Парламентская газета
13 марта 2023, 08:19
Орнитологи оценят птичью угрозу аэропортам
Две трети столкновений самолетов с птицами происходят в момент взлета и посадки воздушного судна
Свалки за забором
Поправки вносят изменения в статью 47 Воздушного кодекса. В частности, ее предлагается дополнить положением, разрешающим размещение в шестой подзоне приаэродромной территории объектов по обращению с отходами закрытого типа, то есть имеющих защиту от проникновения птиц, а также объектов по обращению с отходами, оборудованных автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания пернатых.
Насколько свалки и мусорные заводы соответствуют этим требованиям, хотят определять с помощью обязательных орнитологических исследований, следует из документа. Проводить их смогут только госучреждения, список которых утвердит Правительство. А оплачивать такие изыскания предлагается застройщикам или собственникам объектов по обращению с отходами.
Ранее, в январе, в кабмине приняли постановление, которое вносит изменения в Положения о приаэродромной территории. По старым правилам свалки и мусороперерабатывающие заводы нельзя было устраивать ближе чем в 15 километрах от аэропортов - это и есть такая называемая шестая подзона. По новым правилам окончательное решение вопроса отнесено к компетенции орнитологов.
Мусор наступает
Напомним, до 2009 года в России не было четких правил использования земель рядом с аэропортами. Именно тогда вблизи воздушных гаваней и расплодились многочисленные свалки и мусороперерабатывающие заводы.
Закон от 2010 года запретил строить рядом с аэропортами - а точнее, в радиусе 30 километров - не только мусорные полигоны, но и животноводческие фермы, скотобойни и другие предприятия, которые способствуют массовому скоплению птиц. Однако уже в 2017 году 30-километровую приаэродромную зону сочли неэффективной, в итоге вместо нее ввели семь подзон, конкретизировав, что нельзя делать в каждой из них. Свалки и заводы тогда попали в шестую подзону, то есть в радиус до 15 километров.
Однако в сентябре прошлого года смягчить решили и эти правила. Тогда вопрос обсудили на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко. В итоге на свет появилось январское постановление кабмина, разрешающее размещение свалок в зоне до 15 километров, если на это будет получено положительное орнитологическое заключение.
Послабления отчасти связаны с тем, что в федеральной казне сегодня не хватает денег на строительство новых полигонов, при этом инвесторы неохотно берут такие проекты, так как прибыль от них небольшая, полагает зампред Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
"При этом желание прижаться поближе к аэропортам тоже не совсем понятно, - сказала депутат "Парламентской газете". - Ведь дополнительные условия по ограждению свалок и защите от птиц неизбежно приведут к повышению стоимости работ с отходами".
С коллегой согласен и член того же комитета Александр Якубовский. "В случае если будут расти логистические расходы на перевозку отходов, в дальнейшем это найдет свое отражение в утвержденном региональными правительствами тарифе и ляжет на плечи граждан и предпринимателей", - сказал он "Парламентской газете".
Такие нормы могут быть оправданы только в отдельных случаях, полагают парламентарии, когда, например, нужно уменьшить "плечо" - от места складирования мусора до места его переработки. "При этом в любом случае должен быть соблюден баланс между оптимизацией расходов и обеспечением безопасности полетов", - отметил Якубовский.
Главное - безопасность
В эффективности предложенных мер сомневается и депутат Госдумы Николай Валуев. "Безопасность пассажиров самолетов - это первый вопрос, на который следует обращать внимание, поэтому я категорически против предлагаемых послаблений", - сказал он "Парламентской газете".
"Мы о людях должны думать, а операторы пусть переработку и сортировку мусора обеспечивают. На то они конкурсы и выигрывали, - сказал парламентарий. - Что же касается отсутствия птиц на свалках, добиться этого невозможно - там еда. И даже отпугиватели не дают стопроцентной защиты".
По данным мониторинга авиационных происшествий, наибольшую опасность для воздушных судов представляют крупные водоплавающие птицы - до 30 процентов столкновений, на втором месте чайки и вороны - 26 процентов столкновений и на третьем хищные птицы - до 18 процентов.
"Самый опасный период полета воздушного судна - это взлет и посадка, до 75 процентов всех столкновений происходит именно в этот период, птицы могут "атаковать" самолеты еще на взлетно-посадочной полосе - во время разбега, взлета и посадки", - говорится в пояснении к внесенному законопроекту.
Напомним, 30 января этого года самолет Superjet 100 авиакомпании "Ямал", летевший из Салехарда в Новый Уренгой с 58 пассажирами на борту, столкнулся со стаей птиц. Самолет благополучно приземлился, но в дальнейшем был временно отстранен от полетов до дополнительной оценки его технического состояния.
Ранее, в мае 2022 года, при посадке в аэропорту Минеральных Вод со стаей птиц столкнулся пассажирский самолет Boeing 737 со 189 пассажирами на борту, летевший из Санкт-Петербурга. Лайнер удалось посадить штатно, говорилось в официальном сообщении. Также в июне 2022 года самолет авиакомпании "ЮТэйр" при вылете из Сургута в Самару столкнулся с птицей. Никто из пассажиров и экипажа не пострадал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
"Груз не имеет к нам отношения": в "Почте России" прокомментировали "летающие" посылки в Храброво
Январь 24, 2025
Назван возможный срок начала серийного производства самолета МС-21