О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОДВФ: авиацию СССР - на крыло

08 марта 1923 года было создано Общество друзей воздушного флота СССР (ОДВФ) - первая в стране всенародная общественная организация, занимавшаяся содействием развитию военной и гражданской авиации, воздухоплаванию и авиационным видам спорта

08 марта 1923 года было создано Общество друзей воздушного флота СССР (ОДВФ) - первая в стране всенародная общественная организация, занимавшаяся содействием развитию военной и гражданской авиации, воздухоплаванию и авиационным видам спорта. Спустя несколько десятилетий авиасалон МАКС продолжил славные традиции, пропагандируя достижения отечественной авиации и космонавтики, авиационного спорта и научно-технического творчества молодых.

На IV Всероссийском съезде работников Красного Воздушного Флота в 1921 году с целью привлечения широких масс к софинансированию программы создания отечественной авиаиндустрии был выдвинут лозунг "Трудовой народ, строй воздушный флот!" С 01 марта 1923 года с подачи газеты "Известия" стартовал проект всенародного участия в строительстве советских самолетов. Был обнародован специальный банковский счет, на который можно было перечислить как личные сбережения, так и коллективно собранные средства. 08 марта 1923 года в Москве на собрании учредителей было создано Общество друзей воздушного флота СССР и утвержден его Устав. Главной целью Общества стала всемерная пропаганда авиации и оказание материальной и другой помощи в создании отечественной авиации. Другой важнейшей целью было привлечение молодежи к занятиям авиамоделизмом, планеризмом и авиационными видами спорта, подготовка летных кадров. Объединенное заседание руководства ОДВФ и делегатов XII съезда РКП(б) состоялось 26 апреля 1923 года. Программными задачами Общества были провозглашены постройка новых самолетов на средства, жертвуемые населением, оказание помощи созданию авиапромышленности, оборудование земной поверхности, помощь в подготовке кадров - авиаинженеров, летчиков, механиков, мотористов и т.д. Особой задачей Общества была мощная пропагандистская кампания, в том числе и со страниц печатного органа ОДВФ - авиационно-воздухоплавательного журнала "Самолет", который начали издавать с ноября 1923 года.

Одной из форм сбора средств стала продажа именных значков, выручка от которой направлялась на строительство именных самолетов и эскадрилий. В мае 1925 года произошло слияние ОДВФ и Добровольного общества друзей химической обороны и промышленности (АВИАХИМ). К моменту слияния ОДВФ насчитывало уже около двух миллионов членов, было собрано свыше 4,5 млн рублей золотом, приобретены свыше 120 военных и гражданских самолетов, построено и оборудовано несколько десятков аэродромов и посадочных площадок. Была оказана финансовая поддержка самолето- и моторостроительным заводам, авиашколам, Центральному аэрогидродинамическому институту, Академии воздушного флота, поставлены на крыло отечественный планеризм и авиамоделизм, проведена беспрецедентная просветительская и агитационная работа. В 1924-1925 годах построенные на пожертвования членов ОДВФ самолеты марки Р-1 в массовом количестве поступили на вооружение авиачастей, сформированных в Ленинграде, Москве, Харькове, в Сибири, на Дальнем Востоке и т.д. Практически все самолеты были именными, сами их названия свидетельствовали о всенародном размахе движения: "Текстильщик СССР", "Рабочий-бумажник", "Красная Тверь", "Архангельский рабочий", "Иваново-Вознесенский ткач", "Курский большевик", "Коломенский рабочий" и др.

К лету 1924 года ОДВФ уже участвовало в софинансировании работ по созданию под руководством Николая Поликарпова первого советского истребителя И-1. Общество было главным застрельщиком советских дальних перелетов: по его заданию в феврале-марте 1925 года был совершен агитперелет по маршруту Москва - Казань - Уфа - Пермь - Вятка - Великий Устюг - Вологда - Москва общей протяженностью почти в 10 000 километров.

Важной сферой деятельности ОДВФ был авиационный спорт, и в первую очередь - планеризм. Дешевизна и простота постройки планеров наряду с большой привлекательностью делала этот вид спорта все более и более распространенным. Идея планеростроения и планерного спорта была одной из важнейших предпосылок для развития мощного воздушного флота. В июле 1923 года в ОДВФ влились активисты кружка "Парящий полет" под руководством Константина Арцеулова, что стало катализатором массового открытия по всей стране планерных кружков и станций. 01 ноября 1923 года в районе крымского поселка Коктебель официально открылись I Всесоюзные планерные испытания, фактически ставшие первым слетом советских планеристов. К стартам были отобраны 11 планеров, состязание проходили в течение 18 дней. В 1924 году был дан старт II Всесоюзным планерным испытаниям в Коктебеле, в которых приняло участие уже 42 аппарата. Благодаря росту популярности планеризма в январе 1925 года на общественных началах была открыта Московская планерная школа для подготовки инструкторов: необходима была быстрая и массовая подготовка кадров для советской авиации. Именно тогда была одобрена идея отбора претендентов, годных к летной службе, через обучение на планерах, для чего прежде всего требовалось подготовить инструкторов-планеристов.

Другим важным достижением ОДВФ стало повсеместное распространение увлечения авиамоделизмом. Лето и осень 1923 года запомнилось небывалым увлечением авиацией в стране. Именно тогда начали создаваться первые кружки юных авиастроителей в Москве, в Закавказье, на Кубани. На первых порах кружки организовывались стихийно, однако вскоре ОДВФ взяло под свое покровительство это движение. В 1924 году появились первые брошюры с указаниями по постройке моделей, начали выпускаться десятки печатных трудов по авиамоделизму, создавались методики авиамодельной работы и т.д. В 1925 году по всей стране уже проводились соревнования авиамоделистов. Отдельная строка в летописи ОДВФ - дирижаблестроение и спортивная аэронавтика: Воздухоплавательным центром, созданным при ОДВФ, в 1924 году было организовано проведение I Всесоюзных воздухоплавательных состязаний в Москве.

Трудно переоценить вклад, который внесло Общество в развитие авиационной промышленности в стране, заложив прежде всего кадровую основу будущих достижений, которые сделали СССР одной из крупнейших мировых авиационных держав. Сегодня, спустя столетие, время ставит перед отраслью новые задачи, связанные со стремительным развитием технологий и с обретением независимости в отношении ключевых аэрокосмических технологий. Вновь, как и век назад, страна остро нуждается в массовой подготовке кадров нового поколения, способных к решению сложнейших научных, конструкторских, технологических, производственных и других задач. Продолжая традиции прошлого, авиасалон МАКС использует свою площадку для привлечения в авиацию талантливой молодежи, год от года наращивая нацеленные на это программы. Специальный раздел салона FUTURE HUB/"Вузовская наука и научно-техническое творчество молодежи" демонстрирует партнерства вузов и крупнейших производителей отрасли, знакомит с кадровыми программами ведущих компаний, дает возможность принять участие в деловой программе салона, организует широкий спектр профориентационных мероприятий, включая лекции ведущих конструкторов, мастер-классы, конференции молодых специалистов и другие события. Работает и встречный процесс: раздел FUTURE HUB дает возможность студентам профильных вузов и молодым ученым представить результаты своей работы на выставке авиационно-технического творчества молодежи.

Авиасалон продолжит работу по привлечению молодежи в перспективные проекты и профессии авиакосмической отрасли на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка