Советский Сахалин
15 сентября 2022, 15:08
От Большой Елани до Хомутово. Воздушные ворота островной области расширялись вместе с ее границами
Сразу после освобождения южного Сахалина встал вопрос о создании воздушных ворот в бывшей Тоехаре
Эпоха Ли-2 и Ил-12
Именно оттуда начали летать первые гражданские самолеты в Хабаровск, а также в северную часть острова - в Александровск-Сахалинский, Оху (там давно была аэродромная инфраструктура) и на Курилы, где остались аэродромы после японцев. Воздушным извозчиком был самолет Ли-2, ставший после войны настоящей палочкой-выручалочкой.
В 1951 году аэропорт смог принимать новые для того времени самолеты Ил-12. На них начались регулярные рейсы из областного центра в Хабаровск, Шахтерск, Зональное, на южные Курилы. Сформировалась привычная нам и сегодня география полетов.
Не все знают, что с Ил-12 началось воздушное сообщение областного центра с Москвой. Маршрут проходил с большим количеством посадок. Время в пути со всеми остановками занимало 28 часов!
Эпоха Ил-18
Со второй половины 50-х годов на вооружении авиаторов появились пассажирский Ил-14, вертолеты Ми-1 и Ми-4. В 1957 году до 1 тыс. метров удлинили взлетно-посадочную полосу (ВПП) в Большой Елани, началось возведение нового аэровокзала с диспетчерской вышкой. Масштабная для того времени стройка закончилась в 1961 году.
Поскольку объемы перевозок на материк и внутри области возрастали, все ощутимее была необходимость в использовании новых самолетов и создании для них новой воздушной гавани. Место для нее выбрали в Хомутово - там, где сейчас находится аэропорт областной столицы. Обустройство площадки и всей необходимой инфраструктуры шло несколько лет, а официально новую гавань открыли 20 февраля 1964 года.
Радости всех авиаторов не было предела - аэродром заимел новую железобетонную ВПП длиной 2200 м. В Южно-Сахалинск из Москвы с одной посадкой в Красноярске стал летать Ил-18, время в пути сократилось до 16 часов.
На следующий год сдали здание нового аэровокзала, где разместились стойки регистрации пассажиров, багажное отделение, а также другие структурные подразделения аэропорта.
Эпоха Ил-62
К тому времени уже появился подходящий лайнер Ил-62 - более скоростной и более комфортабельный. На нем можно было сократить время полета с Сахалина в Москву. Но для Ил-62 требовалось удлинить взлетную полосу в Южно-Сахалинске. Частично решить эту проблему удалось только в середине 80-х годов. Ил-62 стал летать с посадкой в Хабаровске по пути в Москву (в обратную сторону садиться там было не нужно), время перелета сократилось до 8 часов!
В 90-е годы на смену Ил-62 пришел более современный Ил-86, он стал возить людей в столицу через Красноярск. Время в пути с учетом остановки составляло 13 часов, зато этот самолет мог брать на борт почти в два раза больше пассажиров и багажа. Это было весьма кстати в сезон отпусков.
Оставалось преодолеть еще одну планку - добавить недостающую длину взлетной полосе, чтобы по пути с острова в столицу самолет не делал посадку в Хабаровске. Начавшиеся реформы затормозили процесс. Лишь в 2000 году завершилось строительство необходимого 700-метрового участка "взлетки" в южной части аэродрома. После этого началась эпоха беспосадочных полетов в столицу и обратно. Пассажиров стали возить Ил-96, а потом зарубежные "Боинги" с "Эйрбасами".
Ну а сейчас аэропорт штурмует новые высоты. Они связаны со строительством нового аэровокзального комплекса, начавшимся в октябре 2017 года. Еще раньше появился современный багажный терминал, который сводит к минимуму ожидание получения сумок и чемоданов.
В том же 2017 году аэропорт получил разрешение на прием и выпуск широкофюзеляжного самолета Boeing-747 и крупнейшего грузового воздушного судна Ан-124-100 ("Руслан"). Это открывает новые перспективы.
Историческая справка
В 1967 году аэропорт областного центра стал местом, где установили мировой рекорд по дальности полета. Его авторы - женский экипаж самолета Ил-18Д в составе командира Героя Социалистического Труда Любови Улановой, второго пилота Валентины Слободской, штурмана Гертруды Олехнович, бортинженера Валерии Поповой и бортрадиста Марии Адаменко.
Представительницы слабого пола совершили первый беспосадочный перелет из Симферополя в Южно-Сахалинск. Расстояние в 7680 км покрыли за 12 час. 12 мин.
"Советский Сахалин" подробно рассказывал о прилете отважных летчиц в номере от 17 октября 1967 года. Покойный ныне журналист Карл Рендель встречал женщин прямо у трапа, успел поговорить с командиром, когда она еще находилась в воздухе, из диспетчерской вышки. В знак признательности Любовь Уланова собственноручно написала всем читателям: "Рады сообщить, что наш перелет Симферополь - Южно-Сахалинск прошел успешно" и оставила свой автограф. Это краткое письмо поместили на газетную полосу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Советский Сахалин». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции