РТ на русском
14 ноября 2022, 11:10
"Вечные машины": какую роль в истории отечественной авиации сыграл стратегический бомбардировщик Ту-95
12 ноября 1952 года в небо впервые поднялся советский стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95
70 лет назад в небо впервые поднялся советский стратегический бомбардировщик Ту-95, за штурвалом которого находился летчик-испытатель Алексей Перелет.
Разработка этого самолета началась во второй половине 1940-х годов. Для достижения военно-стратегического паритета с США в СССР тогда велась активная работа по созданию атомной бомбы. Параллельно с этим проектировался и новый бомбардировщик - носитель для ядерного оружия.
Первым результатом этой работы стал бомбардировщик Ту-4. Он был создан на основе американского самолета В-29, несколько экземпляров которого попали в СССР во время Второй мировой войны.
Ту-4 был принят на вооружение в 1949 году, однако практическая дальность его полета составляла 5,1 тыс. км, что не позволяло ему нанести потенциальный удар по территории Соединенных Штатов.
Кроме того, у Ту-4 был еще один недостаток - его максимальная скорость составляла всего порядка 558 км/ч, что делало самолет уязвимым для нового поколения истребительной авиации. Помимо этого, такая скорость была недостаточной для того, чтобы бомбардировщик своевременно покинул место сброса атомной бомбы.
Поэтому параллельно с его разработкой в КБ Туполева шла разработка принципиально нового бомбардировщика с улучшенными показателями по скорости и дальности - Ту-95.
Носитель "Царь-бомбы"
Одним из главных вопросов при создании Ту-95 стал выбор типа двигателя: турбореактивный или турбовинтовой. Для обеспечения необходимых параметров по дальности и скорости оптимальной оказалась турбовинтовая силовая установка. Она была более экономичной и позволяла воздушному судну совершать длительный полет без дозаправки.
В октябре 1951 года на опытном заводе №156 началась постройка первого образца Ту-95. Через год он был готов, и в разобранном виде его доставили на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ в Жуковском для окончательной сборки и подготовки к испытаниям.
Первый полет, состоявшийся 12 ноября 1952 года, длился 50 минут и проходил на высоте 1150 м. До конца года было выполнено еще несколько испытательных полетов.
К середине мая 1953 года опытный образец успел выполнить 16 полетов с общим налетом около 21 часа, однако затем испытания прервала катастрофа. 11 мая под Ногинском разбился первый летный образец. Погибли командир корабля Алексей Перелет, два члена экипажа и технический специалист, участвовавший в испытаниях. Семеро других участников полета спаслись.
Впоследствии летчику-испытателю Алексею Перелету за вклад в создание Ту-95 было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Причиной крушения стало возгорание в одном из двигателей 2ТВ-2Ф, вызванное нарушением технологии при изготовлении шестерни редуктора. Эта проблема была учтена при создании второго летного образца, на котором использовался уже другой двигатель - ТВ-12 (НК-12).
Летные испытания и доводки второго опытного образца закончились 20 января 1956 года, а в сентябре 1957 года Ту-95 был принят на вооружение.
Максимальная скорость Ту-95 составляла 882 км/ч, практическая дальность полета - 12 100 км, практический потолок - 11 900 м. Экипаж "стратега" насчитывал восемь-девять человек.
На самолете было установлено четыре ТВД НК-12, тяга каждого из которых составляла 12 тыс. кгс.
Ту-95 мог поднимать до 12 тыс. кг боевой нагрузки, которая в основном состояла из свободнопадающих фугасных или ядерных бомб калибра от 1500 до 9000 кг. Помимо этого, для обороны от самолетов противника Ту-95 оснащался шестью спаренными 23-мм пушками АМ-23. Их общий боезапас составлял 2,5 тыс. выстрелов.
В дальнейшем самолет смог брать на борт также ракетное вооружение различных типов.
Вслед за первым серийным образцом практически сразу появилась еще одна модификация Ту-95 с улучшенными характеристиками - Ту-95М. Тяга каждого двигателя на нем составляла 15 тыс. кгс, максимальная скорость самолета достигала 905 км/ч, а практическая дальность полета - 13 200 км.
Всего насчитывается несколько десятков вариантов Ту-95, в том числе ракетоносцы, самолеты-разведчики, самолеты противолодочной обороны, учебные Ту-95 и летающая лаборатория с атомным реактором.
Стоит отметить, что именно Ту-95 участвовал в испытаниях в 1961 году самой мощной в истории человечества термоядерной бомбы, также прозванной "Царь-бомбой".
На основе Ту-95 был также создан пассажирский межконтинентальный лайнер - Ту-114.
В общей сложности советские инженеры выпустили порядка 500 Ту-95 разных модификаций, а также около 100 экземпляров Ту-142 (дальний противолодочный самолет, созданный на базе Ту-95).
70 лет на службе
В ходе серийной постройки Ту-95 неоднократно модернизировался, что позволило ему остаться в строю до наших дней.
Одна из последних модернизаций проекта прошла в 2020 году, когда публике был представлен Ту-95МСМ.
Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации, обновленный Ту-95 оснащен новыми системами управления вооружением, современным пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, радиолокационной станцией и средствами объективного контроля.
Модернизации подверглись и двигатели. В 2020 году в компании "ОДК-Кузнецов" сообщили, что ресурс обновленного двигателя НК-12МПМ для Ту-95 должен увеличиться в четыре раза.
В результате модернизации у Ту-95 существенно возросла точность навигации и показатели надежности, продлен срок эксплуатации авиационного комплекса, а также улучшены взлетно-посадочные характеристики.
Как отмечается на сайте Минобороны РФ, сегодня российские Ту-95 регулярно совершают патрулирование "над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов".
"Во время таких полетов отрабатываются различные вопросы слетанности экипажей и различных элементов профессиональной подготовки", - указано на сайте.
Несмотря на солидный возраст, первое боевое применение Ту-95 состоялось относительно недавно - 17 ноября 2015 года. Тогда Ту-95МС совместно с Ту-160 и Ту-22М3 нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов в Сирии.
"Инструмент ядерного сдерживания"
По словам заслуженного военного летчика РФ генерал-майора в отставке Владимира Попова, создание Ту-95 стало важным достижением для СССР, так как благодаря этому Советский Союз обеспечил себе стратегический паритет с США.
"Ту-95 создавался как самолет стратегической авиации, способный носить ядерные боеприпасы. Это было время жесткого противостояния с Западом, поэтому нужна была "длинная рука", которая могла бы доставить ядерные, термоядерные и водородные бомбы до целей на североамериканском континенте. А учитывая, что можно было сделать дозаправку на пересадочных пунктах стран Варшавского договора или на Кубе, то фактически он был способен долететь в любую точку мира. Для противника, я думаю, это была угроза номер один. До того как пошло массовое производство межконтинентальных баллистических ракет, Ту-95 был основным инструментом ядерного сдерживания", - сказал Попов в беседе с RT.
Важным достоинством Ту-95 он назвал большой модернизационный ресурс.
"Это самый модернизируемый аппарат, который позволяет на своем борту разместить и новую навигационную систему, и прицельную базу. Более того, он является носителем ядерного оружия, может брать свободнопадающие бомбы, управляемые бомбы, корректируемые бомбы, ракеты. У него гамма авиационных боеприпасов такая широкая, что он отвечает всем современным требованиям. То же относится и к летным показателям, показателям грузоподъемности. В принципе, этот самолет является образцом экономичности и надежности. До сих пор среди турбовинтовых самолетов ему нет равных", - говорит Владимир Попов.
В свою очередь, историк авиации и писатель Николай Бодрихин отнес к основным преимуществам Ту-95 низкий расход топлива.
"Его колоссальное отличие в том, что он турбовинтовой и потребляет горючего примерно в пять раз меньше, чем, например, американский турбореактивный B-52. Это качество за годы эксплуатации позволило сэкономить огромные объемы топлива. Вот в чем гигантское наследие Андрея Туполева, это просто гениальное решение", - подчеркнул эксперт в беседе с RT.
С его точки зрения, Ту-95 будет еще долго служить в российских ВВС.
"Это вечные машины, которые можно совершенствовать в части двигателестроения и другого оборудования. Я думаю, Ту-95 еще прослужит как минимум 20 лет. Так что он и дальше будет беспокоить потенциальных противников своими постоянными пролетами в районе Аляски и Тихого океана", - говорит Бодрихин.
Аналогичного мнения придерживается и Владимир Попов.
"Ту-95 до сих пор является достойным представителем военно-воздушных сил. Он может в любое время выпустить десятки ракет, которые способны огибать местность, самостоятельно определять цель, маневрировать. Это машина, которая по качеству своих тактико-технических данных побила многие рекорды, в том числе и мировые. Даже сегодня это самый быстрый турбовинтовой самолет. Конечно, у нас есть более современная модель - Ту-160, которая представляет из себя сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Но Ту-95 рано списывать. Еще лет 20-25 он будет способен стоять на защите России", - заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции