Пульс Хакасии
10 января 2023, 15:32
Власти республики планируют продать аэропорт. Зачем "уводят" воздушную гавань Хакасии?
Власти Хакасии всерьез озаботились продажей акций АО "Аэропорт Абакан"
Сегодня основная часть акций аэропорта находится у правительства РХ, есть также доля, принадлежащая АО "ЭРА ГРУПП" (компания, имеющая отношение к алюминиевому холдингу РУСАЛ). Два года назад фирма намеревалась забрать в свое ведение контрольный пакет, рисуя жителям Хакасии заманчивые перспективы. В частности, предлагалось открыть прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Казанью, Хабаровском и Владивостоком, завести в Абакан авиакомпанию "Победа" и снизить стоимость перелетов. Кроме того, в реконструкцию авиаузла обещали вложить 1 млрд 180 млн рублей (500 млн рублей на реконструкцию терминалов).
В 2020 году продажа акций не состоялась, но по прошествии нескольких лет АО "ЭРА ГРУПП" сделало повторный заход. Причем это произошло в ситуации, когда аэропорт работает довольно эффективно, а в перспективе ожидается значительное увеличение пассажиропотока, о чем в канун нового года говорилось на совещании по развитию воздушных ворот Хакасии. Оно состоялось в Верховном Совете с участием Владимира Штыгашева, Юрия Шпигальских, Евгения Молостова, Василия Шулбаева, Валерия Старостина. От правительства РХ были Сергей Комаров и Юрий Курлаев. От аэропорта - генеральный директор предприятия Вячеслав Рожнов, акционеры, представители АО "ЭРА ГРУПП", МКООО "ЭН+ГРУПП", консалтинговой компании "Центр экономики инфраструктуры".
"Представленный генеральным директором аэропорта Вячеславом Рожновым анализ финансовой деятельности аэропорта за последние 5 лет показал, что коллектив предприятия даже в сложных условиях ежегодно улучшает свои показатели: расширяется география полетов, увеличивается пассажиропоток, объем собственных инвестиций аэропорта на мероприятия по замене спецтехники, на обслуживание аэровокзального комплекса, отмечается и рост чистой прибыли предприятия. Эти показатели очень важны, тем не менее потребности в дополнительных финансовых ресурсах, в инвестициях, намного больше, чем имеются на сегодняшний день", - сообщала пресс-служба Верховного Совета Хакасии.
Аэропорт Абакан сегодня принимает несколько бортов в день. Из столицы республики можно улететь в Москву, Сочи, Новосибирск. Периодически выполняются рейсы в Омск, Иркутск, Красноярск, Норильск. Не густо, конечно, но если учитывать, что были времена, когда из Абакана был всего один рейс в Москву, тоже неплохо.
Увеличение числа направлений напрямую связано с участием республики в федеральной программе субсидирования авиаперевозок, согласно которой часть стоимости перелета авиакомпании оплачивает государство, что делает билет приемлемым по цене для пассажира, а рейс выгодным для перевозчика. Благодаря этому из Абакана летают самолеты в Сочи, планируются полеты в Омск.
В общем, дела идут, но воздушным воротам нужны инвестиции, убежден активный сторонник продажи акций Владимир Штыгашев. Частник может помочь в создании на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра, решить вопрос строительства нового топливно-заправочного комплекса, создания автостанции, модернизации аэровокзального комплекса, развития сферы услуг и торговли. До 2024 года в России также предусмотрена реконструкция 68 объектов в 66 региональных аэропортах. Абаканский аэропорт в этот план не вошел, но, как прозвучало на совещании, если у предприятия будет инвестор, реальная возможность провести модернизацию инфраструктурных объектов появится.
Аэропорт Абакан также имеет статус международного, и здание должно быть готово разместить несколько сот пассажиров одновременно, считает Владимир Штыгашев. "Нам надо выйти на абсолютно другие параметры, чтобы не только сохранить аэропорт, но и дать ему комплексное стратегическое развитие", - отметил спикер республиканского парламента.
Аэровокзальный комплекс действительно должен быть современным, но между тем в словах Владимира Штыгашева слышатся нотки из девяностых. Под красивые слова об инвесторах, акциях, собственниках и эффективных менеджерах в России и в Хакасии в том числе похоронили десятки предприятий, что преподнесли как их неэффективность. А на самом деле таким образом просто убирали конкурентов. Напомним, что авиационную промышленность России, которая поставляла самолеты в десятки стран мира, привели к упадку как раз "эффективные менеджеры", потому что решили, что покупать самолеты на Западе проще, чем делать свои.
Похожие мысли возникают и в случае с аэропортом Абакан. Рядом с Хакасией располагается крупный авиахаб Красноярска, который также принадлежит АО "ЭРА ГРУПП". Какой смысл фирме создавать под боком у красноярского аэропорта конкурента? Максимум на что в этом случае сможет претендовать Абакан - быть запасной воздушной гаванью.
Также абаканский аэропорт вполне могут перепрофилировать в грузовой, а из Абакана возить пассажиров в Красноярск. Насколько это нужно людям - дело десятое, потому что главная цель бизнеса - извлечение прибыли, и если новому собственнику будет это выгодно, он это сделает. Каким образом убедить людей? Для этого есть маркетинговые ходы, например разрекламировать автобус - Аэроэкспресс, который всего за 5 часов домчит пассажира до Красноярска, а потом его прямым рейсом отправят дальше. При этом еще вам еще и скидку пообещают. Дело в том, что собирать пассажиров в больших хабах - "муравейниках" выгоднее, чем летать за ними по маленьким городам. Но если бизнесу это надо, то зачем жителям Хакасии сидеть в аэропорту Красноярска, в ожидании рейса, когда в республике есть собственный аэропорт?
Какая судьба ждет нашу воздушную гавань в случае продажи, предугадать сложно. Но примеры есть. В свое время Хакасия договорилась о передаче акций СШГЭС в обмен на льготный тариф. И теперь у республики нет ни акций, ни льготного тарифа. Хотя в начале девяностых тоже было много разговоров про инвестиции, акции и тому подобные облигации. Однако оказалось, что это не для людей и не про людей, это про выгоду частного бизнеса.
Между тем в такой огромной стране, как Россия, авиаперевозки имеют стратегическое значение и должны служить прежде всего интересам государства. Какая польза Хакасии в продаже акций аэропорта, помимо обещаний обновить аэровокзальный комплекс, пока не озвучивается, а хотелось бы услышать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пульс Хакасии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Аэропорт "Якутск" заявил об отсутствии задержек из-за тумана
Январь 15, 2025
Между Улан-Удэ и Благовещенском с февраля возобновят прямое авиасообщение