АвиаСоюз
25 января 2023, 12:38
Славная история, надежная репутация
В сентябре 2022 г. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева отметил 87 лет со дня образования
Для летного авиационного учебного заведения 87 лет - это большой исторический период. Развиваясь вместе с отечественной гражданской авиацией, Институт пережил все этапы ее развития - от простейших самолетов до комфортных лайнеров.
В 1935 г. при Первой объединенной школе пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота (ГВФ) в городе Батайске были организованы Курсы высшей летной подготовки. Спустя 2-3 года после начала работы на Курсах стали успешно осваивать новые самолеты К-5 конструкции К.А. Калинина (они выпускались в пассажирском и санитарном вариантах), военно-транспортные ПС-7 и пассажирские ПС-9.
К лету 1939 г. в связи с обострением международной обстановки и возрастающими потребностями Военно-воздушных сил страны в подготовленных кадрах Курсы высшей летной подготовки были переведены в Минеральные Воды.
В предвоенные месяцы на Курсах проходили подготовку экипажи для полетов на самолетах ПС-40 и ПС-41. Летчики учились летать во все более сложных условиях. Становились обычными ночные полеты по приборам, радиовождение. Выполняя самые разнообразные воздушно-транспортные работы в развивающемся народном хозяйстве страны, эти же самолеты использовались в модификации бомбардировщиков.
В ноябре 1941 г. Курсы высшей летной подготовки перебазировались из Минеральных Вод в Ташкент. Главной задачей, поставленной перед коллективом учебного заведения, являлось переучивание экипажей на самолет Ли-2.
Одновременно с Курсами высшей летной подготовки в Москве был создан Летный центр, в котором проводились регулярные сборы и обучение летного, командного, инженерно-технического состава. В военные годы Летный центр работал в Новосибирске, затем в Баку.
За четыре года Великой Отечественной войны Курсы высшей летной подготовки и Летный центр подготовили 4568 пилотов, 1750 бортмехаников, 1101 бортрадиста, 414 штурманов - всего около 8 тыс. авиаспециалистов. В действующую армию были направлены 104 лучших инструктора, из них 26 человек погибли.
В 1947 г. Курсы высшей летной подготовки и Летный Центр были реорганизованы в Школу высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота в Бугуруслане. Сам аэродром Школы располагался в 4 км от центра города. По сравнению с предыдущими он имел существенное преимущество - бетонированную взлетно-посадочную полосу длиной около 1 км. В Бугуруслане были переучены с малой авиации полетам на самолетах Ли-2 и Ил-12 тысячи летчиков, бортмехаников, штурманов, радистов.
С 1950 г. Школа высшей летной подготовки стала базироваться в Ульяновске. Учебное заведение обрело постоянную прописку.
Под основной аэродром было выделено 900 га земли. До 1958 г. на эксплуатации в Школе высшей летной подготовки были самолеты Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Затем стала появляться принципиально новая отечественная техника - самолеты Ил-18 и Ан-10 с газотурбинными двигателями. К 1962 г. были преодолены многие трудности, связанные с окончательным вводом в строй аэродрома. Уже построили бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 2500 м и шириной 60 м, здания командного диспетчерского пункта, авиационно-технической базы, здание аэропорта, автобазу, три корпуса технических складов, котельную, здания ВОХР и пожарной охраны. В Школу высшей летной подготовки стала поступать более сложная авиатехника - скоростные самолеты большой грузоподъемности и пассажировместимости, оснащенные реактивными и турбовинтовыми двигателями: Ту-124, Ан-24, Ан-12, Ту-134, Ту-154. Тогда Школа высшей летной подготовки была практически единственным учебным заведением в стране, которое обеспечивало переучивание летного состава на машины последних выпусков.
В 1973 г. за значительный вклад в выполнение планов по подготовке высококвалифицированных летных кадров и освоение новой техники Школа высшей летной подготовки была награждена орденом Ленина.
В 1974 г. при Школе высшей летной подготовки был организован Учебно-методический центр гражданской авиации.
20 декабря 1974 г. заинтересованные страны-члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) заключили Генеральное соглашение о строительстве в Ульяновске на базе Школы высшей летной подготовки гражданской авиации Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ (Центр ГА СЭВ), который был организован 1 января 1981 г. Строительство Центра началось в 1977 г. Была полностью реконструирована взлетно-посадочная полоса, возведены комплекс вспомогательных сооружений на аэродроме, учебно-лабораторный и тренажерный корпусы, медико-санитарная часть, гостиница. В это же время был создан Постоянный методический совет, в который вошли представители каждой страны СЭВ. Задачей Совета являлось содействие в разработке и согласовании учебных программ, технологий и методик обучения авиаспециалистов. Центр ГА СЭВ просуществовал более 10 лет и подготовил тысячи высококлассных специалистов для авиакомпаний 37 стран мира, в том числе для отечественной гражданской авиации.
В 1985 г. Центр ГА СЭВ был награжден орденом Дружбы народов. А за заслуги в подготовке кадров для гражданской авиации Республики Куба он был удостоен высшей государственной награды этой страны - ордена "Солидарность".
В 1985 г. самолеты авиапредприятий стран-членов СЭВ совершали полеты в 104 государства и 112 аэропортов мира почти по 400 маршрутам, занимая значимое место в общей системе мирового воздушного транспорта. В этот период были успешно освоены полеты на самолетах Ту-104, Ан-10, Ил-18, Ту-134, Ан-12, Ту-154, Як-42, Ил-76, Ил-86.
В 1992 г. на базе Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ было создано Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. В 1993 г. началась подготовка пилотов по программам высшего профессионального образования, в 1994 г. - инженеров по управлению воздушным движением. Наступил современный этап развития Института.
С 2016 г. Ульяновский институт гражданской авиации с гордостью носит имя Главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева, который в течение многих лет был министром гражданской авиации СССР и внес огромный вклад в развитие отрасли. В фойе вуза установлен бронзовый бюст Б.П. Бугаева, переданный в дар Институту его семьей.
Сегодня Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева - ведущее учебное заведение России по подготовке авиационного персонала для гражданской авиации России и ряда зарубежных стран.
В 2009 г. на базе Института создан вертикально-интегрированный образовательный комплекс УИ ГА с филиалами. К вузу присоединились старейшие училища гражданской авиации: Сасовское имени Г.А. Тарана летное училище гражданской авиации, Краснокутское летное училище гражданской авиации имени И.Ф. Васина и Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.
Институт осуществляет учебную деятельность по 13 образовательным программам высшего образования специалитета и бакалавриата, а также по программам дополнительного и послевузовского образования - магистратуре и аспирантуре. В Институте обучается 3365 человек.
Для качественного учебного процесса по всем циклам дисциплин основных образовательных программ в Институте имеются аудитории, компьютерные классы, кабинеты и лаборатории, оснащенные необходимым специализированным и лабораторным оборудованием, современными лабораторными стендами и приборами, соответствующие требованиям программы, и в целом, удовлетворяют потребностям учебного процесса.
С самого начала обучения в нашем вузе уделяется большое внимание языковой подготовке летного и диспетчерского состава с учетом требований Международной организации гражданской авиации ИКАО. Будущие авиаспециалисты изучают общий и разговорный английский язык, бизнес-курс английского языка, авиационный английский язык, фразеологию радиообмена на английском языке при выполнении международных полетов и управлении воздушным движением. Многие выпускники с отличием защищают выпускные квалификационные работы на английском языке. Также пилоты и авиадиспетчеры 5-го курса успешно сдают экзамен на соответствие языковым требованиям 4-го уровня по шкале ИКАО.
Важнейшим направлением деятельности Института наряду с образовательной являются научные исследования, их основное направление - повышение уровня безопасности полетов в гражданской авиации России на основе совершенствования процесса профессиональной подготовки авиационного персонала.
Для решения наиболее важных научных задач на кафедрах формируются научные школы и творческие коллективы, а также создаются научно-исследовательские и научно-учебные лаборатории.
Показатель эффективности научной деятельности в Институте - качество и уровень международных, российских, межвузовских конференций, научных семинаров, форумов.
Наши курсанты ежегодно выступают с докладами на конференциях различного уровня, занимают призовые места и публикуют научные статьи в сборниках по результатам конференций.
УИ ГА является единственным вузом гражданской авиации, в котором осуществляется обучение курсантов по военно-учетным специальностям. Они имеют возможность обучения в Военном учебном центре, после его окончания им присваивается воинское звание "лейтенант". С 2014 г. Военный учебный центр приступил к обучению курсантов по программам подготовки солдат и сержантов. На базе Военного учебного центра действует военно-патриотический клуб "Сокол".
Наземная подготовка пилотов проходит на тренажере. Тренажерный центр Института считается одним из лучших в России. Здесь установлены тренажеры первоначального обучения: пилотажно-навигационные тренажеры самолетов DA 40 NG, DA 42, тренажеры самолета Як-18Т 36-й серии, а также тренажер языковой подготовки для диспетчеров и уникальные диспетчерские тренажеры "Навигатор-3", "Эксперт" с КДП "Вышка", на которых обучающиеся приобретают практические навыки управления движением воздушного судна на всех этапах полета: от руления и взлета до посадки.
Гордостью центра являются тренажеры нового поколения, оборудованные новейшими компьютерными системами, а также передовыми системами подвижности и визуали-зации, обеспечивающие самый высокий уровень имитации реального полета - тренажеры самолетов Airbus 319/320/321 и Boeing 737NG и отечественные тренажеры самолетов SSJ-100, Ту-204/214. Тренировки на тренажерах проводят авиакомпании "Аэрофлот", СЛО "Россия", Nordwind, "ЮТэйр", "ИрАэро", "Газпром", "Авиастар-ТУ", RedWings, "Аврора", "Алроса".
Успешно продолжают функционировать и "старожилы" центра - комплексные тренажеры самолетов Ил-76ТД, Ан-24(26), Як-40, Як-42, на которых проходят подготовку экипажи авиакомпаний: "МЧС России", СЛО "Россия", "Алроса", "Авиакон Цитотранс", "Абакан Эйр", "Космос" "ЦПК им. Ю.А. Гагарина", а также экипажи из Сирийской Арабской Республики, Армении, Казахстана, Туркменистана.
Летное обучение в Институте проводится в летном отряде. Главная задача - подготовка квалифицированных летных кадров для гражданской авиации, призванных обеспечивать безопасность полетов.
Первоначальная подготовка курсантов-пилотов - это самый сложный и ответственный этап летного обучения, сопряженный с большими психофизическими нагрузками. Эту работу выполняют пилоты-инструкторы, любящие свою профессию, творческие, терпеливые, знающие основы педагогики, особенно авиационной, методику летного обучения, отлично владеющие техникой пилотирования.
В настоящее время для первоначальной летной подготовки используются самолеты и вертолеты нового поколения DA40, DA42, а также Cessna-172S, L-410 UVP-E20, AS 350 B2, Ми-171, которые эксплуатируются в филиалах Института.
Продолжателем зародившихся много лет назад традиций является Авиационный учебный центр нашего вуза. Он занимается повышением квалификации и переподготовкой авиационных специалистов летного, летно-инженерного, летно-инструкторского состава на различные типы самолетов: Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214, Ан-24, Ан-26, Ил-76ТД, Як-42, Як-40, DА 40, DА 42, Cessna 172S.
В 2016 г. за заслуги в подготовке специалистов для гражданской авиации и многолетнюю добросовестную работу нашему институту объявлена Благодарность Президента Российской Федерации.
Научно-техническая библиотека Института является обладателем уникального Фонда учебных изданий, а также специализированной литературы по гражданской авиации - руководства по летной и технической эксплуатации различных типов воздушных судов на русском и английском языках, научные и профессиональные периодические издания, документы ИКАО и др.
В Институте функционирует собственное издательство, выпускающее учебные и учебно-методические пособия, монографии, сборники научных трудов. На базе электронного архива издаваемых учебных пособий создана электронная библиотека вуза, обеспечивающая также доступ к другим электронно-библиотечным системам.
На базе Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева с 1 июня 1983 г. действует Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. С 1999 г. музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ, Музею присвоено звание "Народный". Общее количество экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов - подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней. Фотодокументальная экспозиция располагается на территории вуза в учебном корпусе. Уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации развернута под открытым небом в районе аэродрома Ульяновск. Вся техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами под Магаданом, в Анадыре, на Камчатке, в Тикси. Девять экспонатов музея являются памятниками науки и техники: АНТ-4, Ил-14, Як-12м, Ми-1, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-144. Некоторые из них являются единственными в мире.
Решением вопросов, связанных с учебной и социальной жизнью курсантов, занимается Курсантский совет. Он курирует работу волонтерского центра, участвует в реализации социальных и других проектов, представляет Институт на всероссийских форумах и фестивалях, принимает участие в работе патриотических слетов. Во внеучебное время каждый курсант может найти себе занятие по душе - в спортивной секции или творческой студии.
В Институте чтут и помнят ветеранов войны и труда, Героев Советского Союза и Социалистического Труда, заслуженных пилотов и штурманов, почетных работников транспорта, отличников Аэрофлота и воздушного транспорта - всех, кто посвятил свою жизнь беззаветному служению Родине и авиации.
Выпускники нашего вуза трудятся во всех авиакомпаниях и транспортных предприятиях России, вносят весомый вклад в развитие авиационной отрасли России. Достижения Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева позволяют решать поставленные задачи, совершенствовать образовательный процесс и с уверенностью смотреть в будущее!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции