Независимая газета
16 февраля 2004, 17:37
Ташкент уведет у Москвы еще два самолета Ил-76
Не исключено, что именно эти обстоятельства стали одной из главных причин того, что российское руководство намерено перенести производство военно-транспортного самолета Ил-76 из Ташкента в Воронеж. Хотя официального объявления данного решения еще не было. Как неизвестна и дальнейшая судьба двух модифицированных военно-транспортных самолетов 4-го поколения Ил-76МФ, которые были собраны в Ташкенте. Предполагалось, что российская сторона их выкупит. Разговоры об этом ведутся еще с июля 2003 года, но так и неясно, продаст ли Узбекистан новые самолеты России. Как отметили "НГ" источники в ВВС России пока принято решение лишь о том, чтобы завершить дальнейшие совместные российско-узбекские испытания Ил-76 МФ на территории РФ.
Вполне понятно, что узбекское руководство намерено оставить производство Ил-76 на своей территории. Москва, возможно, тоже была бы и не против этого, если бы ТАПОиЧ стал частью создаваемого российского авиационного холдинга. За это Ташкент предлагает выкупить акции своего предприятия. Москва с этим не согласна. Ее позиция заключается в том, что акции должны быть переданы России на безвозмездной основе. За это ТАПОиЧ будет получать свою долю от прибыли. Споры на эту тему длятся уже 4 года, а воз, как говорится, и ныне там.
Между тем, имея в своем наличии несколько недостроенных Ил-76, а также избыток собранных ранее авиалайнеров этого класса, Узбекистан при поддержке западных партнеров начинает бизнес-программы по достройке и передаче в лизинг своих самолетов, плюс подписываются выгодные контракты на авиаперевозки местными узбекскими фирмами. Скажем, в январе 2004 года Национальная авиакомпания Узбекистана "Узбекистон хаво йуллари" на военно-транспортных самолетах Ил-76 начала осуществление чартерных рейсов по перевозке грузов Министерства обороны Франции для контингента этой страны в составе Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF). Сумма контракта не разглашается, но, по оценкам российских экспертов, она равна не менее 1-2 млн. евро. При этом в интересах ISAF (читай НАТО) и США действуют не только узбекские авиафирмы, но также и азербайджанские и украинские. Скажем, взятые в лизинг "Шелковым путем" самолеты будут доставлять грузы в Афганистан и Ирак. Эту же задачу выполняет сейчас украинская "Авиакомпания А.Т.И.", скандально известная своими демпинговыми ценами на лизинг самолетов Министерства обороны Украины. Она заключила договор с ирландской компанией "EASTWEST" на выполнение воздушных грузовых перевозок на самолетах Ил-76 на Ближний Восток и в Афганистан. Фактически Узбекистан, Украина и Азербайджан узурпировали сегодня все международные военные авиаперевозки не только на постсоветском пространстве, но и в мире. И главной "рабочей лошадкой" служит здесь российско-узбекский самолет Ил-76. Правда, сама Россия от этого выгоды никакой не получает.
Здесь показательна и позиция НАТО. Еще недавно шли разговоры, что, возможно, Москва на долгосрочной основе предоставит альянсу свои военно-транспортные самолеты. Однако теперь об этом никто не вспоминает. В настоящий момент Агентство НАТО по техническому обслуживанию готовит договор с украинскими ВВС об использовании их авиационной техники в период с 2005 по 2012 год. Сумма сделки, по предварительным оценкам, достигнет 1 млрд. долларов США....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции