АО "Аэропорт "Южно-Сахалинск"
5 декабря 2022, 14:48
От Осавы до Чехова: как развивался Южно-Сахалинский аэропорт
Обычно люди рассматривают подобные места только в качестве транзитной точки между городами и странами, их внимание занято хлопотами, связанными с отлетом или ожиданием рейсов
Советский аэропорт "Тойохара" Гражданского воздушного флота СССР был образован после Второй Мировой войны в Большой Елани на месте военного японского аэродрома "Осава", который представлял собой одну железобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 500 метров, шириной 100 метров и японское административное двухэтажное здание. Аэропорт пострадал от бомбежек советской авиации в ходе наступательной операции на юге Сахалина в 1945 году. Первым начальником аэропорта был назначен К. Полозов. В этой должности он работал до декабря 1947 года.
Интересно, что авиабаза могла в этой части острова так и не появиться. Некоторые сотрудники Дальневосточного управления авиации в Хабаровске считали, что она там вообще не нужна. По их мнению, столицу новой области нужно было расположить в Углегорске, который имел лучшие экономические и транспортные возможности.
Камикадзе восстанавливал аэропорт для СССР
Тем не менее, на разрушенном аэродроме восстановили посадочную площадку для приема прилетающих гражданских воздушных судов. В ее расчистке участвовали и пленные японцы. Один из них бывший летчик - камикадзе, которого звали Фарисади, неплохо знал русский язык и подсказывал информацию по техническим коммуникациям.
Руководство аэропорта с 20 сентября 1945 года разместилось в деревянном здании японской постройки, набрали персонал из демобилизованных авиационных специалистов: авиамехаников, мотористов, мастеров по радиосвязи, из Хабаровска прибыло два авиадиспетчера. Для них выделили двухэтажный дом по улице Ленина, сейчас на его месте стоит гостиница "Сахалин-Саппоро".
Первое время своей ремонтной базы и самолетного парка в аэропорту не было. Поэтому суда, прилетающие из других городов, проходили только предполетную подготовку. Из техники имелись лишь автобус, автомашина и мотоцикл. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно-эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба горюче-смазочных материалов. Организовали пункт метеонаблюдения. Это было началом развития инфраструктуры аэропорта.
В октябре 1945 года на трех самолетах "Ли-2" начались регулярные авиаперевозки из Южно-Сахалинска в Хабаровск, Оху, Тымовское, Владивосток, Курильск, Южно-Курильск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь и др. Только в мае 1946 года здесь появляется собственный самолет. По одним данным это был "По-2", по другим "Як-12", который использовался для патрулирования лесов от пожаров, перевозки почты, грузов и полетов по санитарным заданиям областной больницы. На базе самолетов "Ли-2" и "Як-12" в аэропорту был создан 38-й летный транспортный отряд дальневосточного управления гражданского воздушного флота, командиром которого назначили В.И. Лосенкова.
Именно туда, в Большую Елань в 1946 году прибыл председатель президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян для изучения новой советской территории и в том числе принятия решений по развитию гражданской авиации.
В июне 1947 года командиром 38-го авиаотряда назначили М.И. Приходовского. В январе 1948 года начальником аэропорта Большая Елань был назначен И.С. Лавров, и уже в следующем месяце аэропорт становится независимым хозяйственным субъектом.
До Москвы 28 часов
В 1954 году М.И. Приходовским была создана служба управления воздушным движением. А через два года проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Ее удлинили на 100 метров металлическими аэродромными плитами, которые лежали без действия на военном аэродроме в Хомутово после сокращения вооруженных сил. Это позволило самолетам "Ил-12" и "Ил-14" выполнять регулярные рейсы в Москву, Хабаровск, Владивосток. В 1958 году было построено типовое здание аэровокзала.
Первый рейс грузового "Ил-14" торжественно встречал первый секретарь Сахалинского областного комитета КПСС Павел Леонов, который сыграл большую роль в этой работе. Он дал указание в связи с дефицитом бетонных плит удлинить взлетно-посадочную полосу с помощью железных листов, На следующее утро после встречи грузового "Ил-14" Павел Артемович на пассажирском "Ил-14М" улетел в Москву, а техников, готовивших самолет, вызвали на допрос в КГБ. Оказалось, что самолет совершил аварийную посадку в Хабаровске из-за отказа двигателя - вышел из строя цилиндр. Позже экспертиза нашла виновного, им оказался уставший металл.
Полет самолета "Ил-12" из областного центра до столицы составлял тогда около 28 часов с 10 промежуточными посадками. Плюс 15 часов кратковременной стоянки самолета для дозаправки в аэропортах посадки, технического обслуживания и смены эстафетных экипажей. Общее время в пути составляло 43 часа. А мы сейчас жалуемся, что тратим в полете без пересадок 8-9 часов. Все познается в сравнении.
В 1954 году на острове побывал первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза, председатель советского правительства Н. Хрущев после чего сахалинцы лишились многих льгот и началось массовое расформирование воинских авиачастей. Благодаря последнему обстоятельству гражданская авиация области получила пополнение. Ветераны вспоминают, что условия для работы в аэропорту тогда были не очень хорошие. Из старых авиационных деревянных ящиков сколачивали сарайчики, приспособленные для обогрева, ведь практически вся деятельность персонала проходила на открытом всем ветрам воздухе.
Аэропорт переезжает
В 1960 году Сахалинский обком КПСС и руководство Сахалинского облисполкома обратились в Совет Министров СССР с предложением о строительстве в Южно-Сахалинске нового аэродрома. В следующем году началось строительство железобетонной взлетно-посадочной полосы аэродрома Хомутово длиной 2200 метров и шириной 45 метров.
20 февраля 1964 года из Хабаровска в Южно-Сахалинск на новую взлетно-посадочную полосу совершил технический рейс самолет "Ан-10" на 110 пассажиров. Время в пути составило 1 час 10 минут, что в два раза быстрее, чем на "Ил-14". Ветеран аэропорта Сталий Коняшов вспоминал, что отличием "Ан-10" были два собственных встроенных трапа, которые выпускались спереди по левому борту. Пассажиры сами несли свои чемоданы и другую поклажу, как ручную кладь, на первый этаж багажного отделения самолета, а затем прямо из него не выходя из воздушного судна, по трапу поднимались на второй этаж в пассажирский салон.
В это время аэропорт оснащался новыми средствами самолетовождения и радиотехническим оборудованием, системами автоматического управления захода на посадку в любую погоду. Начали применяться новые образцы навигационной техники - курсовые системы с магнитными, гироскопическими и астрономическими датчиками, измерители углов сноса, путевые измерители скорости, бортовые радиолокаторы.
В 1964 году в Хомутово построили здание аэровокзала, гостиницу, столовую, рулежные дорожки, стоянку самолетов и централизованную заправку топливом самолетов с турбореактивными двигателями. А также железобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 1852 метра и шириной 45 метров, пригодную для приема и выпуска новых воздушных судов. Полеты стали выполняться на двух аэродромах - Большая Елань и Хомутово. Поток пассажиров сильно вырос.
Начались регулярные прямые полеты "Ил-18" на маршруте Южно-Сахалинск - Москва. Сотню пассажиров за 14-15 часов доставляли в столицу. Газотурбинный самолет развивал скорость до 650 километров в час.
1 января 1965 года аэропорт в Большой Елани прекратил свое существование. Но начальник аэропорта Н.М. Гурарий продолжил работать в этом качестве уже в Хомутово.
- Он был участником Великой Отечественной войны. Летал пилотом самолетов "У-2", "По-2" и "Ан-2" в тыл врага. Вывез из партизанских отрядов на "Большую землю" большое количество детей, раненых бойцов и командиров. Награжден боевыми орденами и медалями СССР. Пользовался большим уважением в коллективе, - вспоминает ветеран аэропорта Сталий Коняшов.
В октябре 1967 года женский экипаж во главе с Героем социалистического труда Любовью Улановой на самолете "Ил-18 Д" совершил беспосадочный перелет из Симферополя в Южно-Сахалинск. Расстояние в 7680 километров преодолели за 12 часов и 12 минут. Посвятив свой полет 50-летию Великого Октября, советские летчицы установили мировой рекорд дальности.
Любовь Михайловна была легендарной женщиной. Во время Великой Отечественной вывозила раненных в тыл, доставляла золото с приисков и, хотя не участвовала в воздушных боях, награждена медалью "За Победу над Германией". В мирное время она стала первой в мире представительницей прекрасного пола летавшей на турбовинтовых самолетах. На ее счету также мировой рекорд высоты полета.
Авиация спецприменения
Руководство авиаотряда при финансировании аэропорта переоборудовало самолеты "Ил-14 М" для создания звена рыборазведчиков и наблюдателей за ледовой обстановкой. Работы проходили в Минске на авиационном ремонтном заводе. С разрешения генерального конструктора С.Ильюшина на каждый самолет установили три дополнительные топливные баки на 2700 литров, радиолокатор, электронный автопилот и оборудование для аварийного сброса топлива. Благодаря появлению новой модификации самолета "Ил-14Р" (разведчик), способного находиться в воздухе 9 часов, рыбная промышленность области дополнительно добывала в год более семи процентов сельди. В денежном выражении это составляло десятки миллионов советских рублей. А более точные данные температуры поверхностного слоя воды позволили увеличить срок навигации и дополнительно проводить до сотни судов, и экономить до 250 суток плавания. Кроме того, такие авиаразведчики выводили морские корабли из ледового плена и в любую погоду приходили на помощь терпящим бедствие.
Появилось новое поколение лайнеров. В 1970-м здесь стали обслуживать самолеты с газотурбинными двигателями "Ан-24". Но в Хабаровске летевшим с острова до столицы или обратно пассажирам приходилось пересаживаться на "Ил-62", который не мог садиться в Южно-Сахалинске из-за короткой взлетно-посадочной полосы. Поэтому нужно было вновь модернизировать инфраструктуру аэропорта, чтобы принимать московские беспосадочные рейсы.
В период реконструкции ВПП самолеты "Ан-24" и "Ан-26" летали на аэродром "Хомутово", а "Ил-18" и "Ан-12" в "Сокол" до завершения строительства 500 м участка ВПП на аэродроме "Хомутово". Оба аэродрома работали круглосуточно. Персонал для обслуживания авиационной техники, пассажиров, управления воздушным движением, сотрудники транспортной милиции и другие необходимые специалисты выезжали в аэропорт Южно-Сахалинск (Сокол) ежедневно из областного центра на служебном автобусе.
5 мая 1985 года в аэропорт Южно-Сахалинск на аэродром "Сокол" был выполнен первый пассажирский полет самолета "Ту-154", сокративший время перелета в Москву до 7-9 часов. Через два года после увеличения взлетно-посадочной полосы на 500 метров состоялся первый рейс "Ил-62". Восемь тысяч километров он преодолел за 8 часов.
Авиация уходит в штопор и вновь взмывает вверх
Спад в авиации начался в начале 90-х. Чтобы сохранить кадры, было принято решение разделить авиаотряд на аэропорт и авиакомпании. Несмотря на серьезные проблемы, которые испытала вся страна, в те же годы открылись международные линии. В 1990 году впервые установлено воздушное сообщение Южно-Сахалинска с Японией (Хакодате, Саппоро), Южной Кореей (Сеул, Пусан), Китаем (Харбин), США (Анкоридж), Вьетнамом (Хошимин). Осуществлялись технические посадки воздушных судов, выполняющие транзитные рейсы из Японии, США, Канады и других стран. В 1990 году объем международных перевозок составил более 2500 пассажиров в год, а в 1999 году было перевезено более 37500 человек. Поддержало работу аэропорта и сахалинской авиации развитие шельфовых проектов.
С 2010 наш аэропорт начали прилетать различные авиакомпании на отечественных самолетах "Як", "Ан", "Ту", "Ил", а также воздушных судах иностранных производителей "Боинг", "Аэрбас", "FALCON", "GULFSTREAM" и различных вертолетах. Осенью этого же года впервые в аэропорту областного центра произвел посадку тяжелый транспортный самолет "Ан-124-100" "Руслан".
В 2019 году аэропорту по итогам конкурса "Великие имена России" присвоено имя Антона Чехова. Шутят, что теперь там работают только знатоки творчества Антона Павловича, а пассажирам нужно перед полетом штудировать его труды. Иначе даже с билетом не улетишь. Сегодня наш аэропорт является базовым для Единой Дальневосточной компании. Новая история аэропорта создается прямо сейчас на наших глазах. Строятся современный аэровокзальный комплекс, который в перспективе сможет принимать до 5 миллионов пассажиров в год, а также взлетно-посадочная полоса.
А совсем недалеко от Хомутово там, где сейчас часть территории старого аэропорта занимает автошкола "ДОСААФ" - учебные автомобили гоняют по бывшей взлетной полосе, а здание уже советского аэровокзала, построенного в 1958 году, разваливается без присмотра после нескольких пожаров и попытки организовать колбасный цех. Такая вот ирония судьбы. От летающих самолетов до неудавшегося колбасного производства. Может быть, лучше там стоит сделать музей сахалинской авиации для посещения туристов? Чтобы сохранить память о прошлом, в администрации нынешнего аэропорта в Хомутово выделена комната для тематической экспозиции. Скоро откроется благоустроенный сквер "Авиаторов". Возможно, потом возьмутся и за старый аэровокзал в Большой Елани. По крайней мере, хочется на это надеяться....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Аэропорт "Южно-Сахалинск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции