О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хороший индеец - мертвый индеец

Причиной послужило мнение военных экспертов США, что предполагаемая к принятию на вооружение машина слишком уязвима для огня наземных зенитно-ракетных комплексов, да и вообще "не соответствует будущим планам Вооруженных Сил".

Для специалистов в области вооружений "обрезание" программы производства "Команча" не стало неожиданностью. США, переживающие резкое нарастание бюджетного дефицита, тем не менее вынуждены все шире распространять свое военное присутствие в "горячих" точках (которые, собственно, сами и создают). Как следствие - внутри самих Вооруженных сил идет бесконечный передел бюджетного пирога и в жертву, порой, приносятся самые его лакомые (и дорогие!) кусочки. Итак, знакомьтесь:

Приговор RAH-66 Comanche окончательно подписала проводившаяся полгода назад проверка военно-воздушных сил, целью которой было прояснить современный уровень боеготовности, в т. ч. армейской авиации, и ее соответствие требованиям реформ Сухопутных сил в целом. В результате вдруг выяснилось, что очередной "лучший вертолет современности", "машина, возможности которой ограничены лишь способностями пилота" и т.д. и т.п. так и не будет запущена в серийное производство, начало которого было запланировано на 2006 год.

Военные эксперты США надеялись, что значительная скорость, высокая маневренность и, главное, малая радиолокационная, инфракрасная и акустическая заметность сделают машину практически неуязвимой для огня с земли. Увы, этим надеждам не суждено было оправдаться: опыт боевых действий в Афганистане, а затем в Ираке показал, что в зоне прямой видимости никакие технологии Stealth не спасут вертолет не только от ракеты, выпущенной из переносного зенитного комплекса, но и от огня обыкновенного крупнокалиберного пулемета. Гораздо лучше, с точки зрения боевой устойчивости, себя зарекомендовали беспилотные летательные аппараты, "экипажи" которых, к тому же, находились далеко от зоны огневого контакта.

В результате тихого удушения в колыбели очередного винтокрылого "индейца", Министерство обороны США рассчитывает в 2004 - 20011 гг. сэкономить 14,6 млрд. долларов. Освободившиеся средства планируется направить на закупку у промышленности уже существующих серийных вертолетов, модернизацию разведывательной авиации и … на реализацию новой программы с использованием летательных аппаратов.

По предварительным данным, предполагается вместо 121 "Команча" приобрести для Сухопутных войск других 796 вертолетов и еще 1 400 - модернизировать. Основная часть средств придется на закупку новой модификации ударного вертолета AH-64 Apache, известной как Block III. Специалисты ВВС утверждают, что эта машина обладает всеми преимуществами, которые мог бы иметь RAH-66 Comanche, за исключением, разве что, пониженной радиолокационной заметности, так как именно последний "индеец" специально проектировался с применением технологий Stealth.

Впрочем, на сегодняшний день Сухопутные войска США уже потратили на разработку "Команча" около 6,9 млрд. долларов. Еще 450, а то и все 680 миллионов, Пентагону придется заплатить компаниям, участвовавшим в реализации проекта (преимущественно Boeing и Sikorsky) в качестве частичной компенсации убытков. Но даже эти серьезные деньги кажутся не такими уж и большими по сравнению с общей суммой контракта - 39 млрд. долларов за 650 новых вертолетов.

Помимо покупки Apache Block III, сэкономленные средства планируется израсходовать на:
  • активизацию полевых испытаний технологий и оборудования, призванных повысить живучесть боевых летательных аппаратов с тем, чтобы использовать их позднее в зоне боевых действий (Ираке и Афганистане). Примечательно, что в числе прочих будут профинансированы новые проекты беспилотных летательных аппаратов как "мирных", разведывательных, так и вооруженных противотанковыми управляемыми ракетами и ракетами "воздух-воздух"
  • приобретение 303 новых легких вспомогательных вертолетов для замены машин 422 UH-1 Hueys, которые будут постепенно выводиться из боевого состава. Помимо этого планируется дополнительно закупить 80 вспомогательных вертолетов Black Hawk и 20 большегрузных вертолетов CH-47 Chinook - всего на 100 машин больше, чем предполагалось первоначально. Кстати, значительная сумма будет выделена и на создание принципиально нового проекта армейского транспортного вертолета повышенной грузоподъемности, который, как ожидается, заменит и Black Hawk и Chinook уже к 2020 году
  • обновление состава военной авиации, в частности: покупка 25 транспортных самолетов C-XX тактического радиуса действия, которые придут на смену устаревшим C-23 Sherpa, и разработка абсолютно нового разведывательного самолета - на смену OH-58 Kiowa.


Таким образом, американские военные вряд ли будут оплакивать потерю новой дорогостоящей игрушки, а вот компаниям-производителям в ближайшие годы, очевидно, придется сосредоточить свои усилия на модернизации уже существующих образцов авиационной техники, за исключением, разве что, беспилотных летательных аппаратов. После недавних боевых испытаний вооруженного "Хищника" Predator БЛА в США просто обречены на успех - еще бы, ведь при их массовом использовании война так приближается к безопасной (для одной из сторон) компьютерной игре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка