О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Реактивная парта с ракетным вооружением

Современный истребитель - продукт чрезвычайно дорогой, и, если нет подготовленных пилотов, - бессмысленный. Летать будущие летчики-истребители начинают на легких винтовых самолетах, затем пересаживаются на учебно-тренировочные (УТС). Россия - единственная страна в мире, предлагающая сразу две близкие по характеристикам модели в этом довольно узком и весьма специфическом секторе. Это, прямо скажем, странно, но шансы у обеих тем не менее есть. В ближайшие десять лет Россия может продать УТС на $1,9-2,4 млрд.

Потребность в УТС для каждой конкретной страны определяется исходя из принятой схемы подготовки пилотов. В США пилот в качестве первоначального обучения осваивает реактивный учебно-тренировочный самолет, потом пересаживается на реактивный самолет для повышенной подготовки (так называемый advanced jet trainer - AJT), после чего он готов для полетов на истребителе. В России и Китае после УТС для первоначальной подготовки используется учебно-боевой двухместный вариант штатного истребителя. Во Франции, Великобритании и ряде других стран принята типовая схема подготовки с одним универсальным реактивным УТС. Впрочем, точную границу между реактивными УТС для первоначальной и повышенной подготовки вряд ли возможно провести.

Новый подход к обучению

В последние годы наблюдается изменение концепции подготовки летного состава - идет отказ от учебно-боевых вариантов основных истребителей в пользу специализированных УТС. Объясняется это просто: эксплуатация учебного борта обходится в 6-15 раз дешевле, чем учебно-боевого истребителя. К тому же большинство УТС повышенной подготовки можно использовать и в качестве учебно-боевых машин - они оснащены соответствующим оборудованием и вооружением. На базе УТС создаются и серийно выпускаются легкие боевые самолеты (ЛБС), предназначенные для применения в конфликтах низкой интенсивности в качестве штурмовиков (реже - истребителей).

Смена концепции порождает и более высокие требования к УТС. Лучше всего им отвечают самолеты с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). На них нет жесткой (механической или гидравлической) связи между ручкой управления или штурвалом и управляемыми аэродинамическими плоскостями - посредником выступает компьютер. С разными целями ЭДСУ применяется сейчас и на истребителях, и на пассажирских лайнерах, но в случае УТС эта система способна решить еще одну задачу - "перепрограммировать" самолет так, что он будет воспроизводить особенности пилотирования на конкретных типах истребителей. Такой УТС можно использовать не только для обучения, но и для тренировок строевых летчиков. Это в несколько раз снижает стоимость эксплуатации парка ВВС за счет экономии ресурса боевых самолетов, а также позволяет отказаться от закупки УТС на базе штатных истребителей.

В то же время способность к полетам на сверхзвуковых скоростях - для УТС достаточно спорное качество. По оценкам, такие полеты составляют лишь 1% типового учебного курса. А сверхзвуковые УТС, при прочих равных характеристиках, в 1,4-1,8 раз дороже, чем дозвуковые. По цене и стоимости эксплуатации они уже приближаются к легким истребителям четвертого поколения.

В целом, по оценке американской консультационной фирмы Forecast International/DMS, с 2003 по 2012 г. в мире будет выпущено 2238 УТС военного назначения на общую сумму $17,5 млрд. Сегмент реактивных УТС будет расти опережающими темпами: объем продаж за 10 лет составит $13,63 млрд (1071 машина). Прогноз развития рынка представлен на диаграмме.

Российские альтернативы

Российские самолетостроители выступают в сегменте дозвуковых УТС, зато сразу с двумя моделями - МиГ-АТ и Як-130. Обе машины участвовали в конкурсе Минобороны. В результате в марте 2002 г. победил Як-130. На решение конкурсной комиссии повлияло то обстоятельство, что Як-130 - не только учебно-тренировочный, но и учебно-боевой самолет, оснащенный прицельным комплексом, легкой броневой защитой и способный нести до 3 т управляемого и неуправляемого вооружения. В то же время МиГ-АТ лучше соответствует требованиям к универсальному УТС, который должен решать задачи как первоначальной, так и повышенной подготовки.

Поскольку доля государственного финансирования была весьма незначительной, победа Як-130 в конкурсе ВВС РФ не привела к отказу РСК "МиГ" от программы МиГ-АТ. Так что на внешнем рынке оба самолета отчасти конкурируют друг с другом.

Активное участие в программе МиГ-АТ принимают французские фирмы Snecma (ее двигатели составляют до 25% стоимости нового самолета) и Thales Avionics (бортовое оборудование, до 15%). В то же время доступ МиГ-АТ на рынок Франции закрыт, поскольку он может повредить европейской программе MAKO. Можно ожидать продажи МиГ-АТ в страны, активно закупающие французское и российское оружие, скажем в Алжир. По прогнозу Forecast International/DMS, в ближайшие 10 лет будет продано 90 МиГ-АТ.

В свою очередь, Як-130 имеет итальянского "брата-близнеца" - M-346 компании Aeromacchi. До 2000 г. работа над Як/AEM-130 шла совместно, но затем ОКБ им. Яковлева продало Aeromacchi часть технической документации на самолет за $77 млн. Это позволило завершить работы по Як-130, но способствовало появлению конкурента. Однако, по соглашению с итальянцами, M-346 закрыт доступ на рынок стран СНГ, а Як-130 не может поставляться в страны НАТО, где его шансы и так невелики. По заявлению российского Минобороны, его заказ составит не менее 200 самолетов Як-130. В то же время Forecast International/DMS прогнозирует в ближайшие 10 лет выпустить 70 Як-130, значительная часть которых, по-видимому, будет закуплена ВВС РФ.

Наиболее вероятными первыми заказчиками Як-130 за рубежом станут государства, имеющие на вооружении Су-30МК, поскольку в 2001 г. ОКБ им. Яковлева и ОКБ им. Сухого заключили соглашение о совместном продвижении двух самолетов на рынок.

Вероятным заказчиком Як-130 остается Индия, куда самолет продвигает ФГУП "Рособоронэкспорт". Forecast International/ DMS оценивает рынок Индии в 146 УТС. В прошлом году Индия приняла решение о закупке 66 УТС Hawk. Оставшиеся 80 самолетов - это привлекательный заказ, за который пойдет борьба. В ней на стороне Як-130 выступит и корпорация "Иркут", поставляющая в Индию истребители Су-30МКИ, поскольку достигнуто соглашение о вхождении ОКБ им. Яковлева в эту корпорацию. По прогнозам, из оставшегося индийского заказа Як-130 может претендовать, как минимум, на половину, так что общий объем продаж Як-130 на 2003-2012 гг. составит 100-120 самолетов на сумму $1,2-1,45 млрд.

Лидеры настоящие и будущие

В мире разрабатывается, выпускается и предлагается к продаже порядка 20 типов реактивных УТС, каждый из которых имеет до 5 основных модификаций. Однако реальные перспективы имеют не более 8 моделей. Причина в том, что ряд стран (Япония, Аргентина, Румыния, Польша, Чехия, Швеция и др.) финансируют программы УТС в интересах развития собственной авиационной промышленности. На мировом рынке такие самолеты составляют либо весьма слабую конкуренцию, либо вообще никакую.

По мнению Forecast International/DMS, в первой половине прогнозного срока лидером продаж (около 30% в стоимостном выражении) будет дозвуковой однодвигательный Hawk (BAe Systems, Великобритания). На рынке УТС он занимает такое же доминирующее положение, как F-16 среди истребителей. Поставки заказчику начались в 1976 г. Около 900 УТС Hawk эксплуатируется в 22 странах. Кроме того, под названием T-45A самолет выпускается в США для авиации ВМС. До 2012 г. ожидаются поставки 130 Hawk и 40 T-45A, причем основная их часть приходится на 2003-2007 гг.

Во второй половине прогнозного срока лидерство по объему продаж (42,9%) захватит новый сверхзвуковой однодвигательный самолет MAKO европейского аэрокосмического концерна EADS. Это основной претендент на роль стандартного европейского УТС, носящего, по аналогии с истребителем Eurofighter, условное наименование Eurotrainer. В программе создания MAKO, находящегося на стадии проектирования, принимают участие ряд ведущих фирм Западной Европы и США. По планам EADS, в 2005 г. должны начаться летные испытания, в 2008-2009 гг. - серийное производство. По размерности и возможностям MAKO займет промежуточное положение между УТС и легкими истребителями четвертого поколения.

Главным недостатком MAKO станет его высокая стоимость, как в производстве, так и в эксплуатации. Пока в качестве оценки называются $18,5 млн для УТС и $25 млн для боевого варианта, что примерно соответствует истребителю F-16. Реальная стоимость может оказаться еще больше. Тем не менее Forecast International/DMS прогнозирует продажу 210 таких самолетов.

На уровне 90 машин оценивается объем продаж сверхзвукового однодвигательного УТС T-50 Golden Eagle. Самолет разработан южнокорейским консорциумом KAI при участии американской Lockheed-Martin. Создается также унифицированный легкий истребитель A-50. По аэродинамической концепции, характеристикам и боевым возможностям T/A-50 представляет собой уменьшенный в 1,5 раза истребитель F-16, серийно выпускаемый Lockheed-Martin. Как и у MAKO, главный недостаток - высокие цена ($20-22 млн) и стоимость эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский Фокус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка