-2, это ведь детище МАИ?
- Это проект Уральского завода гражданской авиации, который работает в тесной кооперации с МАИ.
- Но родилась машина здесь, в стенах университета?
- Да, первый опытный образец самолета был собран на нашем производстве. Создавали его совместной командой - проектной и рабочей - специалистов УЗГА и МАИ.
- Готовится пакет предложений по развитию гражданской беспилотной авиации. У вас за плечами огромный опыт не только ректора, но и авиаконструктора, крупного руководителя. С этой "высоты" какие видите подходы при формировании нового рынка аэромобильности?
- Рынок аэромобильности - один из наиболее динамично развивающихся. Ожидается, что в ближайшие 10 лет произойдет примерно десятикратный рост объемов услуг с использованием беспилотных авиационных систем (БАС). Колоссальный потенциал. Но надо понимать: успех беспилотного транспорта связан именно с комплексностью подхода к внедрению новых технологий. Что я имею в виду? В первую очередь это расчет экономической эффективности предоставления таких услуг, моделирование и анализ вариантов их применения для решения различного рода задач, проектирование и создание перспективных БАС, формирование требований к компетенциям специалистов и подготовке кадров.
Тут множество аспектов: от использования дронов для мониторинга и доставки грузов до реализации проектов, меняющих сам подход к воздушным перевозкам.
- Городское аэротакси?..
- И это тоже. Кстати, сегодня мы уже четко видим конкретные пути, по которым пойдет развитие городской аэромобильности в России. Разумеется, важна гибкая система управления воздушным движением, которая, с одной стороны, должна обеспечивать безопасность полетов, а с другой - гибкость применения беспилотников.
Еще одно направление - сертификация таких летательных аппаратов. Здесь непочатый край работы. Мы говорим и об аппаратах малой размерности, и о тех, что весят сотни килограммов. И даже тонны. Но что еще тут очень важно? Сервисы. Если сама процедура заказа подобного рода услуги будет очень трудоемкой и не будет автоматизирована, то это сильно затормозит внедрение.
- Все, что связано с роботизированными системами, наверняка вызывает повышенный интерес студентов?
- Конечно. В проектах по тем же беспилотникам 30 процентов специалистов - наши старшекурсники. Из года в год ведутся дискуссии, насколько выпускники вуза готовы к работе в реальной индустрии. Так вот когда они уже в процессе учебы участвуют в таких проектах, то можно не сомневаться - готовы на все сто.
Аэромобильность - абсолютно новое направление. Здесь нет еще специалистов с большим опытом использования и внедрения этих технологий на рынке. Поэтому для молодежи открываются совершенно невероятные возможности, которые позволяют быстро продвигаться по карьерной лестнице, быстро внедрять свои идеи. И знаете, что еще привлекает? Цикл создания малых беспилотников несоизмеримо короче, чем проекты магистральных гражданских и военных воздушных судов или ракетно-космической техники. А значит, это возможность быстрее увидеть результат своего труда. Хороший стимул.
Нужные творческие личности, которые способны создавать новую продукцию, а не просто обслуживать существующие образцы техники.
- Как участник программы "Приоритет-2030", МАИ получил специальную часть гранта на реализацию своей программы развития по треку "Отраслевое лидерство". Какие направления ключевые для вуза?
- Их несколько. Прежде всего - технологическое лидерство для обеспечения конкурентоспособности аэрокосмической индустрии. Сегодня оно невозможно без математического моделирования, проектирования конструкций из композиционных материалов, интегрированной авионики и электрификации самолетных систем, применения малых космических аппаратов. Наша задача - подготовить специалистов, которые будут лидерами изменений. Которые будут создавать новые возможности для реализации различных проектов в аэрокосмической отрасли.
Второе важное направление, о котором мы уже говорили, - аэромобильность. И третье - цифровая кадровая платформа и кадровый прогноз. Темп новаций, который сегодня диктуется четвертой технологической революцией, настолько высок, что уже нельзя готовить специалистов по стандартным программам. Мы должны адаптировать и модернизировать их под задачи рынка. Двигаться к индивидуализации образовательных траекторий.
- Почему так важна индивидуализация?
- Студенты с одного направления подготовки будут работать в разных местах. Кому-то больше нужны навыки проектной работы, кому-то - проведения испытаний систем, кому-то - опыт участия в решении расчетных задач. И надо, чтобы каждый был максимально подготовлен и адаптирован к будущим рабочим задачам.
- Вы однажды сказали: нужно готовить специалистов, которые должны решать не сегодняшние задачи, а задачи завтрашнего дня. Насколько это удается в МАИ?
- Стране нужны не просто хорошие инженеры. Нужные творческие личности, которые способны создавать новую продукцию, а не просто обслуживать существующие образцы техники. Почему сегодня так востребованы междисциплинарные знания? Новые идеи рождаются, как правило, именно на стыке различных направлений исследований.
Допустим, мы говорим про композитные конструкции, а это и инженерный анализ, и прочностной, и анализ технологических возможностей производства, и ремонта... Мы готовим специалистов, которые могут комплексно смотреть на задачи, умеют принимать решения, нести ответственность. Какого-то универсального подхода, как готовить творческих лидеров, не существует. Есть большое количество нюансов, которые определяют творческую среду в университете.
- Видите среди своих студентов будущих Туполевых, Яковлевых, Ильюшиных?..
- Да, вижу. И это не только старшекурсники, но и аспиранты, и молодые сотрудники научно-исследовательских подразделений МАИ. Из стен нашего университета вышло большое количество генеральных конструкторов.
- Россия отказывается от Болонской системы. Для инженерных специальностей специалитет оставался всегда?
- Мы всегда были нацелены на сбалансированные решения. У нас большое количество программ специалитета, и они активно развиваются. Вместе с тем есть определенные направления, где двухуровневая система подготовки дает возможность более гибкого обучения. Например, подавляющее большинство иностранных студентов учится по программам бакалавриата и магистратуры. Здесь, я думаю, надо повышать эффективность системы подготовки, используя лучшие стороны как нашей базовой системы образования, так и новые возможности. Будем искать баланс. И этот баланс будет нацелен на повышение эффективности подготовки кадров.
- Вообще, по вашему мнению, российская инженерная школа нуждается в изменении фундаментальных подходов к подготовке специалистов?
- Нет ничего постоянного. Наша задача, опираясь на существующие достижения, постоянно развиваться под новые цели и задачи. Возьмем современные методы математического моделирования. Это яркий пример того, насколько велика сегодня потребность давать более глубокие знания в области информационных технологий студентам - будущим инженерам. И, наоборот, айтишникам - инженерную подготовку.
- В этом году какие-то новые специальности появятся?
- Мы каждый год совершенствуем свои базовые образовательные программы. И при этом открываем достаточно большое количество новых. Например, в области информационных технологий.
Новые направления подготовки будут как раз на стыке инженерных и IT-программ, искусственного интеллекта и суперкомпьютерного моделирования. Кстати, наш прогноз: в перспективе одной из самых востребованных профессий станет именно суперкомпьютерное моделирование сложных технических систем. Точно потребуется большое количество таких специалистов.
Вопрос ребром
- Замечательный авиаконструктор Генрих Новожилов рассказывал мне, что он пришел в КБ Ильюшина на 5-м курсе МАИ. И на преддипломной практике уже был зачислен в штат. А как было у вас?
- Я пришел в КБ Сухого тоже на 5-м курсе и первые свои чертежи выпустил там, еще будучи студентом МАИ. На 3-м курсе начал работу в студенческой лаборатории. Убежден: надо как можно раньше привлекать молодежь к работе. И мы сегодня это активно практикуем. Начиная с 3-го курса, параллельно с обучением студенты участвуют в проектах в том подразделении, куда потом придут работать.
- Какой конкурс вы ждете в этом году?
- В среднем мы принимаем ежегодно на бюджетные программы около трех тысяч студентов. А заявлений о приеме подается примерно 15 тысяч. На некоторые специальности конкурс традиционно высокий - более тридцати человек на место.
- Самолетов надо строить много. Специалистов нужно будет много. Цифры приема будут увеличиваться?
- С одной стороны, мы отслеживаем спрос, потребность со стороны индустрии. И достаточно гибко стараемся реагировать на это. С другой, мы тесно взаимодействуем с "родственными" вузами, которые вместе с нами готовят специалистов для аэрокосмической отрасли. Поэтому в целом я не вижу большого дефицита бюджетных мест. Главная задача - повышать эффективность подготовки.
Кстати, цифровая кадровая платформа, которую мы реализуем в рамках проекта "Приоритет-2030", позволяет более четко прогнозировать потребность в кадрах. Нужны не просто инженеры. Нужны расчетчики, проектировщики систем, испытатели, специалисты по эксплуатации техники и т.д. Это уже другая среда взаимодействия между вузами, индустрией и рынком труда.
- У вас в этом году второй выпуск предуниверсария МАИ. Эта модель подготовки школьников себя оправдывает?
- Считаю, что это очень правильный подход. Мы стремимся принимать тех, кто осознанно приходит в МАИ. А не просто выбирает между пятью вузами, потому что ему все равно, где учиться. Предуниверсарий дает возможность ребятам получить очень хорошие базовые знания по математике, информатике, физике, а также навыки проектной деятельности и командной работы. Но главное - познакомиться с карьерными перспективами и направлениями подготовки.
В предуниверсарий принимаем детей с восьмого класса. Кроме того, у нас есть детский технопарк "Траектория взлета", где реализуем образовательные программы и мероприятия для детей с 1-го класса. Мы участвуем в проекте инженерных классов, у нас есть своя физматшкола. То есть в разных форматах находимся в постоянной коммуникации почти с 25 тысячами школьников.
- Они получают какой-то бонус при поступлении?
- Главный бонус - отличные знания. Уровень их подготовки выше, чем средний у выпускников московских школ. А это дает дополнительную уверенность при поступлении в вуз.
- Признайтесь, что сложнее: самому строить самолеты или учить этому студентов?
- Я бы не разделял. В каждой из этих сфер деятельности есть много интересного. Мне было интересно работать на фирме Сухого. Мне было интересно работать в ОАК. Сейчас мне интересно заниматься теми задачами, которые стоят перед МАИ, в тесном взаимодействии с коллегами из индустрии. В такой командной работе залог наших успехов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции