Известия
26 октября 2022, 07:14
Крылатая фаза: иностранные авиакомпании вдвое нарастили перевозки в РФ
Несмотря на санкционное давление, зарубежные авиакомпании вдвое нарастили пассажирские перевозки в Россию
Удвоить поток
Иностранные авиакомпании вдвое нарастили перевозки пассажиров в Россию, несмотря на санкционное давление. В январе-сентябре 2022 года они перевезли на рейсах в/из РФ свыше 8,7 млн человек, тогда как за девять месяцев прошлого года - только 4 млн. Это следует из последнего ежемесячного доклада Росавиации Минтрансу (есть у "Известий").
Международный пассажиропоток российских авиакомпаний, наоборот, сократился - почти на 16%, до 13 млн человек, свидетельствуют уточненные статистические данные агентства за январь-сентябрь, с которыми ознакомились "Известия".
Общее число пассажиров на международных рейсах в Россию и из страны в январе-сентябре выросло на 11% в годовом выражении: аэропорты страны обслужили на них 21,7 млн человек. Причем 13,3 млн (или 61%) из них пришлось на аэропорты московского авиаузла (Шереметьево, Внуково и Домодедово), где международный пассажиропоток вырос почти на 14% в годовом выражении.
В пресс-службе Домодедово сообщили "Известиям", что аэропорт за девять месяцев этого года на международных рейсах обслужил на 36% больше пассажиров, чем годом ранее - 4,4 млн человек. В других аэропортах Москвы "Известиям" не ответили.
Расширить географию
В Россию сейчас летают 50 иностранных авиакомпаний, сказал "Известиям" источник в Минтрансе. Из них пассажирские рейсы выполняют 39 перевозчиков, еще шесть - грузопассажирские. Эти перевозчики летают напрямую в Россию из 26 стран: Азербайджана, Алжира, Армении, Афганистана, Бахрейна, Белоруссии, Венесуэлы, Египта, Израиля, Иордании, Ирака, Ирана, Казахстана, Катара, Китая, Киргизии, Монголии, ОАЭ, Сербии, Сирии, Таджикистана, Туниса, Туркменистана, Турции, Узбекистана и Эфиопии.
В 2021 году в Россию летали 69 иностранных авиакомпаний из 49 государств, сообщили "Известиям" в сервисе аналитики для авиакомпаний и аэропортов Aviastats (структура "Авиасейлс").
На конец сентября этого года российские авиакомпании летали в 15 стран: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Египет, Израиль, Индию, Иран, Казахстан, Китай, Киргизию, Мальдивы, ОАЭ, Таджикистан, Турцию, Узбекистан, следует из доклада Росавиации. В октябре к ним добавились Сейшельские острова, Туркменистан, Куба и Венесуэла. До конца года отечественные перевозчики запустят рейсы на Шри-Ланку, во Вьетнам, Лаос, Южную Корею и Таиланд, отмечено в докладе Росавиации. Тогда россиянам будут доступны прямые перелеты в 35 стран мира, и в 24 из них - на рейсах отечественных авиакомпаний.
После введения западными странами ограничений на использование своего воздушного пространства перевозчики РФ продолжили выполнять полеты только в восемь стран, сообщал Минтранс в середине марта.
Скинуть бремя
Рост числа пассажиров на международных направлениях в январе-сентябре обусловлен эффектом низкого объема перевозок в первом полугодии 2021 года из-за ковидных ограничений - пассажиропоток тогда упал на треть в сравнении с нормальными уровнями, отметила аналитик Telegram-канала "Мои инвестиции" Елена Сахнова.
По итогам этого года российские авиакомпании с учетом запуска рейсов на Шри-Ланку, во Вьетнам, Таиланд, Лаос, Кубу, Венесуэлу и Южную Корею на международных рейсах перевезут 16,6 млн человек, дан прогноз в докладе Росавиации. По оценке Елены Сахновой, общее число пассажиров на международных рейсах в РФ и из страны в 2022 году превысит 26 млн с учетом иностранных перевозчиков, которые обслужат свыше 10 млн человек.
В следующем году авиакомпании РФ могут нарастить международные перевозки на 15% - для этого есть предпосылки, считает аналитик.
- Все большее количество самолетов, используемых российскими компаниями, уходит из иностранных регистров и остается с одной регистрацией - в реестре РФ. Соответственно, они могут летать в дружественные страны, - отметила Елена Сахнова.
Полетам за рубеж препятствует двойная регистрация самолетов. После введения западных санкций против авиаотрасли РФ российские компании спешно перерегистрировали машины в отечественный госреестр. По последним данным Минтранса (на сентябрь), туда оформлены 1218 из 1288 летающих судов, в том числе производства РФ. Но свыше 500 бортов учтены и в реестре Управления гражданской авиации Бермудских островов, то есть имеют двойную регистрацию. По правилам международной Чикагской конвенции учет судна в нескольких реестрах запрещен.
Около 260 иностранных самолетов в парке авиакомпаний РФ находится в лизинге у российских лессоров (ГТЛК, "ВТБ Лизинг", "СберЛизинг"). Они начали постепенно "очищать" машины от бермудской регистрации, впоследствии компании смогут выполнять международные рейсы на этих лайнерах. Как писали "Известия", к сентябрю из реестра Бермуд были дерегистрированы уже 87 самолетов российских авиакомпаний, выполняющих пассажирские рейсы.
Точки роста
Среди стран с потенциалом роста авиаперевозок в 2023 году вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин назвал Турцию, Египет, ОАЭ, Шри-Ланку, Индию, Таиланд, Китай и страны СНГ. По его словам, в 2022 году на рейсах между Россией и Турцией ожидается до 4 млн пассажиров. Потенциал этого рынка эксперт оценил в 7 млн человек.
По данным оператора российской системы взаиморасчетов на транспорте ТКП, за восемь месяцев авиакомпании на этом направлении перевезли 2,8 млн человек. Турция - самое популярное международное направление у россиян. По данным сервиса Flightradar24, из 75 тыс. рейсов, вылетевших из РФ за 8,5 месяцев в 2022 году, 25% приземлились в аэропортах этой страны.
Для наращивания числа перелетов между Турцией и Россией нужно отказаться от квотирования, считает Дмитрий Горин. Он добавил, что максимально этим летом выполнялось 750 рейсов в неделю. По данным Flightradar24, авиакомпания Turkish Airlines в разгар летнего сезона совершала наибольшее количество рейсов из России в Турцию - свыше 300 в неделю, крупнейший российский перевозчик на этом направлении Azur Air - чуть более 100.
Кроме Турции существенно повлиять на динамику международных авиаперевозок в 2023 году может Китай, если там будут отменены пандемийные ограничения и страна откроется для туристов, полагает Дмитрий Горин. Также на показателе будут сказываться доступность перелетов и ценообразование, считает он. Международные перевозки в разы подорожали: если в допандемийные годы средний чек был €300-400, то сейчас он составляет €1 тыс., отметил Дмитрий Горин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти
Май 6, 2024
Аэрофлот выполнит благотворительный рейс из Москвы в Сочи