Независимое военное обозрение
12 марта 2004, 13:34
Здесь появлялись и исчезали военные заводы
Авиапромышленность
После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. Согласно атласу промышленности в 1932 г. здесь размещалась даже первая судостроительная верфь. В 1931 г. на площади фабрики Гознака был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм, в 1938 г. его передали в авиационную промышленность. В 1939 г. был организован завод # 1 "Оргавиапрома", входившего в Наркомат авиапромышленности (НКАП). В 1940 г. они были объединены под # 1. На шести небольших остальных заводах "Оргавиапрома" выпускали в основном инструменты для отрасли. Располагались они в Москве, а также в Днепропетровске и Осипенко (Бердянске).
Завод # 1 был самым крупным в "Оргавиапроме" - свыше 2 тыс. человек и выпускал также узлы ротора и крыльчатки к турбокомпрессорам. В 1941 г. здесь стали производить лафеты к авиапушкам, а в начале Великой Отечественной войны освоили производство боеприпасов. Для расширения площадей присоединили близлежащий корпус завода, работавшего на строительство Дворца Советов. В октябре 1941 г. предприятие было эвакуировано в Куйбышев и разместилось в подсобных помещениях завода # 122 НКАП, а в сентябре 1942 г. получило # 165 НКАП. На его бывших площадях в Москве стал действовать инструментальный завод # 8 "Оргавиапрома". Решением ГКО от 18 февраля 1943 г. здесь был организован опытный завод # 300 НКАП. Завод # 165 был реэвакуирован в Москву в августе 1943 г., но разместился в другом месте, на берегу Яузы, ныне это АО "Люлька-Сатурн".
Опытный завод # 300 представлял собой конструкторское бюро (КБ) Александра Микулина. Под его руководством были созданы двигатели марки АМ, которыми оснащались самолеты АНТ-25, ТБ-3, МиГ-1, МиГ-3, Пе-8. Самый массовый самолет Великой Отечественной - Ил-2 и его развитие Ил-10 также имели микулинские моторы. На Лужнецкой набережной началась реконструкция завода, предназначенного для модификации моторов АМ, а также доводки турбомеханизмов и их серийного производства. В 1946 г. КБ приступило к разработке опытных образцов турбореактивных двигателей. С 1952 г. на серийных заводах началось производство реактивных двигателей АМ, которыми оснащались самолеты Ту-16, Ту-104, М-4, Як-25.
Испытательная станция, на которой производились стендовые проверки двигателей, находилась здесь же, в Лужниках. После войны это была еще довольно не застроенная территория, при станции Воробьевы Горы размещались склады трофейного оборудования. С 1953 г. в Лужниках стали строить стадион, началось многоэтажное жилищное строительство за линией железной дороги. Многие москвичи помнят постоянный рев испытываемых двигателей, стоявший в этом районе. Иностранные шпионы, очевидно, могли слышать его также, поэтому испытательную станцию закрыли в 1957 г., разместив ее в лесном массиве Воскресенского района Подмосковья. Впрочем, говорят, что шум от испытаний двигателей иногда досаждал жителям района вплоть до перестройки.
Микулин возглавлял завод # 300 до 1955 г. Его сменил Сергей Туманский, бывший до этого его заместителем. С этого года из названия двигателей исчезла аббревиатура "АМ", а запущенный в серийное производство двигатель для МиГ-19 назывался РД-9Б. В середине 1960-х годов от системы номерных заводов окончательно отказались, и предприятие стало называться московский машиностроительный завод "Союз". Но осталась традиция с конца 1950-х годов добавлять к названию двигателя цифру "300", например Р11-300 для МиГ-21, Су-15 и других самолетов.
Помимо авиадвигателей на заводе разрабатывались, а с 1960 г. началось опытное производство жидкостных ракетных двигателей, в том числе для самолетов-снарядов Челомея. Это была дань времени Хрущева, при котором многие авиазаводы перешли на выпуск крылатых ракет вместо самолетов. "Союз" и сейчас специализируется на так называемых короткоресурсных малоразмерных двигателях для тактических и стратегических ракет воздушного и морского базирования. Разрабатывались здесь двигатели и для беспилотных разведчиков, ядерная термоэмиссионная энергетическая установка для космических аппаратов. Двигатель Р15Б-300 для знаменитого МиГ-25 был создан также на "Союзе".
В 1980-е гг. здесь создавался двигатель Р-79, задание на разработку которого было выдано в 1977 г. Одна из модификаций двигателя предназначалась для сверхзвукового самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-141, так и не пошедшего в серийное производство. Для расширения предприятия на юго-западе Москвы, в Очаково, строилась новая производственная база, первую очередь которой площадью 10 тыс. кв. м успели сдать до перестройки. В настоящее время на "Союзе" создаются новые двигатели, в том числе Р-145М для самолета пятого поколения, для беспилотных летательных аппаратов, сверхзвуковых деловых самолетов.
Многие КБ на серийных двигателестроительных заводах в свое время являлись филиалами завода # 300 - в Казани (ныне КПП "Авиамотор", тогда еще подмосковном Тушино (ныне Тушинское МКБ "Союз"), Уфе (ныне НПП "Мотор"), а позже они стали самостоятельными. В декабре 1963 г. на некоторое время был организован Государственный объединенный опытный завод # 300 на базе завода # 300, ОКБ-500 (Тушино), ОКБ-26 (Уфа). Тушинское КБ стало называться ОКБ-2-300, а Уфимское КБ - ОКБ-3-300. Тураевское машиностроительное КБ "Союз" в подмосковном Лыткарино возникло в 1964 г. как филиал завода # 300. Структура подчиненности неоднократно менялась, и в последний раз в советские времена объединение происходило в 1981 г., когда было создано московское НПО "Союз", в которое на правах самостоятельных предприятий вошли КБ в Воронеже (ныне ОКБ моторостроения) и Омске (ныне моторостроительное КБ).
Еще одна конверсия
В постсоветские времена "Союз" также претерпел немало реорганизаций. Ныне 22,65% акций приватизированного "Союза" закреплено за государством, а остальные пакеты принадлежат другим собственникам, в т.ч. частным лицам. Помимо обычных, увы, проблем, связанных с развалом отечественной оборонной промышленности, над "Союзом" нависала реальная угроза лишиться своей территории на Лужнецкой набережной. В середине 1990-х гг. правительство Москвы решило в перспективе вывести из центра города ряд промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. В этот список вместе с такими замечательными объектами, как АО "Русские валенки", попали также "Союз" и "Гелиймаш", расположенный на смежной территории со стороны Комсомольского проспекта. Предусматривалась реконструкция освобожденной территории под объекты нового строительства, ставились задачи по поискам инвесторов.
Могло случиться так, что "Союзу" пришлось бы уйти с Лужнецкой набережной, не успев даже обзавестись вывеской с собственным названием. Традиции сохранения секретности остаются в нашей оборонке незыблемыми. Вы легко можете найти адрес "Союза" в каталоге международной выставки, в интернете, но на его зданиях вывески отсутствуют. Единственной "находкой для шпионов" является объявление "Стоянка автомашин только для сотрудников АМНТК "Союз". Чтобы избежать потери территории, на "Союзе" пошли по пути вывода из Москвы вредных производств. За пределы столицы уже полностью выведено литейное и частично кузнечно-прессовое и гальваническое производства. Планируется сохранить на Лужнецкой набережной только ОКБ, опытно-механическое производство и административные службы. В рамках конверсии развивается сотрудничество с правительством Москвы по газотурбинной технологии и альтернативной малой энергетике. Создан совместный научно-исследовательский проектный центр "Союз-Москва".
Исторически сложилось так, что столица стала крупнейшим центром оборонной промышленности страны, переняв пальму первенства у Ленинграда накануне Великой Отечественной войны. В 1941 г. три четверти работающих в оборонной промышленности столицы приходилось на авиапромышленность. Это соотношение практически сохранялось до середины 1960-х гг., когда началось бурное развитие радиоэлектронных отраслей. И сейчас, наверное, на предприятиях аэрокосмической промышленности работают не менее половины людей, все еще занятых в оборонке столицы. Для Москвы характерна и очень высокая доля оборонных научных и опытно-конструкторских предприятий. Поэтому АМНТК "Союз" можно считать типичным московским предприятием ОПК.
Понятно, что в современной Москве наиболее доходными отраслями является не промышленность, тем более авиационная, а финансы, торговля, другие виды услуг. Изменившиеся приоритеты диктуют свои законы, и городская инфраструктура перестраивается под новых лидеров экономики. Практически все городские оборонные предприятия предоставляют свои площади коммерческим структурам под офисы и торговые помещения. Не является исключением и "Союз", и по адресу "Лужнецкая набережная, д. 2/4" вы можете найти немало торговых фирм. Сейчас это один из основных способов выживания столичных предприятий.
Очевидно, новый торговый или бизнес-центр будет вполне уместен на этой территории с отличной транспортной доступностью. И уж точно, окрестных жильцов никогда не побеспокоит рев испытываемых реактивных двигателей. От шума машин, проезжающих по третьему кольцу, их надо полагать, защищает специальный экран. Защищает ли москвичей что-нибудь от автомобильных выхлопов, лучше не задумываться. Шахурин, нарком авиапромышленности в1940-1946 гг., в своей книге вспоминал, что до войны многим жителям Москвы досаждал шум двигателей, испытываемых на моторостроительных заводах. В 1942 г., после восстановления работы эвакуированных авиазаводов, "гул моторов люди слушали, как музыку".
Полагаю, что в окрестностях испытательных станций моторостроительных заводов страны люди и сейчас слушают гул моторов, как музыку. Хотя бы потому, что это означает заказы для завода, зарплату для его работников, налоги в местный бюджет, платежеспособный спрос на товары местных торговцев и т.д. Кто-то вспомнит, как у Шахурина, не только об экономической безопасности. Впрочем, ассоциации с территориальными потерями 1942 г. сейчас как-то не уместны. Так что хочется верить, что кто-то помнит хотя бы о таких утилитарных вещах, как, например, доходы от экспорта семейства Су-27, лучшие времена которого рано или поздно закончатся. И кто тогда будет дорабатывать и производить двигатели самолетов пятого и тем более последующих поколений для мирового рынка, с которого нас могут окончательно вытеснить?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот и Шереметьево запустили 10 новых киосков саморегистрации на внутренних рейсах
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 10, 2025
XXV встречу Авиационного пресс-клуба поддерживают ведущие авиастроительные компании России