О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иркут" откладывает взлет

России не везет с IPO. Как стало известно RBC daily, вслед за концерном "Калина" о переносе сроков публичного размещения своих акций на российских биржах в ближайшее время должна объявить и НПК "Иркут". Официальным поводом к этому, скорее всего, послужат технические задержки в процессе размещения дополнительного выпуска акций корпорации. Но основная причина в другом: нежелание менеджмента продавать "Иркут" по дешевке. Однако найти покупателей, которые согласятся за 20% акций компании, обремененной долгами и с неясными перспективами после 2007 г., заплатить предполагаемые 100 млн долл., вряд ли удастся. Чтобы новость о переносе сроков IPO не стала неприятным сюрпризом для потенциальных инвесторов, "Иркут", похоже, проводит активную PR-кампанию, рассказывая о своих успехах по продвижению на американский рынок самолета-амфибии Бе-200, а также о возможном создании СП с иностранными производителями авиационной техники.

ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" - крупнейшая частная самолетостроительная компания России, выпускающая самый современный российский истребитель - СУ-30МК. Помимо авиационного завода в Иркутске, корпорации принадлежит 43% акций ОАО "ТАНТК им. Бериева" (разработчик и производитель самолета-амфибии Бе-200) и 100% ОАО "Русская авионика". В 2002 г. выручка компании по МСФО составила 528,5 млн долл., чистый убыток - 7,8 млн долл. По прогнозам ИГ "АТОН", по итогам прошлого года доход НПК "Иркут" должен составить 523 млн долл., чистая прибыль - 12 млн долл. Контрольный пакет акций корпорации находится в собственности менеджмента, государству в лице АХК "Сухой" принадлежит около 14,7% (13,23% после регистрации итогов допэмиссии). В октябре 2003 г. руководство НПК "Иркут" объявило о том, что намерено в феврале-марте 2004 г. провести первичное размещение 20% акций компании на РТС и ММВБ. Организатором IPO выступает "МДМ-Банк", в пользу которого в настоящее время размещаются акции корпорации (10% от УК), еще 10% акций банку предоставят нынешние акционеры компании. Часть средств, полученных от IPO, НПК "Иркут" планирует направить на приобретение 75,46% акций ОКБ им. Яковлева, являющегося одним из ведущих российских разработчиков учебно-тренировочных самолетов (Як-130), а также беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Однако, как стало известно RBC daily, компания будет вынуждена перенести сроки IPO с марта на более поздний срок. Причин этому несколько. Среди технических, а значит, в принципе решаемых - запаздывание со сроками регистрации документов по допэмиссии в ФКЦБ России (проспект акций было намечено зарегистрировать еще в декабре, однако это произошло только в феврале). Как следствие, все процедуры по размещению акций, которые компании еще только предстоит пройти, - предоставление акционерам преимущественного права по выкупу акций допэмиссии (45 дней), регистрация отчета (14 дней) и пр. - также передвинулись. По самой оптимистической оценке, НПК "Иркут" закончит процедуру размещения акций в пользу "МДМ-Банка" не раньше 7 апреля, а значит, само IPO, скорее всего, состоится только после майских праздников.

На проблему со сроками указывает и то, что в процессе размещения акций допэмиссии НПК "Иркут" и его финансовый консультант - компания "АВК" - совершили одно странное действие: решение о выпуске акций было зарегистрировано ФКЦБ 6 февраля, а проспект акций - только 26 февраля. "Если акции размещаются по закрытой подписке [что и делает "Иркут"] и не предусматривается их публичное обращение, то регистрация проспекта не обязательна, - заявил RBC daily сотрудник юридической фирмы "Линия Права". - Однако если акции уже публично обращаются или предусматривается их публичное обращение [что в случае ОАО очевидно], то проспект должен быть обязательно". В другой юридической фирме RBC daily отметили, что поскольку по ФЗ "О рынке ценных бумаг", публичное обращение - это предоставление акций неограниченному кругу лиц, то вне зависимости от того, какая подписка, ОАО обязано регистрировать проспект, поскольку обращение акций подобных компаний ничем не ограничено. "Возможно, что они просто хотели ускорить процедуру регистрации выпуска, поскольку по новым стандартам, чтобы зарегистрировать проспект ценных бумаг, необходимо собрать огромный объем информации", - предположили в юрфирме.

Впрочем, юридические коллизии, сопровождающие подготовку компании к IPO, - не более чем небольшие загвоздки по сравнению с фундаментальной проблемой, связанной с определением цены размещения акций НПК "Иркут". Прошлой осенью в ряде иностранных СМИ (Reuters, FT) проходила информация о том, что 20% акций корпорации будут проданы за 100 млн долл. Для компании, которая по котировкам в RTS Board в то время стоила только 356 млн долл., премия была более чем существенной (40%). Однако уже в феврале рынок оценивал НПК "Иркут" в 550 млн долл., фактически "подогнав" капитализацию компании к необходимым параметрам. Впрочем, у аналитиков стоимость НПК "Иркут" ничего, кроме удивления, не вызывает. Тимоти МакКачен из ИГ "АТОН" еще в ноябрьском обзоре по корпорации указал на то, что стоимость акций компании (тогда 0,45 долл.) завышена. "До тех пор, пока компания не подтвердит обещанный рост и рентабельность, мы не видим серьезных оснований для участия в ее капитале", - резюмировал он в обзоре. В феврале стоимость акций НПК "Иркут" уже составляла 0,7 долл., но, как сообщил г-н МакКачен RBC daily, никаких фундаментальных изменений с компанией не произошло и его мнение о переоценке акций "Иркута" осталось без изменений. В результате компания попала в странную ситуацию. С одной стороны, кто-то словно "накручивает" стоимость компании, подталкивая котировки акций вверх, а значит, позволяет продать 20%-ный пакет подороже. С другой - у ряда потенциальных инвесторов стоимость корпорации вызывает сомнения, а проводить IPO по ценам ниже рыночных - с дисконтом - как-то странно (учитывая амбициозные планы менеджмента НПК "Иркут"). В результате корпорации либо придется долго искать богатых инвесторов, готовых дать за 20% НПК "Иркут" 100 млн долл. и более, либо отложить IPO на неопределенный срок, т.е. последовать за концерном "Калина".

Чтобы новость о переносе сроков IPO не стала неприятным сюрпризом для потенциальных инвесторов, НПК "Иркут" с конца января проводит активную PR-кампанию, рассказывая о своих успехах по продвижению на американский рынок самолета-амфибии Бе-200, а также о возможном создании СП с иностранными производителями авиационной техники. В частности, в начале этой недели ведущие британские газеты (The Times, The Guardian, The Daily Telegraph) опубликовали статьи о переговорах между руководством НПК "Иркут" и английской компанией BAE Systems о совместных проектах. По словам президента "Иркута", которого цитируют газеты, уже в ближайшее время стороны могут достигнуть договоренности о создании совместного предприятия по производству учебно-тренировочных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) нового поколения. Несколько ранее в российских СМИ прошла информация о приобретении НПК "Иркут" в Израиле за 5-10 млн долл. полного комплекса воздушной разведки с БПЛА, который корпорация намерена использовать для перспективных проектов по созданию самолетов шестого (?!) поколения.

В НПК "Иркут" вчера RBC daily не смогли прокомментировать предположение о переносе сроков IPO и причинах этого. Но один из собеседников RBC daily высказал предположение, что корпорации незачем торопиться с публичным размещением акций. "Тот объем средств, что компания сможет привлечь через IPO, не критичен для нее и не решит ее фундаментальных проблем [огромная кредиторская задолженность, погашение которой возможно только за счет привлечения новых кредитов], - считает он. - Возможно, что главная цель данного действа в том, что таким образом компания получает добросовестных приобретателей своих акций, к которым не может быть никаких претензий и вопросов, связанных с приватизацией Иркутского авиазавода в первой половине 90-х гг. А здесь спешка неуместна"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка