О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отмена санкций против авиации России оказалась иллюзорной

Погоня за планом перевозки 100 млн авиапассажиров за 2022 год трудновыполнима, считают в Институте экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТТП) Высшей школы экономики

Погоня за планом перевозки 100 млн авиапассажиров за 2022 год трудновыполнима, считают в Институте экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТТП) Высшей школы экономики (ВШЭ), прокомментировав для "НГ" ситуацию в отрасли накануне анонсированного на понедельник совещания президента Владимира Путина с членами правительства по вопросам авиастроения и авиаперевозок.

Госпрограмма ценой в 700 млрд руб. предполагает рост производства новых бортов почти с геометрической прогрессией: с 15 штук новых самолетов в 2022 году до 25 шт. в 2023-м и 69 - в 2024 году. 186 новых бортов отечественная промышленность должна произвести в 2029-м. Планировать на горизонте 10 лет не так сложно, однако истинное положение дел в отрасли показывает очевидно более реальные планы на ближайшие годы. Отмены санкций против российской авиаотрасли ждать не приходится, а проблема в отрасли - необходимость обучения инженеров и технического персонала - главная, говорят эксперты ИЭТТП.

Задачи по увеличению объема внутренних авиаперевозок и повышению доступности перелетов для россиян сохраняются, заявил в понедельник президент Владимир Путин на совещании с правительством. "Подчеркну: задача по наращиванию объема внутренних перевозок, по повышению их доступности для граждан, безусловно, остается в числе ключевых - как на этот год, так и в дальнейшем. Причем речь идет в том числе и о местных, внутрирегиональных перевозках, где особое внимание надо уделить отдаленным и труднодоступным местностям", - сказал он.

Глава государства обратил внимание, что по сравнению с 2021 годом заметно некоторое снижение объемов перевозок. "Однако если смотреть в динамике за последние четыре месяца, очевиден также и рост, что в том числе связано с решениями по поддержке отрасли и по стабилизации стоимости билетов", - отметил он.

В первом полугодии 2022 года авиакомпании России сократили перевозки на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было перевезено 43,9 млн пассажиров. На совещании президента с правительством в начале июля глава Минтранса Виталий Савельев связывал это с сохраняющимися ограничениями по полетам в 11 аэропортов на юге России. За весь 2021 год авиакомпании перевезли более 111 млн пассажиров, что на 60,3% больше, чем в ковидном 2020 году, но на 13,4% меньше, чем в 2019-м. За 1-е полугодие 2019 года авиапутешественниками стали более 57,7 млн человек, сообщили в Росавиации.

В конце марта проходило еще одно совещание по авиаотрасли, где Владимир Путин обозначил необходимый объем пассажиропотока на 2022 год - "не менее 100 млн человек". Савельев позже на заседании комитета Госдумы по транспорту уточнял, что надо перевезти 90 млн человек внутри страны и 10 млн - за рубеж.

Эти цифры попали и в утвержденную правительством в конце июня программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, что предполагает снижение перевозок в 2022 к 2021 году на 10%. Далее авторы программы прогнозируют ежегодный прирост показателя. Меры господдержки позволяют сдерживать рост тарифов на авиаперевозки, отмечал Савельев в начале июля. По его словам, на развитие авиапрома правительство уже выделило 153 млрд руб. На данный момент в РФ действуют три программы субсидирования перевозок. По итогам 2022 года по программам субсидирования планируется перевезти около 5 млн пассажиров.

Решение о выделении авиакомпаниям субсидий в 100 млрд руб. для частичной компенсации расходов перевозчиков на полеты внутри страны правительство приняло в апреле. Как пояснял Савельев, средства впервые будут переводиться авиакомпаниям за фактический налет пассажиро-километров на внутренних авиалиниях. "Такая методика поддерживает именно пассажира и стимулирует перевозчика к выполнению полетов и перевозке большего числа граждан, а не к простою техники", - сообщал министр.

Владимир Путин предложил в понедельник подробно обсудить на совещании, "в каких условиях будет работать авиационная отрасль начиная с "низкого" зимнего сезона с учетом того факта, что программа поддержки сейчас рассчитана на период до 31 октября. "Нужно подумать, что после этой даты-то делать. Давайте сегодня это пообсуждаем. При необходимости определим направления дополнительной комплексной поддержки, в том числе аэропортов", - предложил президент.

