Российская газета
7 февраля 2023, 13:28
Предприятия ОПК разрабатывают новые технологии для гражданской авиации
Гражданская авиация - сфера высоких технологий, нуждающаяся в самых современных разработках
Холдинг и его дочерние общества демонстрируют на выставке новейшие натурные образцы и макеты различного оборудования, а также некоторые инновационные решения в области аэронавигации. В частности, ПАО "НПО "Алмаз" впервые представит дистанционный диспетчерский пункт (ДДП). Он обеспечивает аэродромное диспетчерское обслуживание в удаленном аэропорту. В перспективе эта разработка сможет заменить традиционные командно-диспетчерские пункты, расположенные непосредственно на аэродромах.
ДДП позволяет вести визуальное наблюдение за воздушной и наземной обстановкой в удаленных аэропортах в нескольких режимах. Один из них, "Вид из окна", обеспечивает наблюдение за площадью маневрирования, взлетно-посадочной полосой, перронами, а также за воздушным пространством в районе аэропорта. Режим "Бинокль" дает возможность вести детальное наблюдение за интересующими объектами, режим "Панорама" отображает дополнительную информацию об объектах наблюдения в воздухе и на земле, а также о метеообстановке.
На данный момент по всему миру эксплуатируется чуть больше десятка ДДП, управляющих воздушным движением посредством автономных модулей наблюдения, установленных на удаленных аэродромах. В России сегодня ДДП создается для аэродромного диспетчерского обслуживания в аэропорту Маган из Якутского центра организации воздушного движения (ОВД). Аэропорт расположен на левом берегу реки Лена в 13 километрах к северо-западу от Якутска и имеет невысокую интенсивность полетов. Реализация данного пилотного проекта позволит в дальнейшем существенно снизить финансовые затраты на оснащение региональных аэродромов без ухудшения качества аэродромного диспетчерского обслуживания и без снижения уровня безопасности полетов.
"НПО "Алмаз" также продемонстрирует на выставке комплекс средств автоматизации деятельности аэропорта "Авиапортал", натурные образцы модульного командно-диспетчерского пункта серии "КМБЗ Топаз", бортового передатчика для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) "Москит" и передвижного радиомаяка "Прайм". Специалисты также смогут ознакомиться с макетом доплеровского метеорологического локатора "ДМРЛ-3", радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА "ROSC-1", трассового радиолокационного комплекса "Сопка-2", аэродромного радиолокационного комплекса "ЛИРА-А10" и аэродромного радиолокационного комплекса "РЛК-10РА".
Другое дочернее общество - "Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры" (АО "ВНИИРА") - представит пульт диспетчера полетно-информационного обслуживания, натурный образец транспондера "Мангуст", а также макет мобильного командно-диспетчерского пункта, моноимпульсного вторичного радиолокатора "Аврора-2" и наземной станции вещательного автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES HC-1 c секторной антенной. Станция "НС-1" предназначена для наблюдения за находящимися в зоне видимости воздушными судами. Полученные данные (местоположение в воздухе и на земле, опознавательный индекс, скорость при нахождении в воздухе и др.) передаются в центры УВД.
Совместно с концерном "Алмаз - Антей" свои разработки на NAIS 2023 представят АО "Азимут" и НППФ "Спектр". Эти компании продемонстрируют образцы продукции, которую холдинг использует при переоснащении аэродромов и центров ОВД.
АО "Азимут" представит радиосредства серии 2000, работающие в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) и ультравысоких частот (УВЧ), автоматический радиопеленгатор DF 2000, азимутальный допплеровский радиомаяк DVOR 2000, инструментальную систему посадки ILS 2700, дальномерный радиомаяк VOR. А также моноимпульсный вторичный радиолокатор "Крона-М", аэродромный радиолокатор S-диапазона со встроенным моноимпульсным вторичным каналом АМИ 2700, автоматизированное рабочее место диспетчера управления воздушным движением и систему коммутации речевой связи VCS 2700. Кроме того, будут представлены средства обеспечения информационной безопасности и биометрические системы безопасности.
НППФ "Спектр" продемонстрирует на выставке сверхвысокоточную корректирующую станцию глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), комплекс наземных и летных проверок со станцией внешнетраекторных измерений, сертифицированный в России авиационный трекер определения местоположения "Спектр-ГЛОНАСС", малогабаритные модули для беспилотных авиационных систем: комплекс наземных и летных проверок, бортовой GLS/ГНСС приемник-трекер.
Дистанционные диспетчерские пункты снизят затраты на оснащение удаленных аэродромов
Специалисты концерна "Алмаз - Антей" также расскажут гостям и участникам выставки NAIS 2023 о ведущей роли холдинга в создании и модернизации Единой системы организации воздушного движения России (ЕС ОрВД).
"Сегодня можно с уверенностью сказать, что система организации безопасного воздушного движения в России выведена на принципиально новый уровень", - отметил генеральный директор АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" Ян Новиков.
По его словам, в рамках программы модернизации ЕС ОрВД России к концу прошлого года концерном в тесной кооперации с Росавиацией, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и российскими промышленными предприятиями создано и переоснащено 12 укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения: Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Хабаровский, Магаданский, Иркутский, Новосибирский, Красноярский, Самарский, Тюменский, Екатеринбургский и Якутский. А также три особых центра: Калининградский, Петропавловск-Камчатский и Симферопольский.
"Тем самым мы, как головной исполнитель, завершили масштабный проект по строительству, реконструкции и оснащению оборудованием укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения в России, - заявил Ян Новиков. - В текущих условиях это особенно актуально и важно: мы используем и внедряем только отечественные передовые технологии, оборудование и программное обеспечение".
Генеральный директор напомнил, что стоимость поставленного концерном оборудования и выполненных работ в интересах аэронавигационной системы России составила свыше 100 миллиардов рублей. "Комплекс испытаний и последующая эксплуатация автоматизированных систем ОрВД подтвердили их высокие технические характеристики и функциональные возможности, которые обеспечивают персоналу комфортную работу в условиях любой интенсивности воздушного движения и безопасность полетов", - сообщил глава концерна.
Он также отметил, что в прошлом году был сдан в эксплуатацию укрупненный центр ОрВД в Санкт-Петербурге и завершено переоснащение отечественной автоматизированной системы ОрВД укрупненного центра в Ростове-на-Дону.
Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения концерна "Алмаз - Антей" Дмитрий Савицкий сообщил, что в ходе решения задач, стоящих перед отечественной гражданской авиацией, холдинг смог создать уникальные перспективные системы с высочайшей степенью надежности и эффективности работы в любых условиях.
"Если говорить об опыте концерна по модернизации ЕС ОрВД, важно понимать, что все отечественные автоматизированные системы управления воздушным движением, как аэродромные, так и районные, созданные в период 70-80 годов 20-го века, разработаны и произведены предприятиями, которые в дальнейшем вошли в состав концерна "Алмаз - Антей", - отметил Дмитрий Савицкий.
ЕС ОрВД Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, с протяженностью маршрутов - более 800 тысяч километров. Для этой цели установлено более 100 комплексов автоматизации управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, а также порядка двух тысяч единиц средств навигации и посадки.
Концерн "Алмаз - Антей" - головной исполнитель модернизации ЕС ОрВД, в рамках которой холдинг создает современные средства наблюдения, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.
В тему
В прошлом году концерн ВКО "Алмаз-Антей" успешно провел испытания радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности критически важных объектов ROSC-1. Они проходили в международном аэропорту Курумоч города Самары. Комплекс ROSC-1 может быть использован в качестве средства обнаружения и противодействия несанкционированным полетам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для повышения безопасности полетов в районе аэродромов. Важное свойство ROSC-1 - возможность использования комплекса при орнитологическом обеспечении безопасности полетов как в оперативной работе, так и для статистической обработки орнитологической информации. Модульность комплекса позволяет гибко конфигурировать его состав в зависимости от особенностей охраняемого объекта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции