О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Березняк: создатель первого ракетного истребителя и гиперзвуковых крылатых ракет

29 декабря 1912 года родился Александр Яковлевич Березняк - выдающийся советский авиаконструктор, создатель первого экспериментального истребителя БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем

29 декабря 1912 года родился Александр Яковлевич Березняк - выдающийся советский авиаконструктор, создатель первого экспериментального истребителя БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем, один из первопроходцев в области разработки и создания крылатых ракет. Сегодня "ГосМКБ "Радуга" им. А.Я. Березняка" - один из мировых лидеров в области создания высокоточного оружия, специализирующийся на разработке, производстве и модернизации управляемых ракет различных классов, а также работах в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов.

Трудовая жизнь Александра Березняка началась в шестнадцать лет на одной из московских строек, где он освоил профессию слесаря. В 1931 году он поступил работать слесарем-сварщиком на завод авиационных винтов, откуда через год по комсомольской путевке отправился на учебу в Московский авиационный институт. После окончания МАИ в 1938 году А. Березняк устроился на работу в ОКБ профессора Виктора Болховитинова, который был руководителем его преддипломной практики. Дипломный проект А. Березняка получил не просто высший балл, он оказался настолько интересным и глубоко проработанным, что в ОКБ было принято решение строить на его основе самолет для установления мирового рекорда скорости. Однако в те годы построить самолет не удалось - время ставило перед ОКБ другие первоочередные задачи.

Тем не менее, мысль о создании скоростного самолета не покидала будущего авиаконструктора. Расчеты показывали, что достичь рекордных скоростей можно, используя жидкостной ракетный двигатель (ЖРД). Единомышленником А. Березняка стал начальник бригады двигателей Алексей Исаев. За основу двигателя взята конструкция Леонида Душкина. В. Болховитинов, познакомившись с расчетами, подтвердил перспективность проекта. Несмотря на то, что предлагаемый истребитель-перехватчик с ЖРД мог находиться в воздухе всего около пяти минут, он был способен развивать скорость до 800 км/ч и более, обеспечивая перехват любого самолета противника, появившегося над аэродромом.

Начало войны придало работе новый импульс: в июле 1941 года проект был рассмотрен в Государственном Комитете Обороны (ГКО) и на Военном совете ВВС. На постройку опытного образца постановлением ГКО давалось всего 35 дней. Через месяц и десять дней машину удалось выкатить на аэродром. Самолет получил имя БИ-1 в честь своих создателей А. Березняка и А. Исаева. В сентябре стартовали стендовые испытания ракетного двигателя, после продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ прошли буксировочные полеты. В сентябре-октябре 1941 года летчик-испытатель Борис Кудрин выполнил на БИ-1 15 полетов в планерном варианте для того, чтобы подтвердить соответствие аэродинамических характеристик расчетным.

Осенью 1941 года ОКБ В. Болховитинова эвакуировалось на Урал, где работа над БИ-1 продолжилась. 15 мая 1942 года летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи впервые поднял в воздух новый самолет. В общей сложности полет длится 3 минуты 9 секунд, за минуту самолет набрал высоту 840 м, достиг максимальной скорости 400 км/ч. В серию БИ-1 так и не пошел, однако опыт создания самолета с ракетным двигателем доказал возможность практического осуществления полетов на новом принципе.

В 1943-1951 годах А. Березняк в составе разных КБ изучал материалы по ракетной и авиационной технике немецких инженеров для использования их опыта в отечественных разработках. В 1951 году заводу № 1 в Иваньково (ныне Дубна) было предписано освоить серийное производство ракеты КС разработки ОКБ-155 Артема Микояна и вплотную заняться тематикой "Б" - разработкой и созданием ракет различного типа базирования, в первую очередь - крылатых ракет класса "воздух-поверхность" для вооружения самолетов дальней и фронтовой авиации. В 1957 году А. Березняк стал главным конструктором филиала ОКБ-155-1, где были созданы модификации КС (ракеты КСС и КС-7) и стартовала работа над авиационными ракетами большой дальности класса "воздух-поверхность" К-10, К-10С, К-10СД, К-10СДВ, Х-20 и Х-20М. В 1966 году ОКБ-155-1 было преобразовано в Машиностроительное КБ "Радуга".

Разработки МКБ "Радуга" оказались ключевыми для отечественного ракетостроения: ударные ракеты Х-20, К-10С, КСР-5 и Х-22 авиационного базирования превратили бомбардировочную и военно-морскую авиацию в ракетоносную, ракеты семейства Х-55 обеспечили принципиально новое качество вооружения дальней авиации, введя ее в триаду стратегического сдерживания. Ракета Х-22 последовательно прошла целый ряд модернизаций, став родоначальницей целого семейства изделий, предназначенных для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Разработка ракет Х-28, Х-58, Х-59, Х-59М сделала фронтовую авиацию ударной ракетоносной. Противокорабельные комплексы с ракетами П-15 "Термит" стали основой создания нового класса боевых кораблей - ракетных катеров.

В 1971 года А. Березняк обратился к руководству СССР с идеей создания дозвуковых стратегических крылатых ракет, способных совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. Предложение не получило поддержки, и только в 1976 году, уже после смерти конструктора, в СССР было решено начать подобные работы после того, как в США приступили к испытаниям "Томагавков".

В 2004 году ГосМКБ "Радуга" вошло в состав Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). В общей сложности на МКБ "Радуга" разработано, испытано и передано в серийное производство более 50 типов крылатых ракет различного класса и назначения. Продолжаются изыскания в области перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов, составляющих будущее высокоточного ракетного оружия.

История проведения авиасалонов МАКС хранит память о показах целого ряда уникальных изделий ГосМКБ "Радуга". Посетители МАКС-95 могли увидеть на открытой стоянке гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90, способный нести две боеголовки с индивидуальным наведением. На МАКС-97 были впервые публично представлены два варианта гиперзвуковой летающей лаборатории "Радуга Д2", первый - на базе ракеты Х-22, второй - специально созданный носитель для отработки в летных экспериментах перспективных гиперзвуковых технологий на скорости до М=7.

Из года в год КТРВ демонстрирует на МАКС ракетное вооружение различного класса и назначения, представляя одну из наиболее масштабных и впечатляющих экспозиций. В разные годы на выставочном подиуме корпорации представлялись такие продукты ГосМКБ "Радуга" как авиационные управляемые ракеты повышенной дальности Х-59МК и Х-59МК2, модернизированная противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, комплекс ракетного оружия "Овод-МЭ" с управляемой ракетой Х-59М2Э, корабельные ракетные комплексы "Москит-Э" с противокорабельными ракетами типа 3М-80Е и 3М-80Е1....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка