Независимое военное обозрение
11 ноября 2022, 10:54
Летчики есть, но их не хватает
Семь выпускников школы испытателей в Жуковском пополнили ряды высокопрофессиональных авиаторов
Весомый вклад в создание и отработку Су-57 и его систем внесли специалисты Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова. Активное участие в работе принимали летчики-испытатели, выпускники знаменитой Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) имени Федотова. Недавно этому уникальному учебному заведению, одной из двух школ, осуществляющих в России (и ранее в СССР) подготовку летчиков-испытателей, штурманов-испытателей и ведущих инженеров по летным испытаниям авиационной техники, исполнилось 75 лет.
Ключевым событием юбилея стало издание документальной книги про уникальное учебное заведение с полными списками всех выпускников за все время существования школы, с биографиями всех начальников ШЛИ и наиболее знаменитых ее воспитанников. Руководители и сотрудники ШЛИ, выпускники разных лет, почетные гости собрались 21 октября в Доме культуры г. Жуковский. На встрече отмечалось, что за 75 лет существования из стен заведения было выпущено 811 летчиков, прошедших полный курс обучения. Среди выпускников ШЛИ - Герои Советского Союза и Российской Федерации, заслуженные летчики-испытатели и штурманы-испытатели СССР и РФ, летчики-космонавты СССР. Более 11 тыс. авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации.
Выпускники ШЛИ первыми подняли в небо и дали путевку в жизнь таким высококлассным образцам вооружения, как самолеты Ан-22, Ан-124, Ил-80, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-160, Як-38 и Як-130, вертолеты Ка-27, Ка-29, Ка-50, Ми-14, Ми-26 и Ми-28. Многие из них состоят на вооружении до сих пор.
Эффективная деятельность и развитие отечественного авиапрома с обеспечением выхода на лидирующие позиции на мировом авиационном рынке невозможны без экспериментальной авиации. А ее деятельность должна обеспечиваться кадрами специалистов-испытателей.
В настоящее время Школа летчиков-испытателей ЛИИ имени Громова является единственным учебным заведением в России, выполняющим государственную функцию по подготовке авиационного персонала экспериментальной авиации для предприятий и организаций авиационной промышленности, создающих новую отечественную авиационную технику гражданского и военного назначения.
Как утверждал руководитель ШЛИ в 2013-2020 годах, заслуженный летчик-испытатель Александр Крутов, сегодня учебное заведение ощущает острые проблемы по двум направлениям: низкий уровень подготовки летчиков, поступающих на учебу, и отсутствие государственного финансирования. В советское время ШЛИ самостоятельно отбирала летчиков для обучения по специальности "испытатель". Причем отбирала жестко - претендент должен был обладать отличными навыками пилотирования и при этом быть не старше 28 лет (в исключительных случаях допускался прием 30-летнего летчика). Сейчас руководство ШЛИ вынуждено без конкурса принимать на учебу тех кандидатов, которых направляет то или иное авиастроительное предприятие.
Среди абитуриентов подавляющее большинство составляют кандидаты, возраст которых превышает 40, а иногда и 50 лет. Это связано с тем, что обучение финансируется не из государственного бюджета, а за счет фирмы-заказчика. Вот несколько цифр. Обучение в ШЛИ обходится в 6-7 млн руб. Для конструкторских бюро цифра увеличивается до 20 млн руб., потому что летчик-испытатель КБ проходит подготовку на пяти летательных аппаратах разных типов.
Многие летательные аппараты в парке ШЛИ подходят к окончанию сроков эксплуатации, что сказывается на уровне подготовки летчиков. Если во времена Советского Союза слушатели ШЛИ осваивали до 15 типов летательных аппаратов, сегодня - в три раза меньше.
Зарубежные аналоги ШЛИ финансируются из бюджетов своих государств. Это и американские школы летчиков-испытателей ВВС (авиабаза Эдвардс), и ВМС (авиабаза Патаксент-ривер), и Королевская школа летчиков-испытателей Великобритании, и французская летная школа EPNER. Несколько лет назад собственную школу летчиков-испытателей основал Китай.
Как рассказывает Евгений Пушкарский, гендиректор АО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова", для эффективного обеспечения деятельности экспериментальной авиации до 2025 года ШЛИ предстоит подготовить авиационный персонал для испытаний новейшей отечественной авиатехники (Ка-62, МС-21, Як-152, Ил-96-400, Ил-112, Ил-114, ПАК ДА и др.), для предъявительских и приемо-сдаточных летных испытаний серийных воздушных судов, планируемых к выпуску, для летных испытаний (облетов) эксплуатируемых воздушных судов государственной и гражданской авиации после заводского ремонта, а также для опережающих летных исследований.
Однако темпы выпуска слушателей ШЛИ не поспевают за потребностями. Сегодня в российском авиапроме работают около 200 летчиков-испытателей. При этом 60% из них старше 50 лет. Аналогично дело обстоит и с инженерными кадрами: 70% из них старше 50 лет. С учетом планируемых показателей Государственной программы РФ "Развитие авиационной промышленности до 2025 года" потребность в количестве авиаперсонала для экспериментальной авиации в ближайшее время должна увеличиться в полтора раза.
Необходимо выпускать ежегодно не менее 20 летчиков-испытателей, несколько меньшее число штурманов-испытателей, до 100 человек ведущих инженеров по испытаниям и почти столько инженеров по эксплуатации самолетов и других специалистов. В 2022 году подготовлено семь летчиков-испытателей. Если срочно не увеличить выпуск слушателей ШЛИ, это вызовет дефицит квалифицированного авиационного персонала средней возрастной категории. Поэтому необходимо принять срочные меры по совершенствованию подготовки в требуемых объемах летчиков-испытателей и других специалистов для экспериментальной авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции