ЦАГИ
13 января 2023, 10:21
Самолеты "Ил" в ЦАГИ: яркие моменты общей истории
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского на протяжении всей своей истории принимал участие в создании летательных аппаратов конструкторских бюро
Начало истории ОКБ пришлось на предвоенные тридцатые годы, когда развитие советской авиационной промышленности набирало обороты. А в годы Великой Отечественной войны поистине легендарным детищем Сергея Ильюшина стал штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в истории авиации, получивший прозвища "летающий танк" и "черная смерть". В ЦАГИ этот самолет прошел серию аэродинамических и прочностных исследований, причем как в период проектирования, так и в ходе дальнейшей эксплуатации. Например, крыло Ил-2 благодаря ученым института получило небольшую стреловидность, чтобы сместить центровку вперед и не дать летчику возможность выйти на большие углы атаки. К слову, до этого на Ил-2 часто пикировали, что создавало перегрузки, способные разрушить самолет.
В победном 1945 году в небо поднялся Ил-12 - первый гражданский самолет марки "Ил". ЦАГИ совместно с ОКБ проводил испытания его аэродинамической компоновки. В частности, были выполнены исследования различных форм крыла. В итоге Ил-12 получил крыло большого удлинения и умеренного сужения с безотрывным обтеканием концевых частей. Главной особенностью являлось то, что несущие свойства в наибольшей степени реализовывались на крейсерской скорости, а не на максимальной (как у большинства других таких машин). С использованием специально подобранных воздушных винтов это давало самолету и большую путевую скорость, и высокую экономическую эффективность.
Как один из самых надежных и долговечных зарекомендовал себя Ил-18, четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет. Созданный в 1950-е, он стал самым массовым в своем классе. ЦАГИ активно работал по линии создания Ил-18 - в институте именно для его испытаний был построен гидробассейн. Ученые института проводили прочностные и аэродинамические исследования самолета, в том числе выдали рекомендации по профилям и механизации. Аэродинамическая компоновка крыла Ил-18 создана из профилей, разработанных в ЦАГИ, и позволяла исключить такие опасные явления, как сваливание и самопроизвольный переход в штопор.
Начало 1960-х годов ознаменовалось созданием Ил-62 - первого советского реактивного межконтинентального пассажирского самолета. Большую роль в разработке этого летательного аппарата сыграл ЦАГИ, где был проведен цикл лабораторных испытаний на прочность и выносливость. В частности, в институте проходили исследования натурного самолета с имитацией полного спектра нагрузок - благодаря этому удалось заранее установить очаги усталостных разрушений и обеспечить прочность конструкции.
Пожалуй, один из легендарных самолетов, "рожденных" в ОКБ, - "небесный грузовик" Ил-76. Крылатая машина была предназначена для перевозки и десантирования грузов, войск, вооружения, а также боевой техники с расчетами. Этот воздушный "богатырь" потребовал создания нового крыла, обладавшего мощной механизацией. Его проектирование проводилось совместными усилиями специалистов ОКБ и ЦАГИ - результатом стали рекордные показатели подъемной силы для самолетов такого класса. Исследования в аэродинамических трубах института позволили отработать компоновку Ил-76, оптимизировать параметры крыла, расположение горизонтального оперения и гондол двигателей.
Первый серийный широкофюзеляжный самолет Ил-86 - еще один пример плодотворного сотрудничества института и ОКБ. Компоновка летательного аппарата, призванного обеспечить потребность в транспортировке большого количества пассажиров в условиях роста объема авиаперевозок, исследовалась и отрабатывалась в ЦАГИ. В частности, центр авиационной науки предложил умеренные толщины классических профилей при среднем удлинении крыла и стреловидности, что обеспечило требуемые характеристики. Кроме того, гондолы двигателей было решено разместить под крылом - это был первый подобный опыт в отечественном пассажирском самолетостроении. Наконец, совместная работа ученых и конструкторов позволила создать фюзеляж, который вмещал в ряд сразу девять кресел с двумя проходами, так была решена задача большой пассажировместимости.
ЦАГИ активно содействовал коллегам-конструкторам в проектировании Ил-114 - двухмоторного турбовинтового самолета для местных авиалиний. Его создание началось еще в 1980-е, а первый полет состоялся в 1990 году. Благодаря участию института, на этом летательном аппарате удалось воплотить передовые научно-технические решения того времени - это позволило достичь требуемого аэродинамического совершенства. Важным конструктивным решением стало крыло большого удлинения с новыми профилями. Для исследований в ЦАГИ специально была спроектирована уникальная крупномасштабная модель (масштаб 1:2) с размахом крыла 15 метров, оборудованная имитаторами силовой установки с работающими воздушными винтами. В процессе испытаний в большой дозвуковой трубе института моделировались выхлопные струи из двигателей. В ходе этих экспериментов ученые смогли получить полные данные об аэродинамике самолета.
Сегодня Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина - один из флагманов отечественного авиастроения, который сохранил легендарную авиаконструкторскую школу С.В. Ильюшина. За 90 лет было разработано более 200 и создано свыше 120 типов самолетов разных модификаций, в проектировании которых принимал участие ЦАГИ. И сегодня институт продолжает сотрудничество с одним из ключевых разработчиков воздушной техники - Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, формируя прочный фундамент технологического суверенитета отечественной промышленности.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции