Известия
5 декабря 2022, 07:33
Идти по стопам: на самолетах Superjet 100 импортозаместили тормоза
Производитель Superjet 100 корпорация "Иркут" сертифицировал установку на самолет российских фрикционных тормозных дисков вместо импортных
По тормозам
Корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию и "Ростех") сертифицировала в Росавиации возможность установки на самолет Superjet 100 российских тормозных дисков. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе компании.
- Авиационная корпорация "Рубин" уже изготовила и поставила авиакомпаниям - эксплуатантам самолетов SSJ-100 свыше 30 наборов фрикционных дисков тормоза. Их дефицит мог вызвать остановку эксплуатации парка, так как тормоза постоянно подвергаются износу и требуют регулярной замены, - сообщил представитель "Иркута".
Ранее тормозные диски для SSJ поставляла американская компания Goodrich.
Кроме того, ведутся работы по одобрению установки на SSJ авиационной шины, выпускаемой Ярославским шинным заводом, - взамен импортных шин Michelin, которые использовались на "Суперджетах" ранее, сообщили в компании.
- Проведен комплекс испытаний шин на стенде и в составе воздушного судна. Выполнено более 10 испытательных полетов, в том числе на сложных режимах, таких как прерванный взлет. Комплекс сертификационных работ планируется завершить в текущем году, - рассказали в "Иркуте".
Серийное производство шин уже налажено, а их поставки начнутся после завершения сертификации в составе воздушного судна.
Представитель крупнейшего эксплуатанта Superjet авиакомпании "Россия" (группа "Аэрофлот") отметил в комментарии "Известиям", что "Рубин" действительно выполняет по заказу перевозчика ряд работ, связанных с техобслуживанием российского парка. А шины ярославского завода доказали свою износостойкость и перевозчик будет готов их использовать после сертификации, добавил он.
Гендиректор "Азимута" Павел Екжанов подтвердил "Известиям" начало поступления российских тормозных дисков и их установку на самолеты. Он добавил, что у авиакомпании есть необходимость в замене и некоторых других импортных деталей, но пока перевозчик справляется. В парке "Азимута" 16 "Суперджетов".
В пресс-службе "Ростеха" отметили, что процесс замещения импортных компонентов на отечественные идет полным ходом.
- Чтобы обеспечить бесперебойную эксплуатацию текущего парка, более чем по 30 позициям замена идет - при выполнении сервисного обслуживания взамен зарубежных комплектующих ставятся российские аналоги, одобренные к применению, - сказал представитель госкорпорации.
"Известия" направили запросы в другие авиакомпании - эксплуатанты Superjet 100, а также в Росавиацию.
Освоение ремонтов
В этом году российской авиаотрасли также удалось освоить ремонт 35 иностранных компонентов SSJ-100, рассказали "Известиям" в пресс-службе "Иркута".
- Среди них фары, линейные датчики перемещения педалей, гидробаки, элементы привода системы очистки лобового стекла и другие компоненты, - уточнили в компании.
Перечень деталей для освоения ремонта был разработан исходя из накопленной статистики по отказам: приоритеты расставлены таким образом, чтобы сохранить текущий уровень исправности парка, объяснили в "Иркуте".
Пока же до 70% компонентов в российском региональном самолете импортные. Например, детали интерьеров салона делали итальянское дизайн-бюро Pininfarina и американская B/E Aerospace. Двигатель SaM146 поставляло совместное предприятие французской Safran и российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, также входит в "Ростех"). Концерн Safran также изготавливал шасси, Thales - авионику, Honeywell - вспомогательную силовую установку, немецкая Liebherr - системы управления. После введения санкций против предприятий авиаотрасли РФ в этом году в ответ на начало СВО на Украине западные поставщики отказались сотрудничать с российскими предприятиями и прекратили поставки.
Одновременно с заменой компонентов на выпускаемом с 2011 года Superjet 100 ОАК ведет работу над импортозамещенной версией самолета, которая получит название Superjet New. В сжатые сроки планируется заменить порядка 40 импортных систем и компонентов машины, включая двигатель SaM146 - на российский ПД-8, сообщал ранее производитель.
В августе гендиректор "Иркута" Андрей Богинский говорил, что до конца 2023-го эксплуатантам поставят первые два Superjet New, а начиная с 2024-го ожидается производство по 20 SSJ New в год. Пока российский двигатель ПД-8 прошел только стендовые испытания, но в составе опытной машины еще не летал.
В Минпромторге подтвердили, что актуальным остается вопрос импортозамещения крупных систем и агрегатов SSJ, таких как шасси, двигатели и вспомогательная силовая установка. Решением этой задачи станет сертификация и начало серийного производства компонентов для SSJ New, так как значительная часть из них может быть установлена на SSJ-100 по так называемому принципу pin-to-pin, то есть без дополнительных конструктивных изменений.
- И тормозные диски, и шины - это те компоненты, наличие которых критично с точки зрения продолжения эксплуатации текущего парка Superjet. Диски - это почти что расходный материал, они востребованы немного реже, чем шины, но тоже быстро изнашиваются и их нужно менять, - отметил исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Но кроме них "Иркуту" еще только предстоит найти замену множеству различных импортных фильтров, трубопроводов, деталей, которые подвержены износу и повреждениям. Темпы импортозамещения компонентов Superjet эксперт оценить не берется.
- Но если мы говорим о компетенциях (по производству), то в принципе в России они сохранились. Ведь и тормозные диски, и шины используются не только в гражданской, но и в военной авиации. Весь вопрос заключался только в том, чтобы перейти на изготовление необходимых типоразмеров этих изделий. Большая часть времени ушла на подготовку доказательной базы, то есть сертификацию изменений типовой конструкции самолета, - заключил Олег Пантелеев.
Директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры Александр Терентьев напомнил, что помимо шин и тормозов нужно оперативно решить вопрос и с горюче-смазочными материалами, ведь поставки заграничных тоже прекратились. Он добавляет, что темп импортозамещения надо наращивать, так как налет на "Суперджете" сильно возрос в последнее время и замены нужно будет проводить все чаще....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Февраль 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за январь 2025 года
Февраль 17, 2025
"Аэрофлот" планирует расширить компетенции в ремонте двигателей Airbus A320 и Boeing
Февраль 17, 2025
В аэропорту Махачкалы задержана женщина за попытку вывезти из страны бриллианты на 6 млн рублей
Февраль 17, 2025
Самолеты из Омска в Усть-Ишим будут летать всего раз в неделю