О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Столетие в небе: как в Уфе отметили вековой юбилей гражданской авиации

Сложно поверить, что наша страна начала осваивать воздушное пространство сто лет назад

Сложно поверить, что наша страна начала осваивать воздушное пространство сто лет назад. Сначала - на немецких "Юнкерсах", маркированных названием авиакомпании "Добролет". Первые регулярные рейсы "добролеты" начали выполнять из Москвы в Нижний Новгород. Маршрут проходил над железной дорогой и в светлое время суток, по объективным причинам - радиосвязи и приборов навигации в самолетах не было.

Но уже в 1928 году на Международной авиационной выставке в Берлине СССР показал первые три "своих" самолета: АНТ-3, У-2, К-4 (конструкторов Андрея Туполева, Николая Поликарпова и Константина Калинина).

На протяжении следующих 70 лет советские люди летали только на отечественных самолетах. Авиаконструкторы создавали новые, более современные воздушные суда, а авиаторы ставили на них новые рекорды.

Славная история российской авиации прервалась с переходом на рыночную экономику. Теперь российскому авиапрому предстоит повторить этот опыт и… снова подняться в небо. Тогда же Башкирия, к сожалению, лишилась собственной авиакомпании - "Башкирские авиалинии" ликвидировали в 2007 году.

"До 2007 года аэропорт "Уфа" не был просто транзитным хабом. У Башкирии была собственная авиакомпания, и какая - самолеты летали по всему миру. К сожалению, при переходе на рыночную экономику в руководство "Башкирских авиалиний" пришли "эффективные менеджеры", которые эффектно развалили авиаперевозчика", - говорит Эдуард Остапчук, который глубоко погружен в летную проблематику.

Три года назад он и Игорь Лясович создали в Уфе "ОстАвиаКомпани". Это предприятие занимается авиапатрулированием лесов в пожароопасный сезон и проводит химобработку лесов в периоды нашествия вредителей.

Легкие и сверхлегкие воздушные суда хорошо показали себя на таких работах - пилоты быстро обнаруживают очаги пожаров, оперативно передают координаты лесникам, те в свою очередь могут быстро тушить пламя.

Город и небо

Уфа кровно связана с авиацией, особенно северная ее часть. Здесь УМПО - эвакуированный в военные годы и прижившийся в городе огромный завод, выпускающий авиационные двигатели. В городе есть авиатехникум и авиационный университет, который, правда, все же готовит специалистов для различных отраслей промышленности. Самолеты - в виде изображений, макетов или самые настоящие списанные борты - здесь встречаются, пожалуй, гораздо чаще, чем любая другая техника.

В Уфе долгое время жил военный летчик, дважды герой Советского Союза Муса Гареев. Местная авиакомпания "Башкирские авиалинии" перевозила пассажиров по всему миру.

Так что к юбилейной дате причастны очень многие уфимцы. Столетие гражданской авиации отметили в Калининском районе Уфы. Ветеранам отрасли вручали благодарственные письма, грамоты, юбилейные медали.

Наверное, из-за того, что праздник проходил в интерьерах ДК "Моторостроитель", построенном в архитектурных традициях позднего советского периода, из-за того, что большинство участников торжества были в большей степени (по возрасту) представителями советской эпохи, а на сцене выступали не обремененные звездной болезнью коллективы, атмосфера получилась теплой и камерной. В сущности, в зале собрались единомышленники - состоявшиеся в профессии люди, которым есть чем поделиться и уже не нужно никому ничего доказывать.

В прошлом и в будущем

Награды вручали приглашенные гости. Кто-то поднимался на сцену с палочкой. Один из ветеранов поразил зал. Первый вице-мэр Уфы Сергей Кожевников, увидев, что летчик Валерий Шалашов идет через зал с палочкой, спустился со сцены и вручил грамоту между рядами. Однако Валерий Дмитриевич поднялся за трибуну, чтобы выступить с ответной речью.

"В авиации я отслужил очень-очень много лет. Получил звание Заслуженного пилота Советского Союза, Российской Федерации. А первого января мне исполнилось 90. Рассказывать по авиацию - это огромное удовольствие, потому что я в 50-х годах летал на бомбардировщике в Германии. Отлетал на реактивном самолете шесть с лишним лет, после этого была демобилизация, и я оказался в Уфе", - рассказал он.

Он вспоминает, что "сначала в Уфе не было хорошей авиации", а потом летный отряд под его руководством стал лучшим в Приволжском управлении гражданской авиации.

Работа, которая была сделана за все годы становления авиации в Уфе - это огромный труд, отмечает летчик. Ему по-прежнему жаль, что многое из этого было утрачено.

"Но есть решение Путина о восстановлении (авиации) - я надеюсь, что гражданская авиация в России разовьется снова", - говорит он.

Пока в республике есть авиация, есть и уверенность, что совсем скоро начнется ее новая история, уверен директор по развитию "ОстАвиаКомпани" Игорь Лясович.

Да, пока это малые, легкие и сверхлегкие воздушные суда, но если грамотно заниматься развитием отрасли, то вскоре по Башкирии будут летать и пассажирские самолеты.

"В прошлое мы уже не вернемся, но есть другой путь: в Башкирии должен появиться региональный авиационный эксплуатант и региональный авиарегулятор. Начать нужно с легкой и сверхлегкой авиации, создать местные воздушные авиалинии - в первую очередь для туристического кластера", - полагает Эдуард Остапчук.

У этой категории авиаперелеты по региону будут очень востребованы с мая по сентябрь и, конечно, в зимние месяцы. Сейчас путь до горнолыжных курортов в Белорецком районе - это пять-шесть часов по горному серпантину. Авиаперелет займет не более 45 минут.

Все это очень хорошо ложится на планы региональных властей по увеличению турпотока. В Башкирии множество мест, которые можно показать туристам. Но многие такие объекты труднодоступны или расположены в отдаленных от Уфы районах - например, музейный комплекс Шульган-Таш в Бурзянском районе.

Проект можно запустить на условиях государственно-частного партнерства, тогда он будет интересен и инвестору, и республиканским властям. Позже можно будет организовать внутрирегиональные перелеты, существовавшие ранее, и, если в этом будет необходимость - основать авиакомпанию, которая начнет выполнять межрегиональные и международные рейсы.

"Конечно, то, что в республике нет своей авиакомпании - ненормально. Соседние регионы - Оренбург, Ижевск, например, смогли сохранить своих авиаперевозчиков. Важно и то, что развитие авиации позволит создавать в Башкирии рабочие места, привлекать в отрасль молодых людей. А люди - главная ценность в любой работе", - говорит Игорь Лясович.

Очень важно, чтобы авиацию представляли молодые пилоты, диспетчеры и механики, а не только лишь ветераны, отмечает он. Вернуть все достижения 80-х не получится - другая экономика, другой социально-политический строй, новые условия. Но это и не нужно, ведь можно создавать новую историю авиации в Башкирии....
Авторские права на данный материал принадлежат «МедиаКорСеть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка