АО "Авиасалон"
21 октября 2022, 17:34
Школе летчиков-испытателей имени А.В. Федотова - 75!
20 октября 1947 года приказом министра авиационной промышленности СССР была создана Школа летчиков-испытателей - структурное подразделение Летно-исследовательского института в Жуковском
Достижения отечественной авиации связаны не только с именами авиаконструкторов мирового уровня. Выдающиеся успехи были бы невозможны без таланта и мужества летчиков-испытателей. Бурное развитие авиации после Первой мировой войны породило первое поколение блестящих летчиков-испытателей, имена которых вошли в историю. Конструкторская мысль того времени намного опережала технологический уровень производства, стремительно росли скорость и высота полета, каждый полет экспериментального аппарата был связан с реальным риском. Бесстрашные испытатели новых самолетов вызывали восхищение и пользовались огромной популярностью и уважением общества. Летчиком-испытателем № 1 был Михаил Громов - великий советский летчик, без которого невозможно представить себе рождение и развитие советской авиации, ее победы и мировые рекорды. Именно Михаил Громов внес беспрецедентный вклад в формирование науки о летных испытаниях, в психологию летного дела и в конечном итоге - в создание отечественной школы летных испытаний.
Развитие реактивной авиации в послевоенные годы потребовало проведения интенсивных научных исследований, создания новых принципов проектирования и производства, разработки передовых двигателей и пр. Без летных исследований и испытаний сделать прорыв в эру реактивной авиации было невозможно. Требовались новые методики испытаний, развитие экспериментальной базы, создание летающих лабораторий. По инициативе М.М. Громова в 1947 году в ЛИИ была создана Школа летчиков-испытателей (ШЛИ), которую возглавил генерал-майор авиации Михаил Котельников. Первых слушателей ШЛИ он набирал лично - ездил по воинским частям, знакомился с личным составом, подбирая перспективных кандидатов.
Преподавателями школы стали ведущие научные сотрудники, инженеры и летчики-испытатели ЛИИ Николай Строев, Даниил Зосим, Марк Галлай, Алексей Гринчик и другие. Попасть в число слушателей Школы было непросто. После конкурса документов (военные летчики 1-2-го классов, имеющие налет на истребителях не менее 600 часов) отобранные претенденты сдавали экзамены по теоретической и летной подготовке, проходили строгую медкомиссию. В итоге ежегодно для обучения набирались 15-20 человек. Первоначально в ШЛИ существовало три отделения: для подготовки летчиков-испытателей самолетов, вертолетов, а также штурманов-испытателей и ведущих инженеров по летным испытаниям для работы в ОКБ, НИИ и серийных заводах авиапрома. Позже были организованы наборы для подготовки летчиков-испытателей в организации гражданской авиации.
Фактически летчик-испытатель стоит на вершине пирамиды огромного коллектива людей, стоящих за созданием нового летательного аппарата. Именно его работа является завершающим этапом в создании новой техники. Сегодня в первом испытательном полете уже не стоит вопрос о том, "полетит или не полетит" новый самолет (как это было на заре авиации), однако от работы испытателей во многом зависит судьба новой машины. Летчики-испытатели, прошедшие подготовку в ШЛИ, практически всегда одновременно и пилоты, и инженеры. Полеты на неизведанных ранее режимах, с новым оборудованием - путь первопроходцев невозможно предсказать на все 100%. Риск велик, ибо часто летные испытания строятся так, чтобы вывести самолет на предельные эксплуатационные режимы, сымитировать всевозможные сбои для того, чтобы убедиться в функционировании резервных систем. Выпускники ШЛИ не только испытывают новую технику в полете, но и участвуют в разработке методологии и планов сертификации, анализируют функции самолетных систем и их характеристики, выполняют сотни предварительных "полетов" на исследовательских стендах и тренажерах. С поставкой нового самолета в войска или гражданский флот работа испытателя не заканчивается. Дальше стоит задача донести до строевых и линейных пилотов те возможности, которыми обладает новая техника, показать эксплуатационные "границы", пересекать которые нельзя.
За годы работы в ШЛИ подготовлено свыше 900 летчиков- и штурманов-испытателей, среди которых 154 заслуженных летчика-испытателя СССР, 45 заслуженных летчиков-испытателей РФ, шесть заслуженных штурманов-испытателей РФ, восемь заслуженных пилотов СССР, два заслуженных пилота РФ. 50 выпускников Школы стали Героями СССР, 34 - Героями России. Четыре выпускника Школы - Игорь Волк, Анатолий Левченко, Токтар Аубакиров и Светлана Савицкая - стали летчиками-космонавтами СССР. Стоит напомнить, что при участии выпускников ШЛИ получили путевку в жизнь не только все образцы отечественной военной и гражданской авиационной техники, но и уникальный воздушно-космический самолет "Буран".
В 1984 году, после гибели заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Александра Федотова, Школе летчиков-испытателей было присвоено его имя.
Школа летчиков-испытателей благодаря достижениям своих выпускников принесла ЛИИ им. М.М. Громова поистине мировую славу. Именно они первыми на крупнейших международных авиасалонах и авиашоу открыли миру уникальные возможностей советской боевой авиационной техники и высший класс отечественной пилотажной школы.
Летчики-испытатели ЛИИ стояли у истоков создания главной аэрокосмической выставки России. Вопрос о месте проведения авиасалонов в России долго оставался открытым, и именно благодаря настойчивости и слаженной работе инициативной группы сотрудников ЛИИ лучшей локацией была признана уникальная площадка ЛИИ им. М.М. Громова, где и стали проводиться авиасалоны начиная с 1993 года. Одним из драматических моментов в истории МАКС стал 2018 год, когда на высоком уровне всерьез обсуждались планы его переноса в Кубинку. В критической ситуации летчики-испытатели ЛИИ обратились к Президенту России с просьбой о том, чтобы сохранить проведение авиасалона в Жуковском. Их авторитетное мнение было услышано: вскоре было принято решение о том, что местом проведения МАКС остается территория ЛИИ им. М.М. Громова - единственная площадка, отвечающая всем требованиям для проведения столь масштабного, организационно и технически сложного мероприятия, требующего специальной инфраструктуры и обеспечения необходимой безопасности. Магомед Толбоев, Павел Власов, Роман Таскаев, Виктор Пугачев, Александр Крутов, Игорь Волк, Анатолий Квочур, Игорь Вотинцев, Юрий Ващук - эти и многие другие имена выпускников ШЛИ навсегда вписаны и в историю МАКС.
На протяжении 30 лет главным фирменным знаком МАКС является уникальная по сложности и фантастическая по зрелищности летная программа. Этот праздник авиации был бы немыслим без того вклада, который внесла Школа летчиков-испытателей в развитие отечественной авиации. Сегодня у Школы новые задачи: идет подготовка кадров для испытаний МС-21, Як-152, Ил-96-400, Ил-112, Ил-114, ПАК ДА, Ка-62 и других новых машин. Не сомневаемся, что нынешним выпускникам ШЛИ предстоит масштабная, захватывающая и плодотворная работа!
Поздравляем ШЛИ им. А.В. Федотова с 75-летием и надеемся вновь увидеть выступления выдающихся выпускников Школы на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции