ЦИАМ
26 декабря 2022, 14:41
В ЦИАМ подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили новые задачи
Отчетное годовое собрание состоялось в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова
Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов в своем выступлении отметил, что, несмотря на санкции, наложенные и на нашу страну, и на институт, поставленные цели и задачи удалось выполнить. Он кратко изложил основные итоги года.
Ключевым результатом стало успешное завершение 11 трехлетних научно-исследовательских работ (НИР), выполненных по заказу Минпромторга России. Тематика НИР охватывает широкий спектр направлений: от прикладных исследований в обеспечение формирования опережающего задела для создания перспективных двигателей, разработки научно-технической документации для сертификации двигателей до создания демонстраторов перспективных силовых установок гражданских самолетов, вертолетов и БПЛА и совершенствования технологий для их узлов и элементов.
Как было отмечено на собрании, разработанные в рамках этих НИР демонстраторы впервые в истории ЦИАМ "встали на четыре самолета".
Активно развивается направление гибридных (ГСУ) и электрических силовых установок (ЭСУ). В прошлом году на МАКС-2021 выполнила полеты летающая лаборатория Як-40ЛЛ с ГСУ, в состав которой входит первый в мире электроавиадвигатель (мощность 500 кВт) с использованием технологий высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). В этом году специалисты ЦИАМ испытали на Як-40ЛЛ уже полностью сверхпроводящую силовую установку - ВТСП применяется в ней не только в двигателе, но и в генераторе, и в силовом кабеле. Конструктивные подходы и решения по использованию ВТСП-технологий лягут в основу разработки ГСУ для перспективных летательных аппаратов и могут быть масштабированы на другие отрасли промышленности.
Создан демонстратор ЭСУ с двигателем мощностью 100 л.с., питание которого осуществляется от аккумуляторных батарей или водородных топливных элементов. ЭСУ, испытанная на легком пилотируемом самолете "Сигма-4Э", стала базой для разработанного в ЦИАМ отказоустойчивого 6-фазного электродвигателя-демонстратора ЭД-360 (мощность 360 кВт) для легких вертолетов.
Обширный практический опыт ЦИАМ лег в основу проведенного институтом в кооперации предприятий исследования эффективности применения ГСУ в составе регионального самолета. Одним из его результатов стало формирование дорожной карты по разработке критических технологий в обеспечение создания таких ЛА и конкретные рекомендации по использованию результатов НИР в практике отечественных ОКБ.
Разработанный в ЦИАМ двигатель-демонстратор АПД-500 (мощность 500 л.с.) ранее прошел наземные испытания в составе самолета Як-18Т. В этом году специалисты института испытали на летающей лаборатории Як-52 уже его модификацию - двигатель АПД-А для легких самолетов акробатической категории. В ходе реализации НИР обоснована возможность создания авиационных поршневых двигателей на базе силовых агрегатов серийных автомоторов и разработано техзадание на ОКР по созданию семейств АПД в классах мощности 220 и 500 л.с. для легких ЛА разного назначения на 1-9 мест.
Руководитель института напомнил, что в этом году Сертификационный центр ЦИАМ прошел переаккредитацию. Центром выполнен большой объем работ практически по всем существующим двигателям в части сертификационных испытаний, макетных комиссий, снятия ограничений.
В течение года осуществлен большой объем исследовательских, доводочных и сертификационных испытаний на исследовательских установках, высотных, климатических и узловых стендах ЦИАМ, не имеющих в России аналогов. Кроме того, для предприятий отрасли аттестовано более 50 стендов, поверено и откалибровано 2782 средства измерений.
Масштабная работа была проведена институтом в обеспечение сертификации перспективных двигателей и трансмиссий вертолетов гражданской авиации. Одним из главных итогов стала разработка 35 методических рекомендаций к нормам летной годности АП-33 и АП-29.
Продолжалась систематическая деятельность по анализу надежности и безопасности парков авиадвигателей: выявлялись причины отказов, разрабатывались мероприятия по устранению, осуществлялся контроль их внедрения.
В рамках обеспечения соответствия авиадвигателей международным экологическим требованиям специалистами разработаны проекты основных изменений в НТД по шуму и эмиссии вредных веществ от авиадвигателей, реализован ряд исследований в обеспечение разработки ключевых технологий, нацеленных на снижение данных характеристик.
Значимые работы проведены по традиционной для ЦИАМ теме формирования научно-технического задела в обеспечение создания перспективных СУ для магистральных и региональных самолетов ГА 2025-2030-х гг. 5+ и 6 поколений. Создан и испытан ряд демонстраторов технологий в т.ч. экспериментальная модель вентилятора с усовершенствованным силовым агрегатом, КС для ТРДД с многоточечным фронтовым устройством, гибридные подшипники с керамическими телами качения, рабочая лопатка ТВД с перспективным охлаждением, распределенная электронная САУ и многие другие.
Освоены новые технологии создания деталей двигателей из композиционных материалов, например, 3D-печать высокотемпературным термопластом, армированным непрерывным углеволокном и др., разработаны методические рекомендации по применению металлопорошковых композиций для изготовления деталей методом селективного лазерного спекания.
Создана база и реализованы начальные этапы разработки отечественной РСКП для разработки сложных объектов коллективными пользователями.
Получила дальнейшее развитие тема "цифровых двойников". Совместная работа в этой области ведется и с АО "ОДК", и с вузами: РГАТУ и СПбПУ.
Активно работает "сверхзвуковая" лаборатория ЦИАМ "Газовая динамика и силовая установка". Как подчеркнули на собрании, в основном в ней трудится молодежь, которая "за полтора года значительно выросла профессионально". Именно ей предстоит решить ряд сложных вопросов на стыке фундаментальной и прикладной наук, связанных с обеспечением оптимальных тягово-экономических, экологических характеристик, ресурса и надежности двигателя СПС нового поколения.
Воспитание кадров - приоритетная задача для науки. В 2022 году дипломы получили три аспиранта, 11 зачислены на первый курс. Всего в аспирантуре ЦИАМ сейчас обучается 42 аспиранта, при этом за последние четыре года их общая численность выросла на 65%.
Вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось количество патентов и свидетельств - их в этом году получено 36 (+212%), подано заявок - 47 (+204%).
В числе планов следующего года Андрей Козлов назвал завершение НИР по разработке демонстратора поршневого авиадвигателя для самолетов акробатической категории. Также в планах - участие в стратегически значимых комплексных научно-технологических проектах, реализуемых под руководством НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского".
Итоги собрания подвел Андрей Дутов. Он отметил, что в уходящем году "есть большие успехи, институту есть чем гордиться". Андрей Дутов также напомнил о важной роли отраслевой и прикладной науки в современных условиях развития российской авиации.
"Изменились реалии, но ЦИАМ в любых условиях остается флагманом науки и инженерным центром, - резюмировал Андрей Дутов. - Мы вступили в новую эпоху развития. Я не сомневаюсь, что мы все сделаем как надо. Все у нас будет: и летающие образцы, и новое поколение техники".
В рамках собрания состоялась церемония награждения. От имени АССАД, как организатора Научно-технического конгресса по двигателестроению, состоявшегося в рамках МФД-2022, Виктором Чуйко были вручены почетные грамоты работникам, которые внесли значимый вклад в организацию конгресса. Президент Ассоциации отметил, что тематические симпозиумы (12 из 15 симпозиумов прошли под руководством ученых ЦИАМ) "помогают донести до специалистов отрасли результаты работ, на которые можно опереться в дальнейшем развитии авиастроения".
Отмечены были и два работника ЦИАМ, получившие в уходящем году ученые степени. Награды им вручил генеральный директор института.
ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции