БНКоми
26 декабря 2022, 15:08
Гендиректор АО "Комиавиатранс" Юрий Скрипин: "У нас самый доходный бизнес - вертолетный, на него мы и делам ставку"
Ровно год назад принадлежащий республике "Комиавиатранс" находился в критическом состоянии, но сейчас работа предприятия стабилизировалась
- Недавно в Сыктывкар прибыл новый вертолет Ми-8. Что это событие значит для компании?
- У "Комиавиатранса" есть богатый опыт эксплуатации вертолетной техники: четверть века назад вертолетный парк компании насчитывал десятки вертолетов различных типов и модификаций. Но, к сожалению, с тех пор обновление парка практически не происходило за исключением единичного случая получения вертолета в 2017 году.
"Комиавиатранс" использовал и сейчас продолжает использовать в своей деятельности потенциал, накопленный в 1980-1990-х годах за счет технического обслуживания, ремонта и продления ресурсов воздушных судов. Да, мы до сих пор используем технику прошлого столетия, но данная техника сертифицирована, и отвечает всем требованиям безопасности. Безусловно рынок авиационных услуг предъявляет сегодня новые требования к эффективности, "возрасту" воздушных судов, поэтому получение новой техники является необходимым условием повышения конкурентоспособности общества на рынке авиационных работ. Получение нового вертолета - это значимое событие для АО "Комиавиатранс". Как новая машина отличается от старой: новая машина оснащена более современным оборудованием. Изменения значительно снижают нагрузку на экипаж и обеспечивают высокий уровень безопасности полетов. Требуется меньше затрат на техническое обслуживание и эксплуатацию.
- Вертолет чем-то отличается от тех, которые эксплуатируются сейчас? Для каких целей он будет использоваться?
- Вертолет Ми-8МТВ - это многоцелевой вертолет, он может эксплуатироваться в самых тяжелых условиях. Он отличается лучшей эргономикой кабины, на нем стоят обновленные приборы, обновленное светотехническое оборудование, у него лучший обзор при выполнении авиационных работ с подвеской.
Вертолет может использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, а также для поисково-спасательных работ и для целей медицины - перевозки и эвакуации больных. Как раз этот вертолет мы и планируем использовать в интересах Центра медицины катастроф. И 14 декабря новый вертолет выполнил первый рейс в Печору по санзаданию.
- Весной на одном из совещаний было сказано, что из 32 вертолетов только 10 были в летной годности. Из-за этого "Комиавиатранс" не мог участвовать в некоторых тендерах и терял деньги, которые могли бы пойти на обновление авиапарка. Какова ситуация сейчас?
- Количество вертолетов в летной годности определяется объемом контрактов, заключенных обществом, поэтому необходимость восстанавливать все воздушные суда единовременно не имеет экономического обоснования. На настоящий момент в состоянии летной годности у нас находится 11 вертолетов. Да, действительно в летний период в отдельные дни ощущался дефицит воздушных судов для обеспечения потребностей заказчиков по всем контрактам. Но данная ситуация скорей всего была форс-мажором и связана с лесными пожарами в республике. Это незапланированный объем работ в интересах лесопожарного центра - одновременно требовалось использовать в течение суток до пяти вертолетов. В настоящее время имеющегося количества хватает, поскольку мы вошли в зиму, и потребность в вертолетах у заказчиков уменьшилась. Но уже сейчас мы планируем на следующий год увеличение парка вертолетов.
- На последнем заседании Государственного совета депутаты одобрили выделение средств на ремонт шести вертолетов. Когда это произойдет? И сколько их всего станет - тех, что способны выполнять полеты?
- В этом году мы запустили производственную программу по ремонту вертолетов с использованием в том числе процедуры возвратного лизинга. Уже освоено более 170 миллионов рублей по этой программе. К лету следующего года планируется увеличить количество вертолетов в состоянии летной годности до 13, а к концу года - до 16 и даже, возможно, до 17 вертолетов. Ремонт будет выполнен за счет собственных средств предприятия, и также за счет бюджетных инвестиций, предоставляемых "Комиавиатрансу" из республиканского бюджета путем увеличения уставного капитала на 370 миллионов рублей.
- Новые вертолеты планируете покупать?
- По программе финансового оздоровления предприятия планируется в течение пяти лет ежегодно обновлять вертолетный парк по одному новому вертолету в год. Один уже приобретен, на следующий год мы зарезервировали в "Государственной транспортной лизинговой компании" еще один вертолет, который ожидается осенью следующего года.
- Планировалось взять в лизинг и самолет, но ничего не вышло - не нашли судно летной годности. От этих планов отказались окончательно? Или все-таки поиск продолжится?
- Здесь надо сказать, что планы приобретения Ан-24 возникли в начале этого года, когда была несколько другая обстановка в стране. Мы уже тогда начали работу с потенциальными продавцами, но ситуация резко изменилась после февраля. В связи с введенными санкциями иностранные компании прекратили ремонт и обслуживание самолетов зарубежного производства. И Ан-24 стали крайне востребованы на нашем рынке, поскольку в настоящий момент замены этому самолету практически нет. Соответственно сузился рынок - найти самолет в состоянии летной годности стало очень сложно. Кроме того, выросли цены - продавцы значительно увеличили стоимость самолетов. В связи с этим мы пока отказались от идеи покупки нового самолета, в дальнейшем все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация.
- А сколько самолетов сейчас есть в распоряжении "Комиавиатранса"? И сколько из них летают? На каких маршрутах?
- Действующие договоры по аренде Ан-24 заканчиваются 31 декабря этого года. Мы провели переговоры с арендодателем и продлили договоры аренды этих воздушных судов на 2023-2024 годы. То есть мы продолжим их эксплуатировать, они будут летать в нашем регионе и перевозить пассажиров между Сыктывкаром, Воркутой, Печорой, Усинском и Усть-Цильмой.
Что касается L-410, то у нас четыре самолета этого типа. В состоянии летной годности на сегодня только один, но и по нему возникают очень большие проблемы в связи с санкциями в плане поддержания его летной годности - очень сложно найти к нему запчасти и компоненты. Дело в том, что чешские поставщики прекратили с нами взаимодействие. И сейчас мы ищем различные иные пути взаимодействия с партнерами. Кроме того, кратно выросли цены на запчасти к этому самолету. Тем не менее этот самолет республике необходим, так как он используется в интересах Центра медицины катастроф для перевозки больных по санзаданию. Мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить этот самолет в летной годности на следующий год. Также в планах - восстановление еще одного L-410. Проблема по этому воздушному судну в том, что нужен двигатель, который по гарантийному ремонту был отправлен в Чехию, ремонт двигателя осуществлен, однако возврат оказался невозможен, там он и остался. В перспективе многое будет зависеть от того, насколько будет налажено импортозамещение, насколько "Уральский завод гражданской авиации" сможет обеспечивать летную годность самолетов L-410.
- Все помнят историю с "Эмбраерами", но ведь она еще не завершилась. Два года назад говорилось, что самолеты хотят вернуть лизинговой компании, потом - что продадут. Что с этой техникой происходит сейчас?
- "Эмбраеры" находятся в собственности "Комиавиатранса" - воздушные суда были приобретены в декабре 2021 года в рамках сделки по реструктуризации задолженности перед лизинговой компанией. Из шести самолетов два находятся в России - в аэропорту Домодедово, четыре - за пределами страны. Все они ранее дерегистрированы предыдущим собственником и не находятся в летной годности, то есть они не могут быть использованы по назначению без внесения в авиационный реестр какого-либо государства и без выполнения соответствующего базового технического обслуживания, а также без получения сертификатов летной годности.
Мы прекратили эксплуатацию "Эмбраеров" с февраля 2020 года, последние действующее воздушное судно было передано в Словению. И в соответствии с решением совета директоров АО "Комиавиатранс" в 2022 году воздушные суда подлежат реализации как непрофильные активы.
Самолеты, которые находятся в Домодедово, можно реализовать, хотя их техническое состояние вызывает сомнения у покупателей - нужно много вложить средств, чтобы поднять их на крыло. Сейчас мы ищем варианты их реализации - или целиком, или путем разборки и продажи по отдельным компонентам. Этот вопрос, думаю, будет решен в следующем году. Сейчас мы некоторые агрегаты, которые можно использовать на однотипных судах, передаем в аренду заказчикам. За счет этого мы покрываем расходы на стоянку судов в Домодедово.
У самолетов, которые находятся в Словении, можно произвести техническое обслуживание, отремонтировать - и они могли бы эксплуатироваться какой-либо компанией. Здесь возникает проблемы другого плана - из-за санкций с нами напрямую контакты практически прекращены. Однако интересанты, которые готовы приобрести воздушные суда, на нас выходят, и мы продолжаем вести переговоры. Надеюсь, что в следующем году мы изыщем возможность по реализации этих самолетов.
- Судя по независимой оценке, стоимость "Эмбраеров" составляет сейчас 100-130 тысяч рублей. Действительно они так дешево стоят?
- В реестре непрофильных активов стоимость воздушных судов определена по балансовой стоимости. В целях продажи данных активов проведена независимая оценка, соответственно, продажа "Эмбраеров" будет проводиться исходя из рыночной цены воздушных судов. Данная цена намного превосходит балансовую и составляет несколько десятков миллионов.
- Покупка "Эмбраеров" и наступивший после этого финансовый кризис поставили "Комиавиатранс" на грань банкротства. В прошлом году благодаря вливанию 1,8 миллиарда рублей этого удалось избежать. Каково положение компании сейчас? Действительно можно говорить, что предприятие вышло из предбанкротного состояния?
- Финансово-хозяйственное состояние "Комиавиатранса" в прошлом году было критическим, что выражалось в недостаточности оборотных средств для исполнения обязательств перед третьими лицами, а также для поддержания работоспособности производственных мощностей. Просроченная кредиторская задолженность в структуре общей задолженности составляла 77 процентов. На фоне нарастания факторов, отрицательно влияющих на платежеспособность, собственник "Комиавиатранса" - республиканский комитет имущественных и земельных отношений - принял решение об оказании финансовой помощи. И в декабре 2021 "Комиавиатрансу" была предоставлена субсидия в виде вклада в имущество на поддержание деятельности в размере 1 миллиарда 818 миллионов рублей. Благодаря этой помощи деятельность предприятия стала прибыльной - чистая прибыль по году составила 384 миллиона. Доля просроченной задолженности значительно сократилась.
За девять месяцев этого года выручка составила 1 миллиард 300 миллионов рублей, чистая прибыль - 21 тысячу рублей. Но, тем не менее это все же чистая прибыль.
Также мы получили финансовую помощь из республиканского бюджета на аэропортовую деятельность - 467 миллионов рублей, на возмещение выпадающих доходов - 322 миллиона по итогам девяти месяцев текущего года. Меры поддержки были и из федерального бюджета: 5,7 миллиона рублей на сохранение пассажиропотока и отсрочка по уплате страховых взносов в размере 189 миллионов рублей.
В декабре 2021 года мы были практически банкротом. Хотя за такой короткий период времени полностью излечиться больной не может - на оздоровление предприятия заложено пять лет. Но признаки банкротства на сегодня устранены, это однозначно. На данный момент "Комиавиатранс" выполняет все взятые на себя обязательства как оператор аэропортов, как перевозчик и как исполнитель авиационных работ. У нас на данный момент нет задолженности по зарплате, мы даже изыскали возможность индексировать зарплату работникам. Отсутствует просроченная задолженность по итогам 9 месяцев 2022 года. Конечно, в этом году нам намного легче живется, чем в прошлом.
- А какие перспективы в целом? Понятно, что пассажиропоток в ближайшие годы не восстановится, маршрутная сеть не расширится, придется тратить средства на ремонт и покупку техники - на чем "Комиавиатранс" планирует зарабатывать?
- В дальнейшем стабилизация финансово-экономического состояния и повышение финансовой устойчивости планируется в основном за счет наращивания объемов авиационных работ и пассажирских перевозок. С этой целью как раз и запущена программа по восстановлению вертолетов.
Если посмотреть на структуру доходов "Комиавиатранс" по направлениям деятельности, то структура выручки следующая: 58 процентов - это вертолеты, 10 процентов - самолеты, 32 процента - аэропорты. Так как у нас самый доходный бизнес - вертолетный, то на него мы и делам ставку.
Также в текущем году "Комиавиатранс" защитил в ФАС России повышение ставок и сборов на аэропортовое обслуживание, что позволит повысить доходность от этого вида деятельности на 12 процентов.
- Сможет ли компания существовать без финансовой поддержки государства - республики или федерации?
- Если брать аэропортовую деятельность, то стабильное функционирование аэропортов и посадочных площадок является одним из условий регулярности и безопасности полетов. Соблюдение существующих сертификационных требований к ним требуют больших затрат - средства нужны на модернизацию, восстановление, ремонт. Одной из самых капиталоемких статей расходов как раз является ремонт и обновление наземной инфраструктуры, приобретение оборудования и спецтехники. Суммы там весьма внушительные - необходимы внешние источники. Конечно, нам нужна помощь и поддержка.
В этом году предприятию были выделены средства из федерального бюджета на инвестиционные проекты в Арктической зоне на сумму в 381 миллион рублей. Они предназначены на приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств обеспечения полетов. Реализация этих мероприятий позволит выполнить нам приоритетные задачи - сохранение существующей сети авиаобслуживания, развитие внутренних региональных перевозок, развитие наземной инфраструктуры, реализацию программы модернизации и ускорение обновления основных фондов.
Мы ощущаем помощь и поддержку со стороны правительства Коми. Оно придает большое значение сохранению своей региональной компании.
- Сколько одномоментно нужно денег, чтобы все стало хорошо? Действительно 4-5 миллиардов рублей?
- Я бы не стал зацикливаться на этой сумме, поскольку денежные средства необязательно вкладывать сразу - все должно решаться поэтапно и постепенно. Главное - чтобы мы могли поддерживать наши аэропорты в состоянии, соответствующем сертификационным требованиям.
- В аэропортовом хозяйстве тоже не все однозначно. Аэропорты Сыктывкара и Ухты более успешны за счет трафика, а остальные генерируют убытки. Но отказаться ведь от них нельзя? Именно поэтому был запущен процесс по переводу аэродромов в площадки?
- У нас переведены в статус посадочных площадок и выведены из реестра аэродромов Усть-Цильма, Печора и Инта. Но это никоим образом не отразилось на их функционировании, не ущемило права пассажиров - мы по-прежнему обеспечиваем полеты туда и перевозку пассажиров. Почему было сделано? Наше законодательство не учитывает в полной мере то, что к аэропортам с малой интенсивностью полетов необходимо предъявлять значительно меньшие требования, касающиеся содержания и сертификации. Сейчас эти требования в какой-то части завышены, то есть схожи с теми, какие применяются к большим аэропортам.
Решается вопрос по Воркуте - аэропорт должен быть передан в федеральную собственность. Остальные - Ухта, Усинск и Сыктывкар - продолжат функционировать как аэропорты в прежнем статусе.
Остальные площадки находятся в ведении муниципалитетов. Им также помогает республика - в этом году были выделены средства для обеспечения их светосигнальным оборудованием. Его уже отправили по площадкам, где-то оно введено в эксплуатацию, где-то заработает в ближайшее время. Летный состав отмечает, что это значительно облегчает полеты, особенно зимой в темное время суток.
В целом ситуация в России и мире заметно повлияла на работу главного аэропорта Коми - пассажиропоток сократился: не стало международных рейсов, уменьшилось количество южных рейсов, некоторые компании проредили расписание. В Сыктывкаре пассажиропоток, как мы прогнозируем, по итогу года уменьшится на 18 процентов. Как итог - мы недополучаем тех доходов, которые получали раньше. По остальным аэропортам пассажиропоток сохраняется.
Если же брать все пассажирские перевозки в целом, включая вертолетные, то объем по году ожидаем больше на 5 процентов. Но это за счет увеличения налета по вертолетам, который, по расчетам, вырастет в этом году на 18 процентов.
- Этим летом была частично отремонтирована взлетно-посадочная полоса в аэропорту Сыктывкара. Где еще нужны ремонты?
- Взлетно-посадочная полоса в Ухте находится в пригодном для сертификации состоянии для приема воздушных судов. Однако существует необходимость замены покрытия перрона, рулежной дорожки и мест стоянок воздушных судов. По Усинску не закончен ремонт полосы, так как сертификация аэродрома Усинска намечена на 2024 год, то соответственно в 2023 году необходимо проводить эти работы. По Сыктывкару ремонт плоскостных сооружений планируется продолжить. Источники финансирования вышеуказанных работ на сегодняшний день прорабатываются совместно с отраслевым министерством и представителем собственника - республиканским Комитетом имущественных и земельных отношений.
- Как снижение пассажиропотока сказалось на персонале и как покупка новой техники и ремонт существующей отразится на штате - будет ли он увеличиваться?
- Массовых увольнений у нас не было. Но в этом году из-за ремонта Ан-24 нам пришлось отправить на простой с сохранением зарплаты летный состав и бортпроводников. Он продлился не более полутора недель.
Пилотов самолетов пока хватает, но мы ощущаем определенную нехватку летных экипажей вертолетов, потому что за последние несколько лет большое количество людей ушло на пенсию или в другие компании. Но эту работу мы проводим: кто-то из уволившихся пилотов возвращается, кого-то принимаем из других авиакомпаний. В прошлом году приняли одного нового пилота после окончания летного училища, в этом году количество принятых на работу новых пилотов-вертолетчиков после окончания летных училищ составило пять человек. Они себя проявляют очень неплохо. Стоит задача перед руководством летной службы, чтобы и в следующем году принимать новых пилотов на работу. Такая же задача по инженерно-техническому персоналу, нехватку которого мы ощущаем.
- Уже несколько лет обсуждается проект разделения "Комиавиатранса". Причем вариантов рассматривалось несколько: выделить аэропорты, а пассажирские перевозки передать второй компании. Другой вариант предусматривал создание трех компаний: аэропорты, самолетные перевозки и вертолетные перевозки (как самые прибыльные). Это вообще когда-то случится или уже неактуально?
- "Комиавиатранс" - единственное в России предприятие, которое в своем составе имеет и аэропортовую, и летную составляющую. Говорить о какой-то реорганизации можно только после оздоровления компании и после повышения финансовой устойчивости. Конечно, если рассуждать о разделении на аэропорты и авиакомпанию, то здесь есть определенные положительные стороны. Но тем не менее все будет зависеть от финансового состояния компании. На данный момент этот вопрос пока не рассматривается.
- Когда-то был проект строительства нового международного терминала в аэропорту Сыктывкара. Понятно, что в нынешней ситуации это выглядит немного неуместно. Но ведь есть еще один проект - новый аэропорт в Соколовке. Насколько он реален, или можно уже забыть об этом навсегда?
- На сегодня аэропорт Сыктывкара обеспечивает все потребности республики в перевозках. И если брать финансовую сторону вопроса, то расходы на содержание и ремонт имеющегося хозяйства составят значительно меньшую сумму в сравнении с той, которую потребуется вложить в строительство нового объекта. А будет ли строиться - это больше вопрос к руководству республики и федерации.
С другой стороны, после установления приаэродромных зон возникли сложности со строительством жилья и размещением других объектов. Но этот вопрос находится на контроле у правительства Республики - мы вместе со всеми заинтересованными ведомствами занимаемся решением этой проблемы. Она имеет тенденцию к положительному решению. Этот вопрос будет решен обязательно....
Авторские права на данный материал принадлежат «БНКоми». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции