МАИ
28 июля 2022, 10:18
Ученые МАИ придумали систему поиска дефектов самолетов с помощью робота и дрона
В Московском авиационном институте разработан роботизированный комплекс на нейросетевых алгоритмах, позволяющий выявлять дефекты обшивки самолетов
Разработка создана коллективом кафедры 305 "Пилотажно-навигационные и информационно-измерительные комплексы" МАИ под руководством доцентов Александра Черноморского и Дмитрия Суркова. Заказчиком работ выступила компания "Статус Консалт", которая планирует внедрить комплекс в аэропорту города Жуковского.
- Объединение в едином комплексе наземного и летающего аппаратов позволяет сканировать наружную поверхность воздушных судов с разных точек - как снизу, так и сверху. Это повышает эффективность и надежность диагностики, - рассказывает участник проекта, старший преподаватель кафедры 305 МАИ Тимофей Хорев. - Работы в этом направлении ведут многие зарубежные авиакомпании, но самым распространенным подходом является использование одного дрона под управлением оператора. Наш комплекс позволяет проводить осмотр быстрее и точнее. Кроме того, он функционирует в полностью автоматическом режиме.
Наземный робот оснащен разработанной в МАИ комплексной системой навигации, которая позволяет обоим аппаратам автоматически перемещаться по заданным траекториям. В процессе движения они непрерывно информируют друг друга об осмотре точек и готовности к дальнейшему движению. Для обнаружения дефектов используются нейросетевые алгоритмы на основе открытой архитектуры ResNet-101. Также было разработано программное обеспечение, определяющее с помощью нейросети количество дефектов и их координаты.
- Нейросеть позволит выявлять такие дефекты обшивки, как трещины, деформации и другие, - объясняет один из разработчиков ПО, студент института № 3 "Системы управления, информатика и электроэнергетика" МАИ Святослав Хемарин. - Данный комплекс поможет не только уменьшить количество персонала и сэкономить время, необходимое для осмотра воздушного судна, но и определить дефекты, которые трудно заметить человеку.
Обучение нейросети проводилось на сформированной в МАИ выборке макетов различных дефектов воздушных судов. В дальнейшем эту работу планируется продолжить, чтобы достичь еще более высокого уровня диагностики и исключить ложные срабатывания....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114