Военное обозрение
6 сентября 2022, 17:13
Ту-160М в процессе строительства и модернизации
Российская авиационная промышленность и смежные отрасли работают над возобновлением серийного строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160
Параллельные программы
Принципиальное решение о возобновлении постройки Ту-160 было принято в 2015 г. Вскоре стало известно, что такие самолеты будут строиться по обновленному проекту. Для выполнения таких планов следовало восстановить некоторые технологии и процессы, а также внедрить современные решения. В 2017 г. министерство обороны объявило о проведении очередной программы модернизации имеющихся бомбардировщиков.
На тот момент в составе дальней авиации ВКС имелось 16 самолетов Ту-160. Все они в средней перспективе должны были пройти капитальный ремонт и модернизацию. Количество требуемых бомбардировщиков новой постройки определили в 50 ед. В Минобороны считают, что это позволит постепенно усилить дальнюю авиацию в количественном и качественном отношении. В отдаленном будущем начнется списание бортов старой постройки, и в строю их заменят последние представители серии.
Первые контракты в рамках программы восстановления производства были заключены еще в 2015 г. Эти соглашения оговаривали как строительство самих самолетов, так и выпуск требуемых агрегатов. В частности, большое внимание уделили возобновлению производства двигателей НК-32. Ведущую роль в программе получил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, ранее строивший Ту-160 и другие дальние бомбардировщики.
В начале 2018 г. появился первый контракт на строительство партии из 10 новых самолетов до 2027 г. Такое производство предстояло запустить с нуля и без использования уже имеющихся агрегатов. К этому времени также началась выдача заказов на проведение модернизации имеющихся бомбардировщиков.
Согласно разным сообщениям, модернизированные и вновь построенные бомбардировщики будут практически идентичны. Два проекта предусматривают использование общих компонентов и технических решений. При этом в открытых материалах проект модернизации именуется Ту-160М, а для техники новой постройки используется индекс Ту-160М2.
Первые самолеты "М" и "М2" изначально ожидались в конце десятых годов. Через несколько лет, к 2023-му, предполагалось начать серийное производство и модернизацию с требуемым темпом. В дальнейшем график программ пришлось пересмотреть, но работы продолжаются и постепенно дают требуемые результаты.
Новая серия
В ходе восстановления технологий и компетенций Казанский авиазавод собрал самолет Ту-160 из имевшегося у него задела. Выкатка этой машины состоялась в ноябре 2017 г. Ее строительство подтвердило способности предприятия и смежников к решению столь сложных задач. В январе следующего года бомбардировщик выполнил свой первый полет. На этом этапе ему присвоили имя бывшего главкома ВВС СССР и России Петра Дейнекина.
В начале 2018 г., в соответствии с новыми контрактом, началось строительство первого Ту-160М2 новой серии - без применения имеющегося задела. Общая сложность проекта и пандемия 2020 г. негативно сказались на темпах работ, однако Казанский авиазавод справился с поставленными задачами. Так, в августе прошлого года впервые открыто показали строящийся самолет. На тот момент была завершена сборка большей части планера, и уже велась установка некоторого оборудования.
К концу прошлого года строительство было завершено, и самолет отправился на летно-испытательную станцию авиазавода. После требуемых проверок на земле, 12 января 2022 г. первый Ту-160М2 новой постройки впервые поднялся в воздух. В течение получаса бомбардировщик демонстрировал летные и маневренные характеристики.
По известным данным, летные испытания и доводка нового самолета продолжаются до сих пор. Согласно контракту 2018 г., они должны завершиться в следующем году, и ракетоносец отправится в строевую часть. Поводы для пессимизма пока отсутствуют, и можно ожидать, что такие планы будут выполнены.
Ремонт и модернизация
Капитальный ремонт и модернизация строевых Ту-160 начались в 2017 г., после подписания соответствующих контрактов. Первым для переоснащения на Казанский авиазавод был передан самолет с именем "Игорь Сикорский". Он был построен в восьмидесятых годах и являлся 14-м в первой серии.
По имеющимся данным, был проведен ремонт планера с восстановлением и/или заменой агрегатов. Также заменили ряд общесамолетных систем, кабелей и трубопроводов. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования подвергся серьезной перестройке с применением современных приборов. Кроме того, штатные двигатели НК-32 старого производства заменили недавно собранными НК-32-02.
Первый модернизированный Ту-160 вышел на заводские испытания осенью 2020 г. В начале ноября состоялся первый полет, и самолет подтвердил расчетные характеристики. В начале марта 2021 г. "Игорь Сикорский" перелетел в Жуковский для прохождения дальнейших испытаний на базе фирмы "Туполев".
Параллельно с этими событиями в Казани осуществлялись ремонт и модернизация следующего строевого самолета. 17 сентября 2021 г. он совершил свой первый полет в обновленной конфигурации. Какой из бомбардировщиков прошел модернизацию, неизвестно. О передаче какого-либо из строевых ракетоносцев до того не сообщалось, а в воздух самолет поднялся без характерной белой окраски с красным именем на борту и с новым регистрационным номером.
По известным данным, оба модернизированных самолета пока проходят испытания и доводку. Точные сроки завершения этих работ неизвестны. Точная информация о работах на следующих бортах пока отсутствует.
Ключевой этап
Таким образом, с момента своего запуска две программы дали определенные результаты. В первую очередь, Казанский авиазавод и смежные предприятия восстановили производство самих самолетов Ту-160 и ряда ключевых агрегатов. Также были разработаны два проекта, по которым осуществляются строительство и модернизация. По итогам этих мероприятий удалось перейти к реальным работам.
К настоящему времени готовы четыре самолета. Первый достроили из ранее созданного задела, а второй собирался с нуля. Еще два бомбардировщика были взяты из строевой части и прошли восстановление и модернизацию. Все новые и обновленные Ту-160М(2) сейчас проходят испытания и доводку. Уже в 2022-23 гг. их могут передать заказчику.
В марте вице-премьер Юрий Борисов рассказал, что производство и ремонт идут по плану. В связи с этим уже в текущем году ожидается еще один самолет новой постройки и один модернизированный. Какой из строевых Ту-160 сейчас получает новые узлы и агрегаты, не уточнялось.
Нетрудно заметить, что текущие испытания новых и обновленных ракетоносцев продолжаются достаточно долго. Причины этого просты. Речь идет о первых самолетов двух новых проектов, которые нуждаются во всесторонней проверке и доводке. По итогам этих работ осуществляется доработка существующих проектов.
Нынешний этап двух проектов имеет особое значение. От его итогов зависит то, как в дальнейшем будет идти строительство и обновление самолетов. За счет выявления и исправления возможных недочетов на текущем этапе удастся исключить потенциальные проблемы в будущем. Кроме того, это положительно повлияет на трудоемкость и скорость постройки и модернизации следующих самолетов.
Вполне возможно, что ранее оглашенные планы будут успешно выполнены. Промышленность может сдать первые самолеты Ту-160М(2) уже в следующем году. Дальнейшие работы пойдут по проверенному пути, и сдача самолетов станет регулярным мероприятием.
Видимый прогресс
Таким образом, программа строительства новых Ту-160 и проект модернизации имеющихся успешно продвигаются вперед, и присутствует видимый прогресс. Несколько самолетов вышли на испытания и приближаются к их завершению. В ближайшее время ВКС смогут получить требуемую технику с повышенными характеристиками и новыми возможностями.
Следует отметить, что пока темпы работ не выглядят высокими. Однако на текущем этапе значение имеет не скорость, а качество, как при строительстве, так и в ходе доводки. При этом нужно помнить, что обновленным и вновь построенным Ту-160М(2) предстоит служить еще десятки лет, и спешка попросту не имеет смысла....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции