О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый "сверхгигант" Airbus не нужен России

На днях европейский концерн Airbus получил новое грузовое судно, на котором планируется перевозить крупные части нового самолета сверхбольшой вместимости A380 на центральное сборочное производство в городе Тулуза. Как утверждают представители концерна, это событие "ознаменовало завершение очередного этапа развертывания программы строительства" нового самолета. В свою очередь основной конкурент Airbus - американская корпорация Boeing также ведет активную работу по своему новому проекту, так называемому "лайнеру мечты" - самолету Boeing 7Е7. И хотя с точки зрения технических характеристик обе этих машины относятся к самолетам различных классов, аналитики уверены, что от того, насколько успешно будут реализованы оба эти проекта, во многом зависит исход противостояния двух мировых авиапромышленных гигантов. Европейцы, безусловно, опережают американцев по срокам реализации нового проекта (А380 должен поступить в продажу уже в 2006 г., тогда как Boeing 7E7 - лишь к 2008), однако будущий самолет Boeing имеет гораздо более широкий рынок сбыта, нежели новый лайнер Airbus. Что же касается российского рынка, то большинство экспертов уверены, что "супергигант" Airbus не найдет спроса у отечественных перевозчиков, тогда "лайнер мечты" Boeing заинтересовал уже некоторые крупные компании, в частности "Аэрофлот".

Программа строительства самолета сверхбольшой вместимости (555 мест в стандартной комплектации) была начата в декабре 2000 г. Максимальная грузоподъемность судна составляет 520 тонн, его длина равна 154,15 м. Как утверждают в Airbus Industry, появление самолета А380 должно радикально изменить расстановку сил на рынке гражданских авиаперевозок - в секторе крупных пассажирских самолетов наступит конец 30-летней монополии компании Boeing с ее знаменитым B-747. Самолет А380 должен стать самым большим пассажирским самолетом в мире и, по мнению специалистов корпорации, "заложит основы для всех будущих магистральных гражданских самолетов". Первый полет А380 запланирован на начало 2005 года, в коммерческую эксплуатацию судно должно поступить в 2006 г.

Интересно, что американская корпорация Boeing, готовя свой "ответный ход" европейским конкурентам, пошла по совершенно иному пути и вместо увеличения вместимости своих уже существующих самолетов предложила рынку принципиально новую концепцию воздушного судна. Американский "лайнер мечты" (это название, по словам регионального президента по России и СНГ корпорации Boeing Сергея Кравченко, было выбрано компанией из целого ряда других, предложенных будущими пассажирами) рассчитан на другой сегмент рынка. Boeing 7E7 сможет перевозить 200-250 пассажиров по маршруту протяженностью 14500-15400 км. Таким образом, этот среднемагистральный самолет не будет уступать по дальности самолетам со значительно большей вместимостью. Кроме того, сейчас специалисты корпорации занимаются разработкой трех модификаций новой модели, включая версию для маршрутов малой протяженности. Такие самолеты будут перевозить до 350 пассажиров (в двухклассной компоновке салона) по маршрутам протяженностью до 6300 км. В этом году Boeing намерен объявить о том, какие компании станут подрядчиками в рамках программы Boeing 7Е7 по поставкам бортовых систем и двигателей. Корпорация обещает, что первые заказчики получат самолеты к 2008 году.

Несмотря на то что проект корпорации Boeing по созданию "лайнера мечты" 7Е7 и проект Airbus c его сверхвместительным А380 номинально не являются конкурирующими (поскольку рассчитаны на совершенно разные сегменты рынка), аналитики считают, что от того, насколько успешно корпорациям удастся реализовать эти проекты, во многом зависит исход их дальнейшего противостояния в борьбе за лидерство на мировом рынке гражданских судов. Американцы утверждают, что самолет сверхбольшой вместимости не найдет сейчас достаточного спроса на рынке из-за слишком медленного выхода из кризиса мировой индустрии авиаперевозок, а также продолжающегося "разгула" терроризма. Кроме того,в таких условиях у европейцев могут возникнуть серьезные сложности со страхованием своего "летающего гиганта". Европейцы же иронизировали по поводу технических "наворотов" нового самолета Boeing, называя его "кошмаром инженера".

Один из важнейших аспектов успешной реализации проекта, утверждают эксперты, - обеспечение надежного и стабильного пакета заказов со стороны авиакомпаний. К настоящему моменту Airbus, по данным представителей корпорации, уже получил 124 твердых заказа от 11 компаний. "Произведена предоплата, внесены депозиты", - комментирует RBC daily эти сделки пресс-менеджер московского представительства Airbus Александр Бочаров. Правда, как сообщил RBC daily источник в авиационных кругах, в самих договорах с авиакомпаниями существует пункт, по которому перевозчики могут отказаться от самолета, в случае если он не устроит их по каким-либо характеристикам. Однако даже если подобные слухи и неверны, независимые эксперты полагают, что спрос на новые самолеты Airbus в мире будет достаточно ограничен. "Полагаю, что найдется не слишком много направлений, на которые можно будет поставить такие вместительные самолеты, - считает аналитик UGF Елена Сахнова. - Чтобы обеспечить приемлемую загрузку этих лайнеров, необходимо ставить их на очень дальние расстояния, либо использовать на перенасыщенных рейсах в туристические сезоны". С таким мнением согласен и начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. "Такие самолеты выгодно ставить лишь на маршруты с большим количеством пассажиров, такие, к примеру, как Лондон - Сингапур, Париж - Нью-Йорк и т.п., - сказал он RBC daily. - В мире рынок для А380 существует, однако оправдать приобретение и эксплуатацию такого самолета смогут лишь 15-20 крупнейших авиакомпаний". Что касается российского рынка, то здесь, как полагает большинство экспертов, у нового проекта Airbus нет будущего. "Самолет А380 вряд ли будет иметь спрос в России, так как этот лайнер - слишком большой для российского рынка; для того чтобы обеспечить загрузку таких самолетов, нашему рынку надо еще расти и расти", - считает г-н Колтович.

Что же касается нового проекта Boeing, то, по мнению экспертов, рынок сбыта для самолетов такого класса (с числом мест от 200 до 250) и в мире, и в России гораздо более широк. В числе преимуществ "лайнера мечты" называют и тот факт, что благодаря использованию новых композитных материалов этот самолет будет иметь очень высокую степень надежности. "Новые технологии, к примеру, композитные материалы, которые используются при проектировании 7Е7, должны вывести этот самолет на новый уровень надежности, - говорит Сергей Колтович. - Такие технологии применяет и Airbus, однако, насколько мне известно, в гораздо меньших пропорциях. Если в самолете А380 используются в основном уже существующие технологии, то Boeing создает машину с совершенно новыми принципами. В частности, это касается нового принципа работы двигателя. Если сейчас горячий воздух, вырабатываемый двигателем, используется в том числе для обогрева воздуха в кабине лайнера, то Boeing предлагает новый подход. Вся энергия двигателя будет использоваться исключительно для обеспечения его тяги, а в самом салоне будут использоваться электрические системы поддержания температуры". Еще одна особенность 7E7 - его способность осуществлять беспосадочные перелеты практически по любым из существующих маршрутов, тогда как A380 рассчитан в основном для полетов между крупными перевалочными центрами (хабами), что связано с необходимостью обеспечения высокой загрузки этого огромного лайнера.

По мнению экспертов, новый "лайнер мечты" может вызывать интерес и у крупных российских перевозчиков, в первую очередь "Аэрофлота" и "Трансаэро". "Проект Boeing 7Е7 не является прямым конкурентом проекту Airbus А380, так как рассчитан на другое количество пассажиров - от 200 до 250 мест, по сравнению с 500-600 местным А380, - говорит Сергей Колтович. - Этот самолет обещает быть достаточно интересным для российских крупных перевозчиков; в том числе и наша авиакомпания активно присматривается к этой машине. Мы сможем использовать его на трансконтинентальных маршрутах, а также для перевозок на Дальний Восток. Мы проявляем большой интерес к этой машине. На прошлой неделе специалисты Boeing проводили презентацию своего нового проекта в нашей авиакомпании, и мы намерены уже в этом году внимательно рассмотреть возможность приобретения в будущем таких самолетов. Даже те сроки поставки, которые обещает Boeing (2008-2010 г.), для нас вполне приемлемы. Пока в данном сегменте рынка мы используем самолеты В-767, однако возможно, что в 2010 г. мы примем решение перейти на Boeing 7E7"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка