О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индийские генералы напали на "Жука"

Подписанный в Дели в январе министром обороны России Сергеем Ивановым контракт на продажу Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" и 16-ти палубных истребителей МиГ-29К - под угрозой. В понедельник в Москву приезжают разбираться индийцы.

По имеющейся информации, первоначально подписание документов по продаже авианосца "Адмирал Горшков" и палубных истребителей планировалось на ноябрь. Но индийцы, ссылаясь на непроработанность "некоторых технических вопросов", попросили перенести церемонию на январь. Под техническими вопросами, как стало известно "Газете.Ru", индийцы понимают комплектацию МиГ-29К не штатными для этого контракта радарами Н-010 "Жук-МЭ", а современными Н-011 "Барс" - такие устанавливаются на Су-30МКИ, выпускаемых для ВВС Индии. "Барс" более совершенный и быстродействующий - в нем использована фазированная антенная решетка с электронным сканированием луча; "Жук-МЭ" попроще, в нем используется щелевая антенная решетка с механическим сканированием луча.

Руководство Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) "МиГ" всячески уклонялось от индийских просьб насчет замены радаров. "Барс" заметно дороже "Жука", а российско-индийский контракт уже подписан, то есть цена на палубные МиГ-29К зафиксирована в комплектации с "Жуками". Ясно, что изменение комплектации РСК просто невыгодно. Кроме прямого недополучения выгоды РСК пострадает и косвенно. Чтобы поставить МиГ-29К с другим, нештатным радаром, необходимо провести новые летные испытания. Это не только еще раз ударило бы по финансам самолетостроителей, но и поставило бы под сомнение сроки исполнения контракта: корпорация "МиГ" может просто не успеть все сделать к концу 2008 года, как записано в российско-индийских документах. Так что упрямство самолетостроителей очень даже объяснимо, но оно уже повлекло за собой неприятности: именно из-за нежелания ставить на МиГ-29К "Барсы" лишился своего поста гендиректор-генконструктор РСК "МиГ" Николай Федоров. Стремясь ни в коем случае не упустить индийский контракт, Москва взяла на себя обязательства все возникающие вопросы решать в рабочем порядке. Но "МиГ" продолжает сопротивление. Так, 16 февраля в Москву прибывает делегация индийских генералов из министерства обороны, но разговаривать по существу с ними никто не будет: нынешний руководитель РСК "МиГ" Валерий Торянин уехал в служебную командировку в Алжир.

Впрочем, требование заказчика должно быть для продавца законом, тем более пока речь идет о замене одного российского радара на другой. В дальнейшем же неуступчивость Москвы может привести к отказу Индии от любых российских радаров - ведь индусы могут потребовать установки на МиГ-29К, например, западноевропейских радаров. Не исключено, что дело исключительно в непомерных амбициях изготовителя "Жуков" московского ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" (Москва), которое всегда устанавливало свои радары на самолеты семейства "МиГ" и которое сейчас панически боится потерять индийский рынок. ("Барс" создан в НИИП имени Тихомирова (Жуковский). - "Газета.Ru"). Хотя положительный опыт в сотрудничестве с Индией у "Фазотрона-НИИР" имеется: там был создан радар "Копье" для модернизации истребителей МиГ-21бис, состоящих на вооружении индийских ВВС, вариант МиГ-21-93.

Сейчас дела у "Фазотрона" обстоят не лучшим образом. Корпорация стала смежником у КБ приборостроения (Тула), заключившего в 2000 году крупный контракт ($734 млн) на разработку для Объединенных арабских эмиратов зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1". В течение двух лет с момента его заключения необходимо было закончить НИОКР комплекса, а затем в течение трех лет (2003-2005гг.) осуществить поставки пятидесяти "Панцирей" тремя партиями (12, 24 и 14 экземпляров соответственно). "Фазотрон" обязался разработать систему сопряжения целей и ракет (ССЦР) для "Панциря", однако сделал это с опозданием на два года: лишь в прошлом году были завершены автономные испытания системы, которая затем была установлена на боевую машину, до сих пор проходящую испытания. Проще говоря, сроки исполнения важного контракта с ОАЭ сорваны; тенденция ли это - покажет исполнение "Фазотроном" индийского контракта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка