Союз авиапроизводителей России
15 июля 2022, 15:31
Су-27: пять фактов об истребителе
В этом году исполнилось 45 лет первому полету опытного образца истребителя Су-27
Интересные факты о легендарном Су-27 - в нашем материале.
"Ради этого самолета стоило стать летчиком!"
Первый опытный образец самолета Су-27 (под названием Т-10-1) поднялся в воздух 20 мая 1977 года. За штурвалом - заслуженный летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.
После успешного полета Владимир Сергеевич высоко оценил новую машину. Позже в одном из интервью он признается: "Когда я оторвал колеса этой машины от бетона, поднимая впервые ее в воздух, я понял: он может больше, этот самолет, чем может летчик. И для того, чтобы использовать все его прекрасные возможности, необходимо совершенствоваться самому, что это тот самолет, который можно ожидать всю жизнь. Ради этого самолета стоило стать летчиком!".
Владимир Ильюшин пророчил Су-27 "долгую и славную жизнь", и в этом "двадцать седьмой" не подвел: "И в дальнейшем все его модификации будут восхищать и удивлять всех, даже тех, кто должен их побаиваться".
Рекордсмен среди "сушек"
Всего на самолетах марки "Су" было установлено 70 рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор. Истребитель Су-27 - самый главный рекордсмен среди "сушек". На его долю приходится наибольшее число достижений - 51.
Еще в самом начале своей карьеры Су-27 осуществил сразу несколько рекордов скоростного подъема. В октябре 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачев на модификации П-42 установил мировой рекорд времени подъема на высоту 3000 метров - 25,4 секунды. Буквально через пару недель он достиг 6000 метров за 37 секунды, 9000 метров за 47 секунд, 12 000 метров за 58 секунды. В марте 1987 года летчик Николай Садовников поднял Су-27 на высоту 15 тыс. метров за 76 секунд.
Мастер высшего пилотажа
Некоторые известные фигуры высшего пилотажа были впервые исполнены на Су-27 и получили имена в честь наших пилотов. Все началось в 1989 на авиасалоне в Ле-Бурже, где Виктор Пугачев впервые показал в небе "динамическое торможение", которое впоследствии прозвали "Коброй Пугачева". Позже появилась "Чакра Фролова", впервые исполненная летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37 - продвинутой версии Су-27М.
Самолеты Су-27 еще не раз удивляли зрителей авиасалонов мира - с 1991 года на них выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России "Русские Витязи".
Высокая маневренность, выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа стали возможны благодаря электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Су-27 стал первым отечественным истребителем, на борту которого появилась такая система.
Крылатый титан
При создании Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30% планера и консолей изготовлены из титана.
Можно утверждать, что в любом отечественном самолете применяется титан. Его основным поставщиком для авиационно-космического комплекса страны на протяжении многих лет выступает корпорация ВСМПО-АВИСМА. В 1970-1980-е годы предприятие принимало активное участие практически в любом проекте авиакосмической отрасли. Именно тогда, совместно со специалистами Всероссийского института легких сплавов (ВИЛС), Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), авиаконструкторами, были созданы изделия на основе титановых сплавов для планеров и шасси истребителя Су-27.
Новое семейство и китайский "родственник"
Проект Су-27 оказался настолько удачен, что его использовали для дальнейшего развития истребительной авиации России. На базе "двадцать седьмого" разработаны сверхманевренный Су-37, многоцелевой Су-30, а также многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34, которые по своим характеристикам вплотную подошли к самолетам пятого поколения.
Су-27 был востребован во всем мире. С 1991 года производились экспортные модификации - Су-27СК и Су-27УБК, а с 1998 года в Китае начался лицензионный выпуск Су-27СК под обозначением F/J-11. Китайские специалисты самостоятельно занялись развитием базовой модели. Модифицированный J-11 на долгие годы стал одним из основных фронтовых истребителей ВВС Китая.
При этом китайцы продолжали приобретать у России более современные версии Су-27. Так, в 1999 году специально для Китая была разработан двухместный истребитель Су-30МКК. Данная модель, а также модификация J-11B, послужили основой для нового китайского истребителя J-16, который производится с 2012 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Союз авиапроизводителей России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции