Независимая газета
16 марта 2023, 08:09
"Крылья" для авиации: как Ростех готовит высококлассных инженеров для самой романтической отрасли промышленности
Авиационная отрасль России сегодня остро нуждается не только в высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции, но и в квалифицированных специалистах, способных в сжатые сроки обеспечить ее разработку и выпуск
Глубокое погружение
Образовательная программа "Крылья Ростеха" была запущена в 2020 году - ее придумали с целью организовать подготовку многопрофильных инженерно-технических специалистов для авиапрома с учетом требований будущих работодателей. Профессиональные ориентиры установили входящие в Госкорпорацию предприятия - ОДК, ОАК, "Вертолеты России", КРЭТ и "Технодинамика". Они стали индустриальными партнерами проекта.
"Крыльям" предстояло выпускать из стен вуза специалистов, готовых сразу погрузиться в рабочую среду, минимизировав сроки и расходы на их адаптацию. Поэтому проект сформирован так, чтобы уровень подготовки учащихся соответствовал требованиям компаний. Студенты занимаются по усиленным программам специалитета и с первого курса получают возможность проходить практику, а также участвовать в решении производственных задач.
Обучение включает углубленное изучение английского языка, конструкторских IT-компетенций. Выпускники "Крыльев" будут владеть такими актуальными сегодня специальностями, как радио- и робототехника, аддитивные технологии, беспилотные летательные аппараты и композитные материалы, конструирование и создание электронных средств и многими другими. Большую роль играет система наставничества - курсанты "Крыльев" с первого курса получают кураторов от предприятий-работодателей.
Высокая планка
Проект сразу вызвал доверие со стороны академического и научного сообщества. Количество вузов-партнеров "Крыльев" еще на старте было внушительным - это 10 престижных профильных учебных заведений. К 2023 году оно увеличилось. На сегодняшний день в проекте участвуют 15 профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Казани, Самары, Уфы, Перми, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Ульяновска, Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Омска. Ключевой методологический партнер "Крыльев Ростеха" - Московский авиационный институт (МАИ). Качество образовательного процесса постоянно контролируется.
Высокие требования предъявляются и к самим абитуриентам. В 2023 году для поступления в вузы по программе Ростеха необходимо иметь не менее 245 баллов ЕГЭ в Москве, 225 - в Санкт-Петербурге, 220 - Самаре, Рыбинске, Уфе, Перми, Казани, Омске, 200 баллов в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде и 195 - в Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре. Средний балл аттестата должен быть не ниже 4, уровень английского языка - не ниже A2.
"Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы привлечь в "Крылья Ростеха" наиболее сильных и мотивированных ребят. Гарантируем студентам трудоустройство с первого курса и социальный пакет. Наполнение образовательного проекта дисциплинами по развитию профессиональных компетенций, повышение практической ориентированности учебных дисциплин с опорой на производственные реалии - это тоже наша зона ответственности", - отмечает директор по персоналу Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова.
Имеет значение и степень мотивации будущих авиаинженеров: до поступления абитуриенты проходят специальный онлайн-опрос. Победа в корпоративных профориентационных мероприятиях дает дополнительное преимущество при поступлении. К слову, бонусы есть и у детей работников предприятий авиационного комплекса Госкорпорации - ставка сознательно делается на преемственность и поддержку трудовых династий.
Видеть ориентир
Психологи утверждают - человек, который выбрал свою профессию по призванию, с большей долей вероятности будет продуктивен. "Заразить" любимым делом сегодняшних школьников, из которых завтра вырастут Ильюшины, Яковлевы и Лавочниковы - одна из глобальных задач "Крыльев Ростеха". Программа уже вышла за рамки высшего образования - сегодня в нее входит и профориентация школьников. Она реализуется в рамках предпрофессиональных инженерных авиаклассов, партнерами которых выступают Ростех и его организации.
В настоящее время в рамках федерального проекта "Инженерные авиастроительные классы" функционирует порядка 65 классов в 16 регионах России. Учебно-методические материалы разработаны МАИ - флагманским вузом "Крыльев" - совместно с Корпорацией и ее организациями.
"Учащиеся привлекаются к проектной и исследовательской деятельности, знакомятся с дисциплинами, необходимыми будущим специалистам в авиастроении. Школьники знакомятся с современным оборудованием, регулярно посещают производственные площадки и к моменту выпуска обладают серьезным уровнем подготовки, что в дальнейшем упрощает как поступление на программу, так и сам учебный процесс", - говорят в Ростехе.
Своевременный проект
Обучение в "Крыльях Ростеха" частично оплачивается предприятиями авиационного комплекса Госкорпорации, для студентов действует система мотивационных выплат.
Сейчас по программе уже учится порядка 580 студентов по 7 направлениям подготовки. Еще 500 будущих инженеров присоединятся к ним в 2023 году. Кроме того, подготовка рабочих кадров для авиастроительной отрасли ведется и по линии среднего профессионального образования. В ближайшем будущем именно этим молодым специалистам предстоит стать "крыльями" для российского авиапрома, чтобы поднять его на новый, высокий уровень.
"Вопрос восполнения технических кадров для высокотехнологичных отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективах встанет перед отечественными предприятиями довольно остро. Это связано со многими факторами, среди которых и менее конкурентные зарплаты, и старение инженерных кадров, и то, что школьники все реже выбирают профильные предметы (физику, математику) для сдачи ЕГЭ. Вместе с тем подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей - это сложный и длительный процесс, который зависит от личных качеств и мотивации студента, а также от уровня теоретической и, что исключительно важно, практической подготовки, - считает заместитель директора научно-исследовательского центра по науке ФИРО РАНХиГС Айрат Сатдыков. - Проект Ростеха в этом свете видится весьма своевременным. Выстраивание взаимоотношений между вузами и предприятиями авиационной отрасли позволит получить на выходе компетентного и мотивированного специалиста, готового с ходу приступить к выполнению своих трудовых функций. Можно только приветствовать реализацию такой практики"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 15, 2024
Группа "Аэрофлот" предлагает 260 направлений в зимнем расписании
Октябрь 14, 2024
COMAC проводит ребрендинг регионального самолёта
Октябрь 15, 2024
Ученые Томского политеха синтезировали первые образцы экологичного авиатоплива из биосырья
Октябрь 15, 2024
Вертолет Ми-8 будет кружить по ночам над Новосибирском - что он будет искать