На совещании также обсудили стоимость самолетов. Высокая стоимость новых российских самолетов не должна перекладываться на плечи пассажиров, заявил Путин.

"Мы понимаем стоимость отечественных авиационных судов, понимаем, что и по каким ценам компании и перевозчики будут покупать. И нужно сделать все для того, чтобы эта стоимость - а она на первых этапах, конечно, будет существенной - чтобы она не перекладывалась на плечи пассажиров", - сказал президент.

По его словам, "необходимо уже сейчас определить экономическую модель, при которой в процессе производства и обновления авиапарка будут учтены интересы российских граждан "в части доступности и удобства перелетов, доступности в том числе и по цене, естественно". Должны быть также сбалансированы интересы авиастроителей и авиакомпаний для создания конкурентных условий приобретения и эксплуатации отечественных воздушных судов, добавил президент.

Еще одним из ключевых вопросов глава государства назвал согласованность графика поставок новой авиационной техники российского производства с заявленными высокими характеристиками.

Путин заявил об уникальной возможности выйти на принципиально новый уровень развития в сфере авиации в РФ. "Сложившаяся ситуация (в которой оказалась российская авиаотрасль на фоне санкций - прим. ТАСС) при всех ее очевидных сложностях дает нам уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития, чтобы в полной мере реализовать собственный научный, технологический, промышленный потенциал - а он у нас есть, у нас хорошие заделы, достались нам еще с советских времен", - сказал Путин.

По словам Путина, "авиационная отрасль должна быть готова к быстрому восстановлению объема услуг". "Внутренний потребительский спрос сейчас активно оживает. И это будет сопровождаться опережающим ростом спроса на авиаперелеты со стороны наших граждан", - добавил глава государства.

На реализацию госпрограммы развития авиаотрасли будет направлено более 770 млрд руб., сообщал премьер-министр Михаил Мишустин. Кроме субсидирования внутренних рейсов средства пойдут также на поддержку авиастроения. Декларируется, что это позволит увеличить долю отечественных самолетов в парках российских перевозчиков с нынешних 33% до 81%.

Основные риски выполнения программы ее авторы видели в выбытии имеющегося парка воздушных судов из-за сложностей с техобслуживанием на фоне антироссийских санкций и неисполнением графика поставок отечественной техники. Через два года РФ может лишиться более половины парка самолетов иностранного производства из-за их разбора на запчасти, прогнозировал Минторг США (см. "НГ" от 30.06.22). Парк самолетов российских авиакомпаний в апреле 2022 года насчитывал 1287 единиц, их них пассажирских - 1101. Доля самолетов иностранного производства была на уровне 67%, при этом на них приходилось около 95% всего пассажирооборота.

Седьмой пакет ограничительных мер Евросоюза против России, принятый на прошлой неделе, помимо прочего, ввел исключения для некоторых видов технического взаимодействия в отношении российской стороны. Однако, отмечают в агентстве "АвиаПорт" со ссылкой на неофициальный перевод материала Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), в действительности исключение сделано на очень узкий круг вопросов, связанных со взаимодействием России и Евросоюза в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО). А все санкции, введенные после начала СВО, включая полный запрет не только на передачу комплектующих, но и оказание даже консультативной помощи российским авиакомпаниям и авиастроителям, остаются действующими и фактически запрещают все виды российско-европейского взаимодействия в сфере авиации.

Цель по объемам перевозок трудноосуществима в текущих реалиях: на 11 закрытых южных портов приходилась пятая часть пассажиропотока, сказал "НГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. "Это не значит, что сокращение будет на 20%, какое-то количество активных пассажиров выберут другие направления, но многие поменяют планы, - говорит эксперт. - Так как цель по объемам пока не корректируется, авиакомпании вынуждены даже в высокий сезон идти на снижение цен на билеты, то есть достижение плана может быть осуществлено в ущерб экономической деятельности перевозчиков".

Западные санкции пока сохраняют свою жесткость, говорит эксперт. "Я бы не ждал каких-то "взрывных историй" в этом направлении, иностранный парк будет сокращаться, и нам надо сконцентрироваться на производстве отечественной техники. Ситуация не безнадежная, у нас есть опыт, РФ - одна из немногих стран в мире, которая делает собственные самолеты. Опыт этот, конечно, пострадал, однако утрачен не был. Восстановление требует времени и финансов, но задача выполнимая. Однако нас ждет длительный период адаптации. Для восстановления отрасли главная задача импортозамещения сейчас - не только станки, а в первую очередь подготовка профессионалов по всей цепочке производства, инженеров и технических специалистов. Без этого планы останутся планами".

"Безусловно, нельзя недооценивать серьезность ситуации и стоящих перед авиационной отраслью задач, - заявили "НГ" в пресс-службе компании "Ростех". - В целом ситуация под контролем. Сейчас мы прилагаем все усилия для поддержания летной годности действующего парка самолетов. "Суперджет 100" выполняет функцию основной машины на региональных маршрутах. Сегодня это порядка 150 бортов. В рамках плановой работы созданы склады запасных частей, работает система ремонта и обслуживания".

"Мы работаем без оглядки на санкции - в приоритете поддержание летной годности гражданских судов отечественного производства и выпуск новых российских лайнеров, - сказали в компании. - Сегодня наша основная задача - обеспечить сегмент пассажирских авиаперевозок комфортными современными судами отечественного производства взамен Boeing и Airbus, которые ушли с нашего рынка".

"Мы работаем без оглядки на санкции - в приоритете поддержание летной годности гражданских судов отечественного производства и выпуск новых российских лайнеров, - сказали в омпании. - Сегодня наша основная задача - обеспечить сегмент пассажирских авиаперевозок комфортными современными судами отечественного производства взамен Boeing и Airbus, которые фактически предали партнерство с Россией и ушли с нашего рынка. Для этого необходимо, во-первых, в кратчайшие сроки завершить импортозамещение тех узлов и компонентов, которые поставлялись из-за рубежа для перспективных авиационных проектов - SSJ-New и МС-21. Во-вторых, стоит задача в течение 2-3 лет выйти на крупносерийное производство пассажирских самолетов. Наш план - свыше 500 самолетов в перспективе до 2030 года. Основной акцент придется на новые модели - МС-21 и SSJ-New. Этих самолетов будут выпущены сотни штук, они станут самыми массовыми в российском небе".

Кроме того, будет также наращиваться производство лайнера Ту-214, сообщили в компании. "Это надежная, сертифицированная машина, которая сейчас поставляется малой серией в интересах специальных заказчиков. Она может выпускаться в пассажирской версии и в ближайшей перспективе станет хорошим подспорьем для наших авиакомпаний. По мере выхода в серию наших новых машин - Суперджет-NEW и МС-21, наращивания объемов выпуска Ту-214, других типов, - наш внутренний рынок будет насыщаться отечественной техникой. А иностранные самолеты будут выходить из парка. Влияние санкций на авиаотрасль значительно сократится, а компании смогут беспрепятственно перевозить пассажиров", - говорят в "Ростехе".

"Авиастроение сильно зависело от поставки иностранных узлов и агрегатов, импортозамещение займет несколько лет, произвести необходимое количество самолетов для замены импортным удастся лишь к началу 30-х годов в лучшем случае, - сказал "НГ" авиаэксперт Илья Шатилин. - Санкции осложняют поддержание летной годности и ограничивают маршрутные сети авиакомпаний. Что касается "смягчения", то формулировка очень обтекаемая; нигде прямо не говорится о разрешении поставок запчастей; как ее будут трактовать - покажет время, пока ничего не изменилось, все поставки идут по серым схемам через третьи страны".

"Что касается перевозок, то сейчас авиакомпании ради получения правительственных субсидий максимизируют налет имеющегося парка, - продолжает эксперт. - Закрытие аэропортов юга может осложнить выполнение поручения президента перевезти не менее 90 млн. пассажиров на внутренних линиях. А закрытие Европы и США не позволяет российским авиакомпаниям летать по прибыльным направлениям и получать валютную выручку, так что сейчас все фактически сидят на шее у государства".

"В последние два с половиной года авиаперевозчики получили множество различных субсидий, льгот и специальных условий для кредитования. Помимо этого, популяризация пассажирских и грузовых авиаперевозок находится в постоянной работе у государственных и частных маркетологов, - говорит первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. - Другой формат государственной поддержки у авиастроения. Одним из важнейших направлений по этой теме является увеличение количества и продуктивности собственных разработок, а также стимулирование внутреннего взаимодействия между проектными бюро, производителями авиационных сплавов и другими участниками процесса создания летательного аппарата и комплектующих к нему"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка