МАИ
15 июля 2022, 19:18
Лазерный удар: доцент МАИ - о новой технологии повышения прочности авиадеталей
Коллектив Московского авиационного института создал уникальную установку для упрочнения металлических изделий, используемых в авиационной промышленности
- Максим Александрович, насколько мне известно, российская авиатехника отличается большой надежностью. Ресурс отечественных самолетов и вертолетов по планеру достигает 60-80 лет. Зачем понадобилось создавать новую технологию упрочнения авиадеталей?
- Да, вы правы, если речь идет о ресурсе несущей конструкции летательного аппарата, то он измеряется десятками лет. А, например, ресурс авиационных двигателей значительно меньше и измеряется в тысячах часов, в течение которых требуются постоянный контроль их состояния и при необходимости ремонт или замена деталей.
Применительно к авиации разрабатываемая в МАИ технология позволит значительно увеличить то, что в инженерии называется усталостной прочностью. На наш взгляд, технология лазерного удара или лазерного ударного упрочнения больше всего подходит для деталей, подвергающихся экстремальным механическим нагрузкам в процессе эксплуатации.
В частности, лазерное ударное упрочнение позволит продлить ресурс такому важному элементу любого газотурбинного двигателя, как лопатка. Надежности этих изделий всегда уделяется особое внимание, так как они производят основную работу по сжатию воздуха в компрессоре и преобразованию тепловой энергии в механическую в турбине.
Благодаря лопаткам создается реактивная тяга, достаточная для поднятия летательного аппарата в воздух, и чем выше качество лопаток, тем выше КПД, ресурс и надежность силового агрегата.
Изготовление лопаток - очень трудоемкий и высокотехнологичный процесс. Неслучайно лишь четыре страны (Россия, США, Великобритания и Франция) имеют возможность производить авиационные двигатели своими силами.
Повышение ресурса и надежности лопаток - одна из основных задач, которую мы пытаемся решить. Почему это так важно?
На современных пассажирских самолетах двигатели располагаются на крыле. В тракт силового агрегата часто попадают посторонние предметы: от песка до птиц. В результате на кромках лопаток образуются повреждения в виде забоин, что в дальнейшем может привести к образованию трещин и даже разрушению лопаток в полете.
- В чем суть технологии лазерного упрочнения и ее уникальность?
- Для получения эффекта упрочнения в металле мы используем твердотельный наносекундный лазер с большой плотностью мощности (порядка 10 ГВт/см). Этот тип лазеров стал совершенствоваться благодаря экспериментам в области термоядерного синтеза.
После специальной подготовки обрабатываемой детали излучение твердотельного наносекундного лазера инициирует на ее поверхности микровзрыв, ударная волна от которого передается в металл.
Это явление было впервые описано еще в советские годы сотрудниками Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Гургеном Аскаряном и Евгением Морозовым, а также Львом Миркиным из МГУ. Однако практическое приложение этим явлениям в технологии было найдено только в начале 1990-х годов.
Ударная волна от микровзрыва приводит к образованию локальной зоны пластической деформации на поверхности. Если говорить по-простому, то в детали образуется небольшая вмятина. Металл внутри вмятины становится как бы сжатым. Последовательная обработка поверхности и образование множества таких зон приводит к формированию слоя сжатого металла.
Если на поверхности детали возникнет дефект в виде зарождающейся трещины, то скорость ее роста вглубь металла будет значительно снижена за счет "обжатия" трещины слоем модифицированного металла. В результате деталь становится значительно прочнее.
- А в чем заключаются недостатки существующей технологии упрочнения?
- На отечественном и зарубежном производстве достаточно давно применяются дробеударные методы. Это хорошо освоенная и широко применяемая технология упрочнения.
Ее суть состоит в ударном воздействии на поверхность детали металлических или керамических шариков, которые разгоняются воздухом, крыльчаткой (вращающимися частями различных механизмов) или каким-либо иным способом, который приводит к деформации поверхности металла. Недостатком дробеударных методов являются невысокие (по сравнению с лазерным ударом) глубина и величина сжатия слоя металла, примерно в 2-6 раз меньше.
- К какому результату вы сейчас пришли?
- Весной прошлого года мы начали сотрудничать с АО "ОДК-Авиадвигатель" в разработке технологического процесса лазерной ударной обработки лопаток газотурбинного двигателя. В рамках этой работы была создана первая российская экспериментальная установка для обработки деталей.
- В последнее время в авиации все чаще применяются детали из композиционных материалов, в том числе и лопатки. Нужна ли таким элементам двигателя технология лазерного удара?
- Композиты - это отдельный мир, где действуют свои законы и используются особые технологии производства. Типичная композитная деталь представляет собой переплетенные волокна, скрепленные между собой связующим веществом.
Если адгезия (в данном контексте - связь между волокнами и связующим) плохая, то прочность и надежность детали будет низкой. Чтобы проверить композит на прочность, часто применяется так называемый разрушающий контроль. Например, недавно он проводился с кессоном - силовым элементом композитного крыла МС-21.
Применительно к композитам на основе технологии лазерного удара нельзя упрочнить деталь, но можно разработать процесс контроля адгезии, который позволит оценивать качество с помощью лазерного удара. Думаю, что такая технология благодаря своей точности может вполне найти нишу в производстве композитных деталей.
- Для каких еще деталей авиадвигателя, помимо лопаток, будет актуальна технология лазерного удара?
- В авиационном двигателе технология лазерного удара может повысить усталостную прочность диска, в который устанавливаются лопатки, и вала, к которому крепится сам диск. Большое значение технология имеет для упрочнения шлицевых и зубчатых соединений, обеспечивающих передачу вращающего момента.
Все эти детали подвержены большим знакопеременным нагрузкам (резкие перепады в механических нагрузках. - RT), а значит, чувствительны к развитию усталостных трещин. Таким образом существует достаточно большая номенклатура деталей авиационного двигателя, которые требуют упрочнения с помощью технологии лазерного удара.
- Насколько планируется повысить прочность деталей?
- Сейчас мы находимся на этапе проведения испытаний и как раз стремимся понять точные цифры повышения усталостной прочности, чтобы оценить эффективность разработанных режимов. Заказчик ожидает, что технология покажет улучшения не менее чем на 20% по сравнению с традиционными методами. По некоторым сведениям, можно достигнуть улучшения и до 100% относительно штатных технологических процессов.
- Но насколько в принципе важно на практике существенно повышать прочность деталей? Ведь многие комплектующие порой проще заменить на новые...
- Во-первых, ситуации бывают разные, и, к сожалению, не редки случаи разрушения деталей в полете. Поэтому важно повышать надежность элементов такой ответственной техники.
Во-вторых, существует большое число изделий, относящихся к энергетическому оборудованию (газотурбинные установки, газоперекачивающие аппараты, нефтепромыслово оборудование и пр.), которые работают в местах, куда не так просто добраться, а тем более провести качественный ремонт. То есть в данном случае надежность работы агрегатов также имеет определяющее значение.
- Можно ли говорить, что ваша технология универсальна и может потенциально получить более широкое применение?
- По сути, она может применяться для повышения прочности любых металлических изделий, работающих в условиях знакопеременных нагрузок. Помимо авиации, технология лазерного удара может быть востребована для повышения прочностных характеристик энергетических установок, силовых агрегатов морского базирования, оборудования АЭС, агрегатов и узлов космических аппаратов, газодобывающего и нефтепромыслового оборудования и др.
С другой стороны, для отраслей промышленности, где нет серьезных проблем с заменой комплектующих и техобслуживанием, технология лазерного ударного упрочнения может быть избыточной.
- Можно ли говорить, что эта технология в целом достаточно дорогая? Реально ли ее внедрить в промышленных масштабах?
- Не скрою, что технология лазерного удара значительно дороже дробеударного метода. Положительный эффект для потребителя достигается главным образом за счет значительного увеличения ресурса эксплуатации оборудования, которое становится более неприхотливым и стойким к воздействию факторов окружающей среды.
Доведение технологии лазерного удара до промышленного использования - наша ключевая задача. Сейчас с этой целью мы проводим соответствующие НИР (научно-исследовательские работы) и ОКР (опытно-конструкторские работы).
Текущей основной задачей является создание отечественной лазерной системы, которая могла бы стабильно и надежно работать в условиях производства. У нас есть полное видение того, как адаптировать ее для промышленной эксплуатации. Для этого мы используем широкую кооперацию и стараемся интегрировать все лучшие технические решения и практики....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
