О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Слияния авиагигантов снова в моде

В будущем в российской гражданской авиации останется всего 3-4 крупных авиакомпании. В правительстве с этим уже определились. С аналогичным заявлением в отношении будущего европейских перевозчиков выступил комиссар Европейской комиссии по антимонопольной политике Марио Монти, одобривший слияние французской Air France и голландской KLM, которое завершится в апреле. В Европейской федерации авиапассажиров опасаются, что мощный тандем поднимет на ряде маршрутов цены на билеты. В России же другие опасения: эксперты полагают, что объединившаяся с "Пулково" московская "Россия" научит питерцев демпинговать.

Русский пример

Европа пошла по пути России, хотя еще несколько лет назад на Западе критиковали российские авиавласти за политику, направленную на сокращение перевозчиков. В этом им виделась угроза монополизма. Во французско-голландском тандеме антимонопольщики такой опасности не нашли. Одобрив слияние, Еврокомиссия потребовала от авиакомпаний отказаться от 94 ежедневных взлетно-посадочных слотов в ряде европейских аэропортов, в том числе и в базовых: в парижском Charles de Gaulle и амстердамском Schiphol. Комиссар Евросоюза по антимонопольной политике Марио Монти заявил, что отказ от слотов обеспечит конкуренцию на тех маршрутах, которые могла бы монополизировать объединенная компания. Такое же мнение и у Министерства юстиции США, не выразившего протеста против объединения. Согласие американцев потребовалось из-за того, что существенная часть трансатлантических перевозок Air France и KLM осуществляется над их территорией. При этом давать разрешения на альянсы своим перевозчикам американцы не торопятся. В 2000 году US Airways не получила одобрения на слияние с United Airlines, а чуть позже слияние American Airlines и British Airways было запрещено властями США и Великобритании.

Потенциальные клиенты Air France и KLM не верят в заявления властей. Председатель Европейской федерации авиапассажиров Чарльз Флокар выразил опасение, что, объединившись, Air France и KLM поднимут на ряде маршрутов цены на авиаперелеты.

В результате слияния Air France поглотит KLM. Однако компании сохранят свои названия и логотипы. На этом особо настаивали нидерландские власти, опасавшиеся потерять национального авиаперевозчика. Перевозчики создадут специальную холдинговую компанию, которая будет управлять объединенными операциями. По условиям сделки акционеры Air France передадут акционерам KLM собственные акции на сумму 784 млн. евро. Впоследствии акции обеих компаний обменяют на акции Air France-KLM, в результате чего 37% ее акций достанутся частным акционерам Air France, 19% - акционерам KLM, а 44% перейдут французскому правительству, у которого сейчас 54% акций Air France. В итоге в Европе появится авиагигант по объемам продаж: 19.7 млрд. евро в 2002/03 финансовом году. Французско-голландский тандем будет обладать воздушным флотом из 540 самолетов и перевозить почти 60 млн. пассажиров ежегодно. Объединенная авиакомпания потеснит мирового лидера по величине доходов - компанию Japan Airlines. По объемам перевозок в мире она будет уступать лишь американским United Airlines и American Airlines.

Марио Монти считает, что в будущем в Европе будет лишь три или четыре крупных авиаперевозчика. К французско-голландскому союзу может присоединиться итальянская Alitalia, переговоры которой с Air France, по словам Монти, находятся на заключительном этапе. Комиссар считает, что если пример окажется успешным, то ему могут последовать и другие перевозчики, например British Airways.

Особый путь российских авиаальянсов

Российские чиновники также уверены в успехе политики, направленной на сокращение перевозчиков. В настоящее время 24 авиакомпании из 215 зарегистрированных в России выполняют 85% всех авиаперевозок. Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев считает, что в России должно остаться около 50 авиакомпаний. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявлял о необходимости сокращения числа авиакомпаний до 20. А один из руководителей ныне реорганизованного Минтранса заявил "Финансовым Известиям", что в перспективе в стране останется три крупных перевозчика, под "крышу" которых уйдут "малыши".

Но если в Европе опасаются, что альянсы будут повышать тарифы, то в России, напротив, есть угроза, что новый тандем ГТК "Россия" - "Пулково" путем демпинга попытается вытеснить слабых перевозчиков с прибыльных направлений. Этот союз доставит проблемы не пассажирам, а региональным авиакомпаниям. Придется несладко и "Аэрофлоту" на европейских направлениях. Зато пассажиры будут в выигрыше: аналитики прогнозируют, что поглотившая питерцев "Россия" научит их демпинговать. "Россия" самостоятельно уже предпринимала ряд неудачных попыток путем демпинга захватить определенные направления. В тандеме с богатым "Пулково" эту попытку москвичи наверняка повторят еще раз. Правда, пассажирам в скором времени не стоит рассчитывать на дешевые билеты: процесс объединения затянется до конца этого года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка