О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В импортозамещенном облике": как реализуется программа по созданию самолета SSJ New

В "Ростехе" сообщили, что в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний был доставлен планер пассажирского ближнемагистрального самолета SSJ New

В "Ростехе" сообщили, что в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний был доставлен планер пассажирского ближнемагистрального самолета SSJ New. В госкорпорации уточнили, что на первом этапе статических тестов крыло, фюзеляж и другие элементы воздушного судна будут проверены на различные типы нагрузки. SSJ New - это импортозамещенная версия лайнера Sukhoi Superjet 100. По словам аналитиков, на сегодняшний день российская промышленность способна обеспечить лайнер всем необходимым.

В Новосибирск для проведения прочностных испытаний доставлен планер нового российского гражданского авиалайнера Sukhoi Superjet New (SSJ New), сообщили в пресс-службе госкорпорации "Ростех".

"Планер импортозамещенного самолета SSJ New, изготовленный в производственном центре корпорации "Иркут" в Комсомольске-на-Амуре Объединенной авиастроительной корпорации специально для прохождения статических испытаний, доставлен в Новосибирск", - рассказали в компании.

Сертификационные испытания будут проходить в отделении усталостной и статической прочности Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина (СибНИА), который входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Жуковского".

Как уточнили в "Ростехе", испытания планера SSJ New выполняются для подтверждения его статической прочности и определения условий безопасной эксплуатации. Проведение тестов обусловлено конструктивными изменениями в крыле и фюзеляже самолета, переходом на двигатели ПД-8 и установкой шасси новой конструкции.

На первом этапе тестов в СибНИА будут испытаны на различные типы нагрузки крыло, фюзеляж, узлы навески стоек шасси, а также пилон и узлы крепления ПД-8.

Как уточнил гендиректор корпорации "Иркут" и замглавы ОАК по гражданской авиации Андрей Богинский, этот этап испытаний планируется завершить осенью 2023 года.

"Наш производственный центр в Комсомольске-на-Амуре отгружает уже второй планер для проведения наземных испытаний самолета SSJ New, первый планер был доставлен в ЦАГИ в июле прошлого года. Завершить первый этап статических испытаний в СибНИА мы планируем уже осенью этого года, полученные результаты наряду с итогами летных испытаний будут использованы для сертификации самолета в новом, импортозамещенном облике. Получение от Росавиации соответствующих одобрений главных изменений в конструкцию планируется до конца 2023 года", - приводит его слова пресс-служба "Ростеха".

Как сообщалось ранее, в ноябре 2022-го модель SSJ New с двигателями ПД-8 прошла испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Жуковского (ЦАГИ). Летные испытания лайнера и новый этап работ в ЦАГИ запланированы на 2023 год.

Обновленный Superjet

Напомним, SSJ New является новой версией ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100, который уже более десяти лет эксплуатируется авиакомпаниями.

Согласно данным Транспортно-клиринговой палаты, по итогам 2019 года на SSJ-100 пришлось свыше 51% суммарного пассажирооборота, выполненного российскими авиаперевозчиками на всех гражданских региональных реактивных и турбовинтовых самолетах.

Однако после введения Западом санкций против России эксплуатация этого лайнера осложнилась. Дело в том, что Superjet создавался в рамках широкой кооперации с иностранными компаниями, поэтому многие его ключевые компоненты были разработаны за рубежом.

Такой подход был обусловлен тем, что в начале 2000-х годов большинство отечественных производителей систем и авионики еще не были готовы к поставкам компонентов для SSJ-100, которые можно было бы сертифицировать по ужесточившимся авиационным правилам, поясняли в "Ростехе". В частности, двигатели SaM146 создавались российским предприятием "ОДК-Сатурн" совместно с французской компанией Snecma.

Однако за прошедшие годы ситуация кардинально изменилась: российские предприятия прошли модернизацию и теперь в условиях санкций могут стать альтернативой иностранным поставщикам, сотрудничество с которыми оказалось невозможным в новых условиях.

Как отмечают аналитики, одним из главных нововведений в SSJ New стала именно замена двигателя. Лайнер будет оснащаться отечественным силовым агрегатом ПД-8, разработанным предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации.

Стендовые испытания первого опытного ПД-8 завершились в мае 2022 года, а в декабре стартовали летные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

Системы бортового радиоэлектронного оборудования для SSJ New разрабатывают предприятия АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (входит в "Ростех"), а систему электроснабжения - Уфимское агрегатное производственное объединение. В свою очередь, уфимское НПП "Молния" занимается разработкой системы контроля вибрации двигателей, вычислителя комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатора обледенения.

По словам генерального директора "Ростеха" Сергея Чемезова, в новом самолете будет заменено порядка 97% иностранных компонентов. При этом часть оборудования будет унифицирована с новейшим российским авиалайнером МС-21.

Как отмечали в госкорпорации, импортозамещение не единственная цель создания новой версии SSJ. Разработчики также намерены за счет внедрения отечественных систем нового поколения повысить общую эффективность воздушного судна.

Стоит отметить, что на создающийся самолет уже есть спрос среди авиакомпаний. В сентябре 2022-го ОАК и компания "Аэрофлот" заключили соглашение о намерении поставить в период с 2023 по 2030 год 339 самолетов российского производства. Среди них - 89 SSJ New.

Первые лайнеры должны быть поставлены компании уже в текущем году, о чем ранее сообщил Чемезов.

"В 2023 году запланирован первый полет SSJ New с российскими двигателями ПД-8 и начало серийного производства. Первые машины пойдут в авиакомпании группы "Аэрофлот": в планах на 2023 год - поставка двух самолетов, а в последующие годы - выход на темп по 20 авиалайнеров ежегодно", - сказал глава "Ростеха".

В свою очередь, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на совещании президента с членами правительства 11 января сообщил, что в 2023-2025 годах запланированы поставки "Аэрофлоту" 63 самолетов: 34 SSJ New, 18 МС-21 и 11 Ту-214.

"Промышленность на подъеме"

Как напомнил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, работы по созданию SSJ-100 начались в трудные годы для отечественной авиаотрасли.

"Самолет SSJ-100 и вся его идеология закладывались еще в начале и середине 2000-х годов. Это были тяжелые времена: наша авиационная промышленность лежала на боку и не была готова к реализации столь амбициозного проекта, как современный гражданский лайнер. Поэтому были привлечены иностранные компании, которые предоставили свои комплектующие. В результате, несмотря на то что Superjet на 100% был отечественной разработкой, он был начинен иностранной продукцией. Это касалось и двигателя", - пояснил Гусаров в разговоре с RT.

Однако со временем стало очевидно, что у такого международного взаимодействия есть множество минусов, констатировал специалист.

"Как оказалось, зарубежные партнеры не очень охотно участвовали в развитии этого проекта. Кроме того, "детские болезни" SSJ были связаны с теми самыми импортными комплектующими. Иностранные компании задирали очень высокие цены на них. Еще до введения санкций стало понятно, что нужно потихоньку искать альтернативу импортным поставщикам. А в 2022 году появилась необходимость уже полного импортозамещения", - отметил аналитик.

По словам заместителя главного редактора журнала "Авиапанорама" Владимира Попова, новый Superjet создается уже полностью на отечественной промышленной платформе.

"Производство будет налажено на российской базе, со всеми нашими комплектующими. Ключевой момент - это замена силовых установок на отечественные двигатели ПД-8. Это будет качественный российский продукт, который ни в коей мере не будет уступать иностранным аналогам. Система управления, жизнеобеспечения, наддува, вентиляции, гидросистема и прочее будут также российскими", - сказал собеседник RT.

По мнению Романа Гусарова, сегодня в подобной кооперации с западными компаниями больше нет необходимости и Россия вряд ли вернется к этому опыту. За последние годы, как подчеркивает специалист, была проведена гигантская работа по модернизации предприятий, развитию технологий и обучению кадров.

"На сегодняшний день я не вижу каких-либо комплектующих и двигателей, которые не смогли бы создать наши инженеры: российская авиационная промышленность находится на подъеме", - заключил аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка