О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Западные боевые вертолеты для Китая

Как и в случае с истребительной авиацией к началу 1980-х годов Китай очень сильно отстал от СССР и промышленно развитых стран Запада в области вертолетостроения

Как и в случае с истребительной авиацией к началу 1980-х годов Китай очень сильно отстал от СССР и промышленно развитых стран Запада в области вертолетостроения. После сближения с США в 1970-1980-е годы китайское руководство предприняло шаги по закупке на Западе вертолетной техники и двигателей. Помимо лицензионного копирования, в ряде случаев китайские конструкторы нелегально заимствовали технические узлы, агрегаты и бортовые системы иностранных вертолетов.

Китайское вертолетостроение до начала военно-технического сотрудничества с западными странами

С 1964 по 1980 год на авиазаводе в Харбине осуществлялся выпуск китайской копии поршневого вертолета Ми-4, который в КНР имел обозначение Z-5 (Zhishengji-5). Эксплуатация этой машины в Китае завершилась в XXI веке. Уже к началу 1970-х вертолет Z-5 отставал от передового мирового уровня вертолетостроения и не мог полностью обеспечить потребности вооруженных сил.

В 1982 году вертолет Z-5 оснастили турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 T-6 Twin Pac мощностью 1 900 л. с. Однако, в силу общего устаревания конструкции вертолета, дело ограничилось одним переоборудованным экземпляром.

В начале 1970-х начались испытания вертолета Z-6, в котором частично использовались узлы Z-5. Этот вертолет, задуманный как функциональный аналог советского Ми-8, был оснащен китайским газотурбинным двигателем WZ-5 мощностью 2 200 л. с. Максимальная взлетная масса винтокрылой машины составляла 7 600 кг, скорость - до 192 км/ч, дальность - до 650 км. Экипаж - 2 человека. Вместимость - 12 пассажиров или 1 200 кг груза.

В ходе опытной эксплуатации Z-6 произошло несколько летных происшествий, и как минимум одна машина сгорела после падения. Опытная эксплуатация Z-6 показала, что хотя мощность двигателя вертолета больше, чем у Z-5, но все же она была недостаточной, и однодвигательная компоновка сильно снижала безопасность полета.

В итоге заказчик в лице НОАК отказался от замены Z-5 на Z-6. С 1970 по 1977 год на авиазаводе в Цзянсу было изготовлено 11 вертолетов Z-6.

Вертолет Z-8

С декабря 1975 года по апрель 1977 года Китай получил партию из 12 вертолетов SA 321 Super Frelon в противолодочном и поисково-спасательном вариантах. В 1976 году руководство КНР принимает решение о налаживании в стране производства копии вертолета "Супер Фрелон". Китайский вариант машины получил обозначение Z-8.

Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1985 года. Поставки заказчику начались в 1989 году. Сборка вертолетов осуществлялась на предприятии авиастроительной корпорации CAIC в городе Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси). Здесь же велся восстановительный ремонт.

Вертолет Z-8 стоит на вооружении ВВС и ВМС НОАК в четырех основных вариантах: транспортном, противолодочном, поисково-спасательном и санитарном. Может перевозить до 39 человек или до 27 экипированных военнослужащих. В санитарном варианте на борту предусмотрено размещение 15 носилочных раненых и медицинского оборудования. Противолодочный Z-8 способен нести гидроакустические буи, торпеды, противокорабельные ракеты и морские мины. Максимальная масса полезной нагрузки - 5 000 кг. Экипаж: 2-5 человек в зависимости от модификации.

Максимальная взлетная масса достигает 13 000 кг. Силовая установка - три турбовальных двигателя WZ-6 (копия Turboméca Turmo IIIC) мощностью по 1 156 л. с. Максимальная скорость полета - 250 км/ч, крейсерская - 230 км/ч, дальность полета - 820 км.

В НОАК эксплуатировались как амфибийные варианты, так и те, которые не могут совершать посадку на воду.

Выпуск вертолетов Z-8 осуществлялся не высокими темпами (собиралось не более 7 вертолетов в год). К настоящему времени было построено примерно 110 вертолетов данного типа.

В 2018 году командование армейской авиации НОАК объявило, что начнет поэтапный отказ от Z-8 из-за низких характеристик и высоких эксплуатационных расходов.

Вертолет Z-9

В июле 1980 года Харбинская авиастроительная корпорация Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (НАМС) заключила соглашение с французской компанией Aerospatiale о сборке из французских деталей 50 многоцелевых вертолетов AS 365N Dauphin II. В КНР эта машина получила обозначение Z-9. Первые вертолеты данного типа были собранны в КНР в 1981 году.

В 1994 году на вооружение был принят вертолет Z-9В, собранный в основном из деталей, произведенных в Китае. Массовый выпуск этого вертолета позволил приступить к замене безнадежно устаревших Z-5.

Очень обтекаемая форма в сочетании с двумя двигателями WZ-8 (копия Turbomeca Arriel 2) мощностью до 830 л. с. обеспечивают скорость полета до 306 км/ч. Максимальная взлетная масса составляет 3 900 кг. Дальность полета - 910 км.

Вертолет Z-9В стал для армейской авиации НОАК значительным шагом вперед, он мог выполнять задачи перевозки 8-10 вооруженных бойцов, спасения, связи, управления войсками. Вскоре появился вооруженный вариант, способный оказывать огневую поддержку сухопутным подразделениям. Для этого могли подвешиваться блоки с 57-90-мм НАР, контейнеры с 12,7-мм пулеметами и 23-мм пушками.

В дальнейшем лицензионная копия французского вертолета подверглась серьезной доработке. Модификация Z-9W стала первым противотанковым вертолетом, созданным в КНР. Впервые вариант, оснащенный четырьмя ПТУР HJ-8E и прицельно-обзорной гиростабилизированной системой, установленной в верхней части кабины, был продемонстрирован в 1998 году.

Однако назвать Z-9W полноценным ударным вертолетом по причине невысокой живучести нельзя. Скорее, это транспортно-боевая машина, обладающая некоторыми противотанковыми возможностями.

В 2011 году была официально представлена модификация Z-9WA, предназначенная для действий в темное время суток. Вертолет оснащен системой ночного видения и новым лазерным дальномером-целеуказателем. В распоряжении экипажа появились многофункциональные плоские дисплеи и система вывода информации на лобовое стекло. В состав вооружения Z-9WA вошли ПТУР HJ-9 с лазерным наведением.

Реальные характеристики последних модификаций Z-9, предназначенных для "внутреннего потребления", достоверно не известны. С 2003 года начались поставки вертолетов с двигателями китайского производства с взлетной мощностью 980 л. с. Несмотря на истечение срока лицензионного соглашения, серийное строительство многофункциональных вертолетов, созданных на базе французского "Дельфина", продолжается, что стало предметом споров между Францией и Китаем.

Вертолет Z-10

В отличие от СССР и США, в годы холодной войны НОАК не располагала специализированными ударными вертолетами. Разработка винтокрылов такого класса с нуля требует определенных научно-технических наработок и наличия конструкторской школы, и руководство КНР в рамках дружбы с Западом против Советского Союза надеялось на иностранную помощь.

Китайские генералы желали получить боевой вертолет, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днем и ночью, в сложных погодных условиях. Во второй половине 1980-х китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолету А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договоренность о продаже AH-1 Cobra (не реализованная из-за введения санкций против КНР) и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Незадолго до событий на площади Тяньаньмэнь Франция поставила в Китай небольшую партию противотанковых вертолетов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ.

После нормализации отношений между Россией и КНР был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолета Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолетов к тому времени во многом устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как "летающая БМП", чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении маневренную и в то же время хорошо защищенную двухместную машину, сравнимую с американским "Апачем" и обладающую высоким противотанковым потенциалом.

В итоге было принято решение проектировать боевой вертолет самостоятельно, используя наиболее удачные зарубежные наработки.

Программа создания боевого вертолета в КНР была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий Китаю было запрещено из-за наложенных США после событий на площади Тяньаньмэнь санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Все заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолета среднего класса.

Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение "западных партнеров". Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $100 млн. Детали кабины вертолета и авионика во многом повторяют изделия компаний Thomson CSF и Thales. На китайском ударном вертолете, получившем обозначение Z-10 используется американская шина данных MIL-STD-1553.

В СМИ публиковалась информация, что на Z-10 использовался прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE). Компания United Technologies, являющаяся дочкой корпорации Pratt & Whitney Canada поставила китайской корпорации Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) партию двигателей PT6C-76C. Однако после вмешательства американского правительства компания United Technologies была оштрафована на $75 млн. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10.

В итоге серийные вертолеты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 с взлетной мощностью 1 285 л. с.

Помимо западной помощи, в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, в течение 2,5 лет работавшую над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчетная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной.

Параллельно с легальными и полулегальными поставками с Запада и российской конструкторской поддержкой, китайская техническая разведка активно собирала информацию, касающуюся вертолетов АН-64А Apache и PAH-2 (HAP) Tiger.

Так, на китайском вертолете Z-10 используется нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полеты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.

Таким образом, вертолет Z-10 стал конгломератом западных узлов и технологий, но при этом он создан китайскими специалистами, и, в отличие от Z-9, изначально не базируется на иностранной конструкции. Фотографии Z-10 в полете появились в 2006 году.

По мнению западных экспертов, возможности экипажа вертолета Z-10 в части поиска целей и применения управляемого вооружения примерно соответствуют американскому вертолету АН-64А. Однако защищенность китайского вертолета уступает американским и российским машинам такого класса. В то же время Z-10 оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Западные эксперты утверждают, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на "Апачах", "Мангустах" и "Тиграх". Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолеты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приемниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.

Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, часть вертолетов Z-10 оснащена БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN/APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС "Арбалет", имеющейся на Ми-28Н.

Летные данные боевого вертолета Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлетный вес находится в пределах 6 700-7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолета около 300 км/ч, а скороподъемность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полета превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1 500 кг.

Вертолет Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда, в связи с чем принято решение о применении 25-мм пушки, созданной на базе американской M242 Bushmaster.

На четырех узлах наружной подвески могут быть размещены блоки с 57-90-мм НАР калибра 57-90-мм, контейнеры с 7,62-мм, 12,7-мм или 14,5-мм многоствольными пулеметами или 35-40-мм автоматическими гранатометами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.

Численность вертолетов Z-10, имеющихся в армейской авиации НОАК, точно не известна. Но согласно подсчету, сделанному на основании имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, их может быть около 120 единиц.

Кроме того, озвучена информация, что специально модифицированные Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 вошли в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071, и предназначены для огневой поддержки десанта.

Известно о новой модификации китайского боевого вертолета Z-10 с двигателем, способным обеспечить на взлете мощность до 1 800 л. с. При прежних геометрических размерах максимальный взлетный вес модернизированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизиться по этому показателю вплотную к "Апачу". По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищенности, боевой нагрузки и емкости топливных баков.

Вертолет Z-11

Во второй половине 1980-х в КНР была передана лицензия для производства вертолета Eurocopter AS.350 Ecureuil. Производство французского "Экюрея" началось в 1977 году, и этот весьма удачный легкий вертолет пользовался популярностью у покупателей в разных странах.

Первый полет китайского "Экюрея", получившего обозначение Z-11, состоялся в 1998 году. Поначалу при сборке легких вертолетов устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л. с. Но позже их заменили китайскими WZ-8D.

Первоначально Z-11 применялся в качестве "летающей скорой помощи", для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолетах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.

В 2005 году на вооружение поступил Z-11W, предназначенный в основном для сил специальных операций. Вертолет имеет прицельно-обзорную систему, размещенную над кабиной, и вооружен четырьмя ПТУР HJ-8. Вместо управляемых ракет можно подвесить шестиствольные 7,62-мм пулеметы CS/LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки достигает 450 кг.

Вертолет с максимальным взлетным весом 2 200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак емкостью 225 л. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полета - 278 км/ч. Крейсерская - 220 км/ч.

Легкий боевой вертолет Z-11WB оснащен подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР "воздух-воздух" TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Экспортная стоимость легкого ударного вертолета, способного вести боевые действия ночью, оснащенного передовой оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, составляет около $10 млн, что делает его привлекательным для небогатых стран.

Вертолет Z-19

Одновременно с созданием ударного вертолета Z-10 в Китае решили подстраховаться и на основе достаточно хорошо освоенного Z-9 сделать относительно легкую разведывательно-ударную машину. По сравнению со слабо защищенным Z-9W, вооруженным ПТУР, новый двухместный Z-19 лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше.

Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних летных данных и максимального взлетного веса давал возможность улучшить защищенность и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой вертолет Z-19 стал короче примерно на 1,5 м. Он имел более узкий фюзеляж и тандемную кабину.

Первый полет Z-19, разработанного компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC), состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолета Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в 2011 году начались войсковые испытания первой предсерийной партии.

Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолетов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.

На Z-19 нет подвижной пушечной турели, на этом месте размещен шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой аппаратурой и приборами ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолет оснащен датчиками и оборонительными системами, аналогичными тем, что используются на Z-10.

Вертолет Z-19 способен нести широкий набор вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоки НАР и подвесные пулеметно-пушечные контейнеры. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700-800 кг.

Имеются снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона и ПТУР HJ-10. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолетах Z-10.

О защищенности вертолета сведений нет. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части Z-19 выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.

Летные данные Z-19 находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолет с максимальным взлетным весом 4 500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км.

Максимальная скорость полета - 280 км/ч. Крейсерская - 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л. с.

В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено более сотни легких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолетные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка