АО "Авиасалон"
10 марта 2023, 14:14
ОДВФ: авиацию СССР - на крыло
08 марта 1923 года было создано Общество друзей воздушного флота СССР (ОДВФ) - первая в стране всенародная общественная организация, занимавшаяся содействием развитию военной и гражданской авиации, воздухоплаванию и авиационным видам спорта
На IV Всероссийском съезде работников Красного Воздушного Флота в 1921 году с целью привлечения широких масс к софинансированию программы создания отечественной авиаиндустрии был выдвинут лозунг "Трудовой народ, строй воздушный флот!" С 01 марта 1923 года с подачи газеты "Известия" стартовал проект всенародного участия в строительстве советских самолетов. Был обнародован специальный банковский счет, на который можно было перечислить как личные сбережения, так и коллективно собранные средства. 08 марта 1923 года в Москве на собрании учредителей было создано Общество друзей воздушного флота СССР и утвержден его Устав. Главной целью Общества стала всемерная пропаганда авиации и оказание материальной и другой помощи в создании отечественной авиации. Другой важнейшей целью было привлечение молодежи к занятиям авиамоделизмом, планеризмом и авиационными видами спорта, подготовка летных кадров. Объединенное заседание руководства ОДВФ и делегатов XII съезда РКП(б) состоялось 26 апреля 1923 года. Программными задачами Общества были провозглашены постройка новых самолетов на средства, жертвуемые населением, оказание помощи созданию авиапромышленности, оборудование земной поверхности, помощь в подготовке кадров - авиаинженеров, летчиков, механиков, мотористов и т.д. Особой задачей Общества была мощная пропагандистская кампания, в том числе и со страниц печатного органа ОДВФ - авиационно-воздухоплавательного журнала "Самолет", который начали издавать с ноября 1923 года.
Одной из форм сбора средств стала продажа именных значков, выручка от которой направлялась на строительство именных самолетов и эскадрилий. В мае 1925 года произошло слияние ОДВФ и Добровольного общества друзей химической обороны и промышленности (АВИАХИМ). К моменту слияния ОДВФ насчитывало уже около двух миллионов членов, было собрано свыше 4,5 млн рублей золотом, приобретены свыше 120 военных и гражданских самолетов, построено и оборудовано несколько десятков аэродромов и посадочных площадок. Была оказана финансовая поддержка самолето- и моторостроительным заводам, авиашколам, Центральному аэрогидродинамическому институту, Академии воздушного флота, поставлены на крыло отечественный планеризм и авиамоделизм, проведена беспрецедентная просветительская и агитационная работа. В 1924-1925 годах построенные на пожертвования членов ОДВФ самолеты марки Р-1 в массовом количестве поступили на вооружение авиачастей, сформированных в Ленинграде, Москве, Харькове, в Сибири, на Дальнем Востоке и т.д. Практически все самолеты были именными, сами их названия свидетельствовали о всенародном размахе движения: "Текстильщик СССР", "Рабочий-бумажник", "Красная Тверь", "Архангельский рабочий", "Иваново-Вознесенский ткач", "Курский большевик", "Коломенский рабочий" и др.
К лету 1924 года ОДВФ уже участвовало в софинансировании работ по созданию под руководством Николая Поликарпова первого советского истребителя И-1. Общество было главным застрельщиком советских дальних перелетов: по его заданию в феврале-марте 1925 года был совершен агитперелет по маршруту Москва - Казань - Уфа - Пермь - Вятка - Великий Устюг - Вологда - Москва общей протяженностью почти в 10 000 километров.
Важной сферой деятельности ОДВФ был авиационный спорт, и в первую очередь - планеризм. Дешевизна и простота постройки планеров наряду с большой привлекательностью делала этот вид спорта все более и более распространенным. Идея планеростроения и планерного спорта была одной из важнейших предпосылок для развития мощного воздушного флота. В июле 1923 года в ОДВФ влились активисты кружка "Парящий полет" под руководством Константина Арцеулова, что стало катализатором массового открытия по всей стране планерных кружков и станций. 01 ноября 1923 года в районе крымского поселка Коктебель официально открылись I Всесоюзные планерные испытания, фактически ставшие первым слетом советских планеристов. К стартам были отобраны 11 планеров, состязание проходили в течение 18 дней. В 1924 году был дан старт II Всесоюзным планерным испытаниям в Коктебеле, в которых приняло участие уже 42 аппарата. Благодаря росту популярности планеризма в январе 1925 года на общественных началах была открыта Московская планерная школа для подготовки инструкторов: необходима была быстрая и массовая подготовка кадров для советской авиации. Именно тогда была одобрена идея отбора претендентов, годных к летной службе, через обучение на планерах, для чего прежде всего требовалось подготовить инструкторов-планеристов.
Другим важным достижением ОДВФ стало повсеместное распространение увлечения авиамоделизмом. Лето и осень 1923 года запомнилось небывалым увлечением авиацией в стране. Именно тогда начали создаваться первые кружки юных авиастроителей в Москве, в Закавказье, на Кубани. На первых порах кружки организовывались стихийно, однако вскоре ОДВФ взяло под свое покровительство это движение. В 1924 году появились первые брошюры с указаниями по постройке моделей, начали выпускаться десятки печатных трудов по авиамоделизму, создавались методики авиамодельной работы и т.д. В 1925 году по всей стране уже проводились соревнования авиамоделистов. Отдельная строка в летописи ОДВФ - дирижаблестроение и спортивная аэронавтика: Воздухоплавательным центром, созданным при ОДВФ, в 1924 году было организовано проведение I Всесоюзных воздухоплавательных состязаний в Москве.
Трудно переоценить вклад, который внесло Общество в развитие авиационной промышленности в стране, заложив прежде всего кадровую основу будущих достижений, которые сделали СССР одной из крупнейших мировых авиационных держав. Сегодня, спустя столетие, время ставит перед отраслью новые задачи, связанные со стремительным развитием технологий и с обретением независимости в отношении ключевых аэрокосмических технологий. Вновь, как и век назад, страна остро нуждается в массовой подготовке кадров нового поколения, способных к решению сложнейших научных, конструкторских, технологических, производственных и других задач. Продолжая традиции прошлого, авиасалон МАКС использует свою площадку для привлечения в авиацию талантливой молодежи, год от года наращивая нацеленные на это программы. Специальный раздел салона FUTURE HUB/"Вузовская наука и научно-техническое творчество молодежи" демонстрирует партнерства вузов и крупнейших производителей отрасли, знакомит с кадровыми программами ведущих компаний, дает возможность принять участие в деловой программе салона, организует широкий спектр профориентационных мероприятий, включая лекции ведущих конструкторов, мастер-классы, конференции молодых специалистов и другие события. Работает и встречный процесс: раздел FUTURE HUB дает возможность студентам профильных вузов и молодым ученым представить результаты своей работы на выставке авиационно-технического творчества молодежи.
Авиасалон продолжит работу по привлечению молодежи в перспективные проекты и профессии авиакосмической отрасли на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА