АО "Авиасалон"
17 августа 2022, 17:37
Первый полет Су-27К: палубной авиации великой морской державы - быть!
17 августа 1987 года состоялся первый полет Су-27К - первого отечественного палубного истребителя трамплинного взлета и посадки. Разработка нового поколения самолетов с использованием технологий укороченного взлета и посадки остается актуальной и сегодня
Необходимость постройки тяжелых авианесущих крейсеров обсуждалась в СССР с 1950-х годов и шла мучительно долго. Роль и место авианосцев в составе Военно-морского флота (ВМФ) доказывали результаты Второй мировой войны, когда авианесущие корабли сыграли решающую роль в боевых действиях на Тихом океане. В конце 1950-х, когда на вооружение Военно-морских сил (ВМС) США начали поступать подводные лодки с баллистическими ракетами, необходимость создания эффективной корабельной авиации стала очевидной. Кроме того, развертывание в мировом океане собственных атомных подводных лодок требовало прикрытия районов их патрулирования от сил противолодочной обороны противника. На вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира на тот момент состояло более двух десятков авианосцев, в том числе атомных, которые могли нести на борту по 70-80 самолетов, взлетавших с палубы с помощью паровых катапульт. В составе ВМФ СССР не было ни самолетов такого типа, ни кораблей, способных их принимать. Вертикально взлетающие Як-38, базирующиеся на крейсерах "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку", по своим летно-техническим характеристикам практически не позволяли решать задачи ПВО по защите соединений ВМФ в открытом море. Со всей очевидностью встал вопрос о создании палубных истребителей с обычными, но укороченными взлетом и посадкой, а также авианесущего крейсера, способного нести такие самолеты.
18 апреля 1984 года вышло постановление, согласно которому новый истребитель должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвертого поколения Су-27, который создавался в ОКБ Сухого с 1970-х годов и к тому времени уже прошел испытания и был запущен в серию. Су-27К (впоследствии Су-33) должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения Су-27 и одновременно обеспечивать выполнение задач противовоздушной и противоракетной обороны на море. В это же время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане. Вместо катапульты в носовой части полетной палубы был установлен трамплин для обеспечения укороченного взлета самолетов типа Су-27 и МиГ-29. Их корабельные версии Су-27К и МиГ-29К должны были стать первыми отечественными боевыми самолетами, способным осуществлять горизонтальный взлет с палубы авианосца и посадку на нее "по самолетному".
Эскизный проект Су-27К был утвержден в феврале 1985 года и имел ряд существенных отличий от "сухопутной" версии: появилось переднее горизонтальное оперение, двухсекционный закрылок, складные консоли крыльев, усиленные опоры шасси, посадочный гак, система дозаправки топливом в воздухе и т.д. Сборка первого опытного Су-27К завершилась летом 1987 года, первый вылет на нем выполнил 17 августа летчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова Виктор Пугачев. Летом 1989 года начался заключительный этап подготовки к посадке самолета на палубу корабля, которая является одним из самых сложных элементов пилотирования. Приведение самолета в расчетную точку касания, особенно в условиях качки, требует от летчиков высочайшего мастерства.
Исторический момент наступил 1 ноября 1989 года: В. Пугачев безукоризненно выполнил первую в истории отечественной авиации посадку самолета обычного типа на корабль. Через полтора часа Токтар Аубакиров впервые посадил на палубу МиГ-29К, в тот же день летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Александр Крутов выполнили посадку на палубу на учебно-тренировочном Су-25УТГ. Позже первым из строевых летчиков ВМФ выполнил посадку на палубу авианосца легендарный Тимур Апакидзе.
В середине декабря 1995 года "Адмирал Кузнецов" отправился в свой первый длительный поход - начался стодневный бросок в Средиземноморье. На борту авианосца находились палубные истребители Су-27К, учебные самолеты Су-25УТГ и вертолеты Ка-27. 31 августа 1998 года указом президента РФ корабельный истребитель Су-27К был принят на вооружение ВМФ России под обозначением Су-33.
Спустя 35 лет после первого полета Су-33 задача разработки нового поколения палубных самолетов вновь актуальна и потребует обеспечения возможности строительства соответствующих авианесущих боевых кораблей, что впервые за 30 лет после распада СССР предусматривает новая морская доктрина России.
Тема палубной авиации на МАКС исторически связана с Су-33: в 1992 году первый отечественный палубный истребитель предстал перед посетителями "МосАэрошоу-92", и с тех пор самолеты Су-33 постоянно участвуют в МАКС, который остается традиционным местом премьер в области отечественной боевой авиации. Так, впервые на МАКС-2021 был представлен концепт перспективного комплекса палубной авиации Корпорации "МиГ" в составе многофункционального корабельного истребителя пятого поколения и работающего с ним в связке беспилотника массой более десяти тонн. Самолет проектируют с широким применением технологий "стелс", он сможет летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа, использовать искусственный интеллект для подсказки летчику оптимальных решений, одинаково эффективно уничтожать воздушные и наземные цели. Характеристики нового палубника ОКБ Микояна пока неизвестны, конструкторы работают в том числе и над вариантом с вертикальными взлетом и посадкой. Параллельно рассматриваются и новые варианты авианосцев, предусматривающие наличие катапульты, значительно упрощающей взлет. Кроме того, в рамках авиасалона состоялась премьера образца первого российского однодвигательного легкого истребителя Су-75 Checkmate от компании "Сухой", на базе которого в перспективе также может быть создан палубный истребитель....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции