Аргументы и факты
18 августа 2022, 17:27
Глава Хабаровского края Михаил Дегтярев: заменит ли Китай нам Европу
"У нас в крае 1,3 млн населения, безработица меньше 1%. К нам на стройки приезжают со всей России и остаются. За прошлый год миграционное сальдо впервые за 10 лет положительное - плюс 5,5 тыс. человек. И все это за счет больших проектов"
Когда в Хабаровске появится сухой порт?
- Михаил Владимирович, Дальний Восток может стать воротами нашей страны в остальной мир?
- Конечно.
- А готов ли он к этому?
- Активно готовимся. И тому подтверждение - огромные стройки, которые идут сегодня в первую очередь в транспортной инфраструктуре. Мы сейчас находимся в активном строительстве международного аэропорта Хабаровск мощностью 1 млн пассажиров в год.
Это будет самый современный на Дальнем Востоке аэровокзал, который запустим в марте следующего года. Возводит его турецкая компания. Кроме того, строятся новый угольный порт "Эльга", самый северный в нашем крае, мощностью 30 млн тонн, и тихоокеанская железная дорога, которая значительно севернее БАМа. А еще есть восточный полигон РЖД. То есть мы будем операторами трех крупнейших магистралей - Транссиб, новая Тихоокеанская железная дорога и БАМ, со штабом Дальневосточной железной дороги в Хабаровске, и, разумеется, с конечными портами Ванино и Советская Гавань.
В Ванино несколько новых портов построено, плюс идет модернизация действующих в Советской Гавани и самом Ванино. Еще готовим к строительству огромный универсальный порт Дальний, до 45 млн тонн грузов в год - контейнеров, удобрений, машин, тракторов, возможно, нефтепродуктов. В следующем году начинается строительство. Поэтому суммарный грузооборот только по нашему краю удвоится в ближайшие годы. Плюс провозная мощность Восточного железнодорожного полигона увеличится. По БАМу в 2008 году перевозили в направлении Ванино - Советская Гавань 8 млн тонн в год, сегодня это 43 млн тонн.
А по завершении модернизации, когда будут пробиты Дуссе-Алиньский и Кузнецовский тоннели плюс построены вторые пути, провозная мощность превысит 80 млн тонн. Вот сухие цифры: 2008 год - 8, 2022-й - 43, а после 2026-го будет больше 80. Это и рабочие места, и грузы в обоих направлениях.
Государство и бизнес тратят на это развитие огромные ресурсы. И все благодаря курсу, который провозгласил президент России Владимир Путин. И мы ему следуем. И плюс еще мы грузопассажирский пункт пропуска на острове Большой Уссурийский сейчас проектируем, дело сдвинулось с мертвой точки. Это самая ближняя к Хабаровску точка будет. Мы реанимировали этот проект, выступили инициаторами по изменению статуса пункта пропуска на грузопассажирский, потому что до этого он планировался как пассажирский. Нам надо активнее торговать с Китаем. И мы видим, что только в первый год 700 тыс. тонн перевалим через него автомобильным транспортом. И в продолжение развития мы на ВЭФ подпишем соглашение с РЖД и коммерческой структурой по строительству сухого порта в Хабаровске. Он позволит дальше маршрутизировать грузы из Приморья, из наших Ванинских портов и в перспективе с этого грузопассажирского перехода. И таможенные процедуры будут проходить не в портах, а на площадке у нас, в Хабаровске.
- Каков масштаб?
- В год - полмиллиона TEU - 20-футовых контейнеров. Краны, ж/д пути, поезда, фуры - все как муравейник будет бурлить. То есть полмиллиона, в году 365 дней - можно посчитать, в день больше тысячи контейнеров.
- Когда начнет работать этот порт?
- Инвестор считает, за 2-3 года справится. Мы будем увязывать его с грузопассажирским пунктом пропуска на Большом Уссурийском острове, плюс сейчас зреет проект создания трансграничных ТОРов (территорий опережающего развития). Мы Большой Уссурийский номинируем на этот статус после того, как в правительстве будет принято решение о формате и условиях комплексного освоения острова. Мы бы хотели видеть там межгосударственный ТОР и зону свободной торговли и, конечно, склад, который напрямую повлияет на параллельный импорт, который мы хотим развивать. Думаю, все эти санкции надолго, и надо приспосабливаться, а лучше, чем Хабаровский край, к этому никто не готов.
Бюрократия не помеха
- А не получится так, как сейчас с пограничными пунктами, когда рамка для антиковидной обработки стоит практически бесхозная, неизвестно, кому заливать жидкость туда для обработки машин, поэтому машины идут мимо, а китайцы смотрят в бинокль и говорят: вы к нам не приезжайте в таком виде. Не упрется ли величие этих идей в бесхозность?
- Это вы, наверное, о Приморских пунктах пропуска? У нас не упрется, потому что оператором выступает правительство края. Мы этот проект номинируем, мы его будем поддерживать, контролировать, и грузопассажирский пункт будет построен по самым современным технологиям. Конечно, нужно будет проводить межведомственные согласования. Понятно, что Россельхознадзор, Роспотребнадзор, таможня, пограничники там будут. Возможно, по поручению государства координировать процесс запуска и работы будет инвестор, почему нет?!
- Но если предусмотрен инвестор, то это будет коммерческая структура?
- Все будет зависеть от проекта развития, в том числе от возможной зоны свободной торговли. Идеологически проект остров Большой Уссурийский стоял, потому что очень много лет все обсуждали, что там будет и что там делать. Когда мы с моей командой пришли в 2020-м, то сразу все перевернули - назад поставили телегу, а лошадь - вперед. Сначала "калитку открыть", чтоб пошли грузы, пассажир поехал и наш в Китай, и китайский к нам, и потом все вокруг будем обустраивать, а не наоборот.
- Почему раньше не приходило никому это в голову?
- У меня на столе три концепции этого острова. Даты - 15, 17, 19-й годы. Замки из дождя, красивые картинки. А калитка закрыта. Это же дичь. Во всем этом усматриваю волокиту, возможно, кем-то и спланированную. Но у меня лично есть желание и готовность развивать остров в интересах России, Хабаровского края, нашего бизнеса, в том числе малого и среднего. Наша лошадь уже впереди телеги: полдела сделано. Мы уже существенно продвинулись и в головах общественности, и в головах людей, принимающих решение на разных этажах власти. Мы регулярно общаемся с губернатором провинции Хэйлунцзян, господином Ху Чаншэна. Спасибо Юрию Петровичу Трутневу, он нас поддерживает.
- А забор вы когда снесете на этом острове?
- По плану к 2026 году. В этом году заканчиваем проектирование подъездной дороги, в следующем - проектирование пятна самого комплекса и дорогу начинаем строить. Это уже в конце 2023 - начале 2024-го. В конце 2025-го - начале 2026-го должны закончить.
- А не получится так, что у китайцев на Дальний Восток немного другие планы?
- Мы, выстраивая ту же логистику Большого Уссурийского острова, до тонны сверяем будущий грузопоток. И он полностью у нас совпадает - наши оценки и оценки китайской стороны. Первый год разгоночный, это еще до санкций считали, грузопоток 700 тыс. тонн. Но мы видим уже больше и в течение двух лет после запуска разгонимся до 1 млн 500 тыс. тонн. Мы им поставляем нашу рыбу, морепродукты, продукцию уже переработанную в том числе нашими предприятиями. Это пиломатериалы (круглый лес у нас под запретом), это, конечно, нефтепродукты, уголь, стройматериалы. Китайцы активно берут утеплители производства хабаровскогозавода "Технониколь", крупнейшего на Дальнем Востоке. Они сейчас тащат кружным путем через приморские порты в Китай продукцию. То есть, чтобы в северный Китай попал наш утеплитель, он идет на юг по ж/д, грузится на суда, идет в порт Далянь, бывший Дальний, оттуда по ж/д или автомобильным транспортом - на северный Китай, на границу с Хабаровским краем. Ужас.
Мы со своей стороны берем китайские продукты, тоже какие-то стройматериалы, номенклатуру, которой у нас нет, машины, механизмы. Все это идет через Приморье, а должно напрямую - через остров Большой Уссурийский.
Соблюдает ли Китай санкционный режим
- А китайцы не боятся вторичных санкций? В этом плане они готовы с нами работать?
- У нас торговля идет. И надо сказать, что мы 2020-2021 годы пережили с закрытыми пунктами пропуска из-за пандемии. У нас есть пункт пропуска в Бикинском районе, называется "Покровка", там паромная переправа через Уссури, в этом году пошел небольшой грузопоток. Мы, конечно, соблюдаем все меры по антиковидным ограничениям, как и китайская сторона. И у нас за июнь и июль грузооборот по этому пункту пропуска плюс речным транспортом и в порт Фуюань составил 370 тыс. тонн. Из Китая везли продукты и товары народного потребления, они уже в наших магазинах, а мы туда стройматериалы и уголь.
В целом, транспортный кластер для нас номер один. Он заточен на экспортные и импортные операции. И мы его будем развивать, потому что это рабочие места, налоги и большой вклад в валовый региональный продукт. У нас сегодня первые налогоплательщики - это транспортная отрасль.
- В бизнес-переговорах не возникает вопрос "мы боимся, нас американцы жмут"?
- Нет. Все, что наш бизнес запрашивает, китайская сторона поставляет, торгует активно. Я больше скажу: многие горнорудные предприятия сегодня пересматривают свои бизнес-планы на оборудование из Китая. У них вполне конкурентоспособные цены, хорошее качество. Просто наши мало смотрели в сторону Китая, потому что рынок был завоеван западными компаниями. А что такое завоеван? Это значит, налаженный сервис, отработанные схемы поставок в головах у наших менеджеров. Просто они привыкли так работать. Сейчас закрылось - и они начинают работать по-другому. Это касается и белорусских партнеров. Наши бизнесмены повернулись в сторону Белоруссии после того, как мы съездили к президенту Лукашенко, привезли нашу бизнес-миссию в Минск. Они все это посмотрели - можно брать. Теперь вместо условных Камацу или Хитачи берут белорусские машины, российские, китайские. У нас на строительстве Тихоокеанской железной дороги сейчас в основном работают МАЗы, БелАЗы, МоАЗы и китайские грузовики. Произошла переориентация в голове у многих. То же самое с сельским хозяйством. Ферму мясомолочную мы сейчас планируем строить на российские деньги по белорусским технологиям, ставить белорусские линии, они зарекомендовали себя очень хорошо. Но бизнесмен, прежде чем мы его к этому сподвигли, планировал ставить итальянское оборудование. Спрашиваешь: зачем? Да вроде как-то привыкли.
Это импортозамещение мозгов называется. Уверен, мы его пройдем с успехом. Будет тяжело. Не буду скрывать, у нас свыше 1350 наименований разных импортных комплектующих для наших предприятий, которые нужно заменять. И по каждому мы отработали вместе с Минпромторгом России и Минпромторгом Хабаровского края. Если в процентах, то 50% нашли наше, 30% нашли в Азии и где-то по 20% нужно что-то придумывать. Будем придумывать, не впервой.
Культурный обмен
- В России боятся китайцев. Забор снесете - все придут сюда, заселят наши благодатные земли.
- Совместные предприятия должны работать, налоги платиться в российский бюджет. Потом, если мы говорим о туристах, то законодательство дает нам большие полномочия. Эта тема мне знакома, потому что я в Госдуме возглавлял комитет по спорту, туризму и делам молодежи, и мы этой темой предметно занимались. Там, где власть не занимается администрированием въездного туризма так, как положено по закону - бардак. Серые схемы, серые туристические компании, никаких налогов. Это неправильно. Транспортные компании должны быть отечественные, можно с частично китайским капиталом. Питание только в наших местах общепита, в соответствии с СанПиНом. По закону теперь ни один гид без аттестации на рынок не выйдет, этот законопроект я лично вносил в Думу.
У китайских туристов огромный спрос на наши хабаровские маршруты по разным причинам. Хабаровск - самый большой европейский город на Востоке. Владивосток меньше и немножко там другой коленкор, это все-таки портовый город. А Хабаровск - имперский европейский город, с широкими улицами, музеями, театрами, набережной. Полотна Тициана и Рубенса у нас в Художественном музее, например. Наше изобразительное искусство пользуется потрясающим спросом у китайских товарищей. Они очень любят покупать работы наших художников, у них это правило хорошего тона. Поэтому мы начинаем в следующем году проектирование и строительство большого Дальневосточного художественного музея, на 20 тыс. квадратных метров на берегу Амура. Там, в том числе, предоставим возможность нашим творческим людям выставляться, продавать, работать, зарабатывать. Плюс мы в скором времени отдадим один объект в Хабаровске под креативный кластер, где будут мультипликаторы, аниматоры работать. И там тоже будет спрос, в том числе с Востока.
Идеи на будущее
- Какие новые производства планируете?
- Будем строить завод и самолеты "Байкал". Юрий Петрович Трутнев нам помог, ему за это спасибо. Предприятие разместим в Комсомольске-на-Амуре. Строится огромный ГОК "Мальмыж", готовится к стройке совгаванский ГМК, второй ГМК в Амурске будет запущен в ближайшее время. Энергомаш и Дальхимфарм загружены. Наши два судостроительных завода работают ритмично, КнААЗ выпускает СУ −35, Су-57...
- О самолетах поподробнее...
- Планер Superjet New в начале августа доставлен в Москву для статических испытаний. И мы сертификацию готовы проходить. Superjet New полностью импортозамещенная машина.
Осталось дождаться моторов. По плану - 2023 год. Заказы на "Байкал" сформирован. За 4 года с момента запуска только для Дальнего Востока мы построим 105 машин.
- Где людей набрать столько под эти все проекты?
- Для эксплуатации больших проектов после запуска мы уже готовим специалистов: и под новые порты, и под железную дорогу, и на производства. Например, наши ребята уже учатся для работы на производстве самолетов "Байкал": там понадобится ИТР, около 90 человек.
А вот десятков тысяч людей для стройки нам не хватает. Потому что в крае на 1,3 млн населения безработица на историческом минимуме, меньше процента. К нам на стройки приезжают и остаются со всей России, за прошлый год миграционное сальдо впервые за 10 лет положительное, +5,5 тыс. человек. Это за счет больших проектов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114