Парламентская газета
13 марта 2023, 08:19
Орнитологи оценят птичью угрозу аэропортам
Две трети столкновений самолетов с птицами происходят в момент взлета и посадки воздушного судна
Свалки за забором
Поправки вносят изменения в статью 47 Воздушного кодекса. В частности, ее предлагается дополнить положением, разрешающим размещение в шестой подзоне приаэродромной территории объектов по обращению с отходами закрытого типа, то есть имеющих защиту от проникновения птиц, а также объектов по обращению с отходами, оборудованных автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания пернатых.
Насколько свалки и мусорные заводы соответствуют этим требованиям, хотят определять с помощью обязательных орнитологических исследований, следует из документа. Проводить их смогут только госучреждения, список которых утвердит Правительство. А оплачивать такие изыскания предлагается застройщикам или собственникам объектов по обращению с отходами.
Ранее, в январе, в кабмине приняли постановление, которое вносит изменения в Положения о приаэродромной территории. По старым правилам свалки и мусороперерабатывающие заводы нельзя было устраивать ближе чем в 15 километрах от аэропортов - это и есть такая называемая шестая подзона. По новым правилам окончательное решение вопроса отнесено к компетенции орнитологов.
Мусор наступает
Напомним, до 2009 года в России не было четких правил использования земель рядом с аэропортами. Именно тогда вблизи воздушных гаваней и расплодились многочисленные свалки и мусороперерабатывающие заводы.
Закон от 2010 года запретил строить рядом с аэропортами - а точнее, в радиусе 30 километров - не только мусорные полигоны, но и животноводческие фермы, скотобойни и другие предприятия, которые способствуют массовому скоплению птиц. Однако уже в 2017 году 30-километровую приаэродромную зону сочли неэффективной, в итоге вместо нее ввели семь подзон, конкретизировав, что нельзя делать в каждой из них. Свалки и заводы тогда попали в шестую подзону, то есть в радиус до 15 километров.
Однако в сентябре прошлого года смягчить решили и эти правила. Тогда вопрос обсудили на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко. В итоге на свет появилось январское постановление кабмина, разрешающее размещение свалок в зоне до 15 километров, если на это будет получено положительное орнитологическое заключение.
Послабления отчасти связаны с тем, что в федеральной казне сегодня не хватает денег на строительство новых полигонов, при этом инвесторы неохотно берут такие проекты, так как прибыль от них небольшая, полагает зампред Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
"При этом желание прижаться поближе к аэропортам тоже не совсем понятно, - сказала депутат "Парламентской газете". - Ведь дополнительные условия по ограждению свалок и защите от птиц неизбежно приведут к повышению стоимости работ с отходами".
С коллегой согласен и член того же комитета Александр Якубовский. "В случае если будут расти логистические расходы на перевозку отходов, в дальнейшем это найдет свое отражение в утвержденном региональными правительствами тарифе и ляжет на плечи граждан и предпринимателей", - сказал он "Парламентской газете".
Такие нормы могут быть оправданы только в отдельных случаях, полагают парламентарии, когда, например, нужно уменьшить "плечо" - от места складирования мусора до места его переработки. "При этом в любом случае должен быть соблюден баланс между оптимизацией расходов и обеспечением безопасности полетов", - отметил Якубовский.
Главное - безопасность
В эффективности предложенных мер сомневается и депутат Госдумы Николай Валуев. "Безопасность пассажиров самолетов - это первый вопрос, на который следует обращать внимание, поэтому я категорически против предлагаемых послаблений", - сказал он "Парламентской газете".
"Мы о людях должны думать, а операторы пусть переработку и сортировку мусора обеспечивают. На то они конкурсы и выигрывали, - сказал парламентарий. - Что же касается отсутствия птиц на свалках, добиться этого невозможно - там еда. И даже отпугиватели не дают стопроцентной защиты".
По данным мониторинга авиационных происшествий, наибольшую опасность для воздушных судов представляют крупные водоплавающие птицы - до 30 процентов столкновений, на втором месте чайки и вороны - 26 процентов столкновений и на третьем хищные птицы - до 18 процентов.
"Самый опасный период полета воздушного судна - это взлет и посадка, до 75 процентов всех столкновений происходит именно в этот период, птицы могут "атаковать" самолеты еще на взлетно-посадочной полосе - во время разбега, взлета и посадки", - говорится в пояснении к внесенному законопроекту.
Напомним, 30 января этого года самолет Superjet 100 авиакомпании "Ямал", летевший из Салехарда в Новый Уренгой с 58 пассажирами на борту, столкнулся со стаей птиц. Самолет благополучно приземлился, но в дальнейшем был временно отстранен от полетов до дополнительной оценки его технического состояния.
Ранее, в мае 2022 года, при посадке в аэропорту Минеральных Вод со стаей птиц столкнулся пассажирский самолет Boeing 737 со 189 пассажирами на борту, летевший из Санкт-Петербурга. Лайнер удалось посадить штатно, говорилось в официальном сообщении. Также в июне 2022 года самолет авиакомпании "ЮТэйр" при вылете из Сургута в Самару столкнулся с птицей. Никто из пассажиров и экипажа не пострадал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции