АО "Авиасалон"
14 ноября 2022, 15:16
Ту-95: первый полет легендарного стратега-долгожителя
70 лет назад, 12 ноября 1952 года, впервые поднялся в небо стратегический бомбардировщик Ту-95 - один из символов ядерного паритета эпохи холодной войны, самый быстрый в мире турбовинтовой самолет
В конце 1940-х годов США обладали стратегическими бомбардировщиками В-29 и B-36, дежурившими на военных базах по периметру СССР и способными доставлять атомные бомбы практически до всех критически важных государственных объектов. Противопоставить им было нечего - самый мощный советский бомбардировщик Ту-4 не имел необходимых дальности и скорости полета для симметричного ответа. Эпоха поршневых стратегических самолетов заканчивалась, начиналось проектирование самолетов-носителей ядерного оружия с газотурбинными двигателями. Для разработки нового стратегического самолета в СССР были параллельно развернуты сразу две крупнейшие программы по созданию межконтинентальных бомбардировщиков: Ту-95 (ОКБ-156 Андрея Николаевича Туполева) и М-4 (ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева). В итоге конкуренция оказалась исключительно плодотворной - оба самолета пошли в серию, обеспечив настоящий прорыв в технологиях авиастроения.
Работы по созданию самолета-носителя ядерного оружия (ЯО) начались в туполевском ОКБ весной 1950 года. Главной дилеммой, стоящей перед проектировщиками, стал выбор двигателей, которые могли обеспечить требуемые характеристики новым "стратегам". Многочисленные расчеты и результаты исследований убедили А. Туполева выбрать турбовинтовые двигатели, имеющие на то время самый высокий КПД. Впервые в практике мирового авиадвигателестроения для самолетов такого класса под руководством Николая Кузнецова был спроектирован самый мощный в мире турбовинтовой авиационный двигатель НК-12 с соосными многолопастными винтами конструкции Константина Жданова.
Ту-95 предназначался для нанесения ударов по стратегическим целям и военным объектам, расположенным в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главным оружием бомбардировщика являлись бомбы, в том числе ядерные. Кроме того, Ту-95 предполагалось использовать на удаленных морских театрах военных действий для постановки мин, торпедных и бомбовых ударов по кораблям. Проектируемый самолет должен был обладать практической дальностью полета 15 000 км, крейсерской скоростью 750-820 км/ч, максимальной скоростью 920-950 км/ч, иметь практический потолок 13 000-14 000 м.
В декабре 1951 года макет самолета был утвержден и на авиационном заводе № 156 в Москве началось строительство двух прототипов будущего Ту-95. 12 ноября 1952 года экипаж под командованием выдающегося летчика-испытателя Алексея Перелета впервые поднял первую опытную машину "95-1" в небо. Полет продлился 50 минут и проходил на высоте 1150 м. Однако создателей самолета ждала трагедия: 17-й испытательный полет закончился катастрофой из-за разрушения редуктора двигателя по причине недостаточной усталостной прочности. 16 февраля 1955 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Михаилом Нюхтиковым поднял в небо вторую опытную машину "95-2" с новыми двигателями ТВ-12 (в серии получили обозначение НК-12). В ходе госиспытаний на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута рекордная для винтовых самолетов скорость 882 км/ч и практическая дальность 15 040 км.
Серийное производство Ту-95 началось в 1955 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне - завод "Авиакор" в Самаре), а уже в сентябре 1957 года самолет был принят на вооружение. Параллельно с началом серийного производства шла разработка новых версий Ту-95 с более совершенным оборудованием и вооружением. В 1960-х годах на основе Ту-95 созданы океанский разведчик Ту-95РЦ и дальний противолодочный самолет Ту-142. В 1961 году для испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы массой 27 тонн был сконструирован специальный самолет Ту-95В. В 1964-м создан стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для радиотехнической и фоторазведки. На основе Ту-95 созданы носители орбитального самолета "Спираль" и сверхзвуковой крылатой ракеты Х-20, летающая лаборатория по программе атомного самолета и другие машины. Всего на основе Ту-95 за всю историю программы было создано около 50 модификаций, включая дальнемагистральные пассажирские Ту-114 и самолеты ДРЛО Ту-126. Общее количество выпущенных машин различных модификаций составило около 500 единиц.
На протяжении десятилетий Ту-95 несли боевое дежурство, выполняя патрулирование вдоль границ стран НАТО и контролируя в интересах флотов надводную обстановку на огромных акваториях Мирового океана. Помимо СССР, Ту-95 базировались на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Полки Ту-95РЦ принимали участие в космической программе СССР, отслеживая спускаемые аппараты.
В 1980-х годах стартовали работы по созданию стратегического ракетоносца нового поколения для замены Ту-95. Однако распад СССР, экономический кризис и резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации РФ на новые образцы авиационной техники. На первое место выдвинулись задачи модернизации существующего парка "стратегов".
В 1981 году на основе Ту-142М запущен в серию самолет Ту-95МС - носитель стратегических крылатых ракет большой дальности. Его модификации Ту-95МС6, Ту-95МС16 и Ту-95МСМ, отличающиеся различными вариантами вооружений, и сегодня составляют костяк Дальней авиации РФ и способны нести крылатые ракеты Х-55, Х-101 и Х-102. Самолеты Ту-95МСМ с модернизированными двигателями НК-12МПМ, новым радиоэлектронным оборудованием и новым прицельно-навигационным комплексом обладают увеличенными боевыми возможностями и, предположительно, прослужат до 2040 года.
Впервые ракетоносец Ту-95 демонстрировался широкой публике на выставке "Мосаэрошоу-92". Сегодня, спустя 30 лет, трудно себе представить статическую экспозицию Воздушно-космических сил России на МАКС без впечатляющего воображение турбовинтового гиганта - модернизированного Ту-95МС. Возможность увидеть этот самолет вместе с двумя другими сверхзвуковыми ракетоносцами Ту-160 и Ту-22М3 привлекает на МАКС тысячи ценителей и знатоков авиации. Демонстрация этой уникальной тройки туполевских самолетов, определяющих облик современной стратегической авиации России, является гордостью авиасалона в Жуковском и его впечатляющим "фирменным знаком".
Ждем модернизированные версии ракетоносцев-стратегов на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции