МАИ
11 июля 2022, 13:50
Как инженерная дерзость рождает инновации: интервью с профессором МАИ Андреем Жуковым
Роботы уже давно стали частью нашей жизни: они работают на складах и в логистических центрах, занимаются доставкой, задействованы в медицине, упрощают наш быт и даже скрашивают досуг - вспомните робособаку
Разработкой подобных миниатюрных устройств занимается заведующий кафедрой "Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов" института № 12 "Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства" МАИ, профессор Андрей Александрович Жуков. В интервью ученый рассказал, для чего их используют, с какими сложностями сталкиваются разработчики и когда микророботы полетят в космос.
- Андрей Александрович, как вы пришли в науку?
- На третьем курсе Московского авиационного технологического института я увлекся микроэлектроникой. Это показалось интересным и удивительным: ты создаешь конструктивный элемент, которого в общем-то и не видно даже, а он является важнейшей частью устройства и выполняет обширный функционал. Так что свою специализацию я выбрал еще в институте.
Если говорить о науке, то очевидно, что каждая сфера деятельности подкреплена исследовательской формой познания. И мне было очень интересно заниматься исследованиями, узнавать что-то новое, а потом применять знания на практике.
В этом плане я счастливый человек. Мое увлечение позволяет мне зарабатывать.
- А как вы пришли к изобретательству?
- Семья Жуковых - династия ученых и изобретателей, потому тяга к изобретательству во мне сформирована с ранних лет. На сегодняшний день у меня 78 патентов. Все они разные по значимости и в основном посвящены технологиям микроэлектроники.
- Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создать ползающего микроробота-инспектора для использования на Международной космической станции.
- Это одно из технических решений, являющееся частью цикла патентов и публикаций на эту тему. Оно развивает идею использования миниатюрного устройства для инспекции внешних и внутренних полостей на МКС. Идея его родилась из многочисленных запросов от специалистов, которые принимают участие в эксплуатации МКС. Дальше она получила свое развитие в реализации проекта робота, который может инспектировать завалы при ЧС.
С прототипом робота-инспектора для чрезвычайных ситуаций мы участвовали в конкурсе "Новатор Москвы" и выиграли в одной из номинаций. А сейчас готовим большой образовательный проект, в котором будут участвовать студенты разных вузов - МАИ, МФТИ, МЭИ. Так, студенты Физтеха будут заниматься моделированием шагания робота, МЭИ - вопросами энергообеспечения.
- На какой стадии проект робота-инспектора?
- Создана платформа робота. Он имеет шесть конечностей, способен перемещаться по поверхности, имеет низкое энергопотребление. Его длина - 12-14 мм.
- Какие технологии использованы?
- Все то, о чем говорим, основано на технологии микрообработки, которую можно отнести к категории нанотехнологий.
- C какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе реализации проекта робота-инспектора?
- Из-за отсутствия гравитации шагнуть в космосе затруднительно и для робота, и для человека. Поэтому одна из важнейших проблем, которую предстоит решить, - это управляемая адгезия: проще говоря, управляемый процесс прилипания к поверхности и отлипания от нее.
- А в чем суть работы устройства?
- Микроробот-инспектор нацелен на идентификацию дефектов, которые возникают при ударах микрометеоритов о поверхность солнечных батарей, питающих станцию. С помощью камер и датчиков инспектор будет получать информацию и передавать ее для распознавания повреждений. Сегодня эту работу выполняют космонавты. И если мы сможем продемонстрировать эффективность робота, то существенно облегчим внекорабельную деятельность людей.
- Когда подобные устройства пойдут в серию?
- Создание подобного устройства - междисциплинарная работа, которая связана с привлечением специалистов различных областей. Думаю, три-четыре года понадобится нам для запуска и начала испытаний в космосе.
- Сколько роботов одновременно должны работать на МКС?
- Их количество должно быть достаточным, чтобы в случае выхода из строя одной части оставшаяся могла выполнять свою функцию. Вероятно, не меньше полутора десятков.
- Существуют ли аналогичные изобретения в мире, или это уникальная разработка?
- Трудно судить на 100%. Я предпочитаю говорить: аналогов не обнаружено. И это действительно так. Сегодня предпринимают попытки делать спутники-инспекторы - не шагающие, а пролетающие над поверхностью роботы. И это тоже довольно сложная техническая задача, ведь они должны быть снабжены не только навигационными датчиками, но и двигателями.
- Андрей Александрович, мы уже затронули тему микроробота-инспектора для использования в чрезвычайных ситуациях. Расскажите об этом проекте подробнее, пожалуйста.
- Поскольку устройства миниатюрны, они могут пролезать в щели, которые образованы обломками. Оснащенные инфракрасной камерой, другими датчиками и сенсорами, они помогут обнаруживать под завалами людей или, например, определять источник утечки газа. В рамках реализации этого проекта нам также предстоит решить вопрос адгезии, ведь робот должен перемещаться в экстремальных условиях: по обломкам, в пыли, грязи. Но в случае успеха, запустив рой таких устройств, которые смогут передавать информацию на центральную станцию, сможем облегчить труд людей, задействованных в ликвидации ЧС.
- На какой стадии проект, и кто принимает участие в его реализации?
- Проект поддержан Российским научным фондом. На данный момент мы создали прототип и планируем продолжить работу над реализацией целостной информационной системы, компонентами которой станут микророботы. В работе уже принимают участие или в скором времени станут частью команды талантливые ученые: Николай Николаевич Болотник, Феликс Леонидович Черноусько, Ирина Георгиевна Горячева, Игорь Петрович Смирнов, Дмитрий Владимирович Козлов, Александр Сергеевич Дмитриев, Сергей Викторович Соколов.
- Если пофантазировать, каким будет наш мир в 2051 году, по вашему мнению?
- Философия развития мира и техники такова, что каждый год и каждое десятилетие ознаменованы появлением новых средств и новых технических возможностей для того, чтобы облегчить жизнь людей, разнообразить ее, обеспечить контроль над тем или иным явлением или процессом. Это как в сказке, чтобы печка сама ходила. Здесь можно долго фантазировать.
Важно одно: любое устройство создают люди. И насколько смелой будет фантазия, насколько много инженерной дерзости будет в нас, настолько инновационными и будут вещи, которые появятся в следующие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
