Дело
24 марта 2004, 17:47
"Мы не хотим лезть в чужой огород"
- Еще недавно вы активно занимались решением проблем ульяновского "Авиастара". Вы были его генеральным директором и представляли интересы одного из крупных акционеров этого авиапредприятия, группы компаний "Лидер". Насколько известно, вследствие конфликта акционеров "Авиастара" вам пришлось уйти.
С тех пор до вашего назначения руководителем Самарского филиала Внешторгбанка о вас практически ничего не было слышно. Вы ушли из Ульяновска побежденным или победителем?
- Я представлял на "Авиастаре", как вы и сказали, интересы группы компаний "Лидер", являющейся одним из крупнейших акционеров предприятия, и от имени "Лидера" был избран советом директоров генеральным директором. Моя задача заключалась в том, чтобы структурировать финансовую, корпоративную и организационную политику ОАО "УАПК Авиастар", приведя его в инвестиционно привлекательный вид. С этой точки зрения, процесс в Ульяновске не завершен. Хотя надо отметить и короткий срок -чуть более полугода, - который у меня был. К тому же разобщенность и разносторонние интересы акционеров не позволили принять единую программу решения перечисленных задач в то время, когда я был генеральным директором "Авиастара". Для того, чтобы совсем не погубить предприятие, была инициирована процедура финансового оздоровления, которая проводится и сегодня.
К большому сожалению, состояние предприятия требует очень серьезных и длительных усилий, связанных с реструктуризацией и корпоративным законодательством. Так что эта работа не на месяц, а на годы. Она сейчас активно ведется. Ее масштабность и комплексность, может быть, отпугнули немножко журналистов от этой темы. Потому что очень сложно писать про такие "замороченные" проекты. Внимание обычно привлекают жареные факты, шум, скандалы. А вот когда идет тяжелая, кропотливая, рутинная работа - об этом мало пишут.
- С этим можно поспорить. Шумных историй вокруг "Авиастара", в том числе и с вашим участием, было немало. Достаточно вспомнить противостояние в ходе смены власти на предприятии, когда дирекция комплекса оказалась в двойном кольце охраны - вашей и назначенного на ваше место нового генерального директора...
- Это внешние проявления скрупулезной внутренней работы, правовых проблем и борьбы мнений. Я считаю, что это нормальный процесс для такого предприятия, где более пяти крупных групп акционеров, каждая из которых преследует свои собственные интересы. Где группа бывших менеджеров, воспользовавшись этой разобщенностью, "прихватизировала" завод, нарушив все законы, какие только можно. Где налицо не очень согласованные действия администрации области и федеральных структур.
Но радует, что, несмотря ни на что, основная идея, которую мы начали на предприятии реализовывать, и сегодня остается верной. Как в рулетке, знаете, шарик, сколько бы ни крутился, все равно скатывается к какому-то числу.
- Вопрос в рамках этой аналогии: на то ли ставили...
- Мое преимущество в том, что я и в случае с "Авиастаром", и вообще в жизни, преследую исключительно объективные цели. Они никакого отношения к политическим, эмоциональным проявлениям, чьим-то желаниям не имеют.
- Вас называли в свое время в прессе крупным акционером "Авиастара".
- Акционером была и остается группа компаний "Лидер", где я работал.
- Ей по-прежнему принадлежит 7% акций?
- Да, эти акции были в свое время приобретены на рынке. Причем компания купила этот пакет осмысленно, целенаправленно в тот момент, когда другие акционеры продавали свои акции, видя, какой беспредел творится на "Авиастаре". Кстати, "Лидер" своим пакетом тогда усилил позиции группы акционеров, которые также были недовольны разбазариванием собственности на предприятии. У этих акционеров было 44% акций, у "Лидера" - 7%. Поскольку я, так исторически сложилось, имею довольно большой опыт в структурировании крупных проектов, в организации финансирования инвестиционных проектов, разобраться в делах "Авиастара" было доверено мне. Это я и сделал. Потом на предприятии появился внешний управляющий, господин Игин, который, правда, на сегодняшний день не справился со своими обязанностями, в результате чего последовало его отстранение на комитете кредиторов по требованию ФСФО России. Буквально несколько недель назад, в конце декабря прошлого года, его полномочия были прекращены. Сейчас ФСФО будет предлагать новые кандидатуры, которые обеспечат выполнение того комплекса мероприятий, который был сформирован командой во время моего руководства "Авиастаром". Основные параметры этого плана: вернуть активы (более 6 млрд руб.), которые были незаконным способом выведены; путем выпуска дополнительной эмиссии акций погасить долги перед государством, а это всего два миллиарда рублей, обеспечив при этом государству контрольный пакет во всем имущественном комплексе; восстановить права остальных крупных групп акционеров - их всего около десяти, включая иностранные компании; обеспечить работу предприятия в едином производственном цикле, включая проектирование, производство и эксплуатацию самолетов марки "Туполев".
- Эта программа была разработана вашей командой еще в то время, когда вы были генеральным директором "Авиастара". Однако, видимо, не всеми акционерами она была воспринята столь однозначно. Иначе вам не пришлось бы уходить, тем более так конфликтно.
- Я согласен с вами. Действительно, были два таких акционера, которые, преследуя свои частные интересы, приобрели акции ОАО "ТУПОЛЕВ" - 44% и ЗАО "АВИА-СТАР-СП" - 26% путем совершения сделок, имеющих, на наш взгляд, сомнительную репутацию. Это - "Госинкор", получивший 44% акций "ТУПОЛЕВА" в результате ничтожной сделки. После этого "Госинкор" был разогнан Президентом РФ за махинации, осуществляемые им с активами, переданными ему государством для привлечения инвестиций в Россию. Другой акционер - компания Sirocco Aerospace International, которая стала крупным акционером ЗАО "АВИ-АСТАР-СП", пообещав крупные инвестиции, но так их и не предоставив.
- Но контракт с Sirocco истекает только в 2005 году...
- Неважно. Важно то, что они по этому контракту не дали тех денег, которые обещали. Обычные авантюристы, которых во всем мире много. Ничего странного в этом нет. Но закон торжествует всегда и везде...
- Трудно представить, чтобы в 2002 году, в должности генерального директора "Авиастара", вы могли так говорить об "уважаемом", как вы его в то время характеризовали, деловом партнере.
- Он и сейчас остается уважаемым партнером. У Sirocco немало достижений на международном рынке в маркетинге, продажах. Но это же не означает, что компании позволено нарушать российское законодательство, ущемлять интересы других акционеров "Авиастара". Поэтому, если Sirocco совершает сделки, граничащие с авантюризмом, мы ее так и оцениваем. Чтобы закончить тему расхождений интересов акционеров "Авиастара", еще раз подчеркну: они начались тогда, когда одни из них, обладающие всего 28% акций, посчитали возможным завладеть наиболее ликвидными активами в ущерб большинству других акционеров, которым принадлежало 72%.
- Какие у вас сейчас отношения с группой компаний "Лидер"?
- Сейчас, как с любым другим рыночным предприятием.
- Вы ведь являлись президентом "Лидера" еще в прошлом году...
- И президентом, и председателем совета директоров. Но, естественно, перейдя на работу во Внешторгбанк, из "Лидера" я ушел. Группой компаний теперь руководят другие люди, очень профессиональные менеджеры. Генеральным директором является Дэвид Алан Вайс, имеющий более чем 12-летнюю историю работы в России. Был директором первого российского завода "Кока-Кола" в Санкт-Петербурге. Потом долго работал в компании "Мак-Кинзи" и еще в целом ряде компаний...
- А вы принадлежите к числу совладельцев "Лидера"?
- Нет.
- Уйдя из "Лидера" во Внешторгбанк, вы больше не участвуете в работе этой группы с "Авиастаром"?
- С "Лидером", как и с другими участниками рынка, я как управляющий филиалом банка продолжаю работать. Это очень перспективная группа лизинговых компаний. И поскольку у меня много информации, "Лидер" советуется со мной как с финансистом по вопросам стратегии поведения на "Авиастаре", хотя это не более чем консультации. Впрочем, учитывая, что Ульяновская область теперь в сфере моих интересов, как представителя Внешторгбанка в регионе, я стараюсь консультировать и администрацию Ульяновской области, и других участников проекта.
По большому счету "Авиастар" уже два года мог бы производить самолеты. С точки зрения перспектив предприятия, организации финансирования там вообще никаких проблем. Проблемы только в амбициях менеджмента. Обиженные тем, что у них нет акций, часть менеджеров воспользовались "раздраем" между акционерами и незаконно распродали и вывели активы. Конфликт же акционеров и до сих пор не позволяет эти активы консолидировать, превратить предприятие в инвестиционно привлекательное. Но я уверен, что "Авиастар" в будущем - серьезный и интересный объект для инвестиций, и стараюсь сделать все, чтобы это будущее приблизить, учитывая при этом, что я представляю интересы Банка внешней торговли. Более 90% акций банка принадлежит Правительству России, соответственно, я делаю все, чтобы интересы правительства и банка были реализованы в максимальной степени. Я буду выступать за то, чтобы банк принимал активное участие в организации финансирования "Авиастара".
- В конце прошлого года активно обсуждалась идея передачи контрольного пакета "Авиастара" консорциуму банков, включая и Внешторгбанк. В прессе по этому поводу приводились в том числе и ваши комментарии. Эта инициатива, насколько я помню, должна была обсуждаться на заседании правительства в сентябре. Однако ни о какой реализации плана с тех пор не слышно.
- Внешторгбанк продолжает быть активным участником этого консорциума, являясь также акционером компании "Ильюшин-финанс", тоже участника консорциума. Идея конечно жива. Она на самом деле и есть та самая единственная идея, которая способна возродить комплекс "Авиастар". Правда, с ее реализацией произошло то же самое, что и с теми планами, которые на предприятии начала воплощать команда под моим руководством. Идея консорциума продолжает реализовываться, но процесс этот длинный, рутинный. Идут согласования в правительстве, идет арбитражное управление на самом "Авиастаре". Идет уголовное дело по расследованию вывода активов с комплекса и преднамеренного банкротства завода, которое насчитывает уже более 160 томов. По нему есть безусловная судебная перспектива. Дело, кстати, в свое время было возбуждено по моему заявлению.
- То есть правительство поддерживает идею консорциума?
- Базовые принципы - конечно. Среди них - передача в управление эффективному менеджменту доли государства, консолидация всех активов и целый ряд других.
- Вы сейчас как руководитель одного из подразделений Внешторгбанка принимаете какое-то участие в этой работе?
- Я сейчас занимаюсь развитием операций банка в Поволжском регионе. Учитывая, что большое количество поставщиков "Авиастара", равно как и он сам, находится в этом регионе, я профессионально изучаю положение дел. Стратегические же решения, конечно, принимаются в головном офисе.
- Вы были президентом группы компаний, но ушли в совершенно иную иерархическую государственную коммерческую структуру. Вам новый бизнес интереснее?
- Действительно, здесь много банков со значительными ресурсами. Но немногие могут разглядеть перспективы, структурировать бизнес совместно с предприятиями и, поддержав их целевым финансированием, вывести его на новый уровень.
- Вы кого-то разглядели?
- Узнаем по результатам. Пока не хотелось бы забегать вперед. Мы-то разглядим, а вот поймут ли владельцы и менеджеры?.. Как на "Авиастаре": была хорошая программа, но акционеры и менеджеры не захотели ее реализовывать.
- На рынке уже появилась информация о ваших контактах с компанией "Двигатели НК". Можете назвать какие-то параметры переговоров?
- Действительно, нам очень бы хотелось работать с аэрокосмическим комплексом и комплексом двигателестроения. Прежде всего, это производство двигателей для газоперекачивающих станций, для газотурбинных энергетических установок. С нашей стороны конкретная инициатива есть по реализации пяти комплексных программ на предприятиях этой группы. Процесс идет.
- В Ульяновской области говорят, у вас остались очень хорошие отношения с губернатором Владимиром Шамановым.
- Я просто очень уважаю этого человека. Так же, как он объективно поддерживал мою эффективную политику на "Авиастаре", я объективно поддерживаю его эффективную политику на посту главы региона. Шаманов долго исправлял своей кровью ошибки наших политиков в Чечне. Когда-то он понял, что на все ошибки просто крови не хватит, и принял решение реализовать себя самостоятельным политиком, чтобы хоть в одном регионе этих ошибок стало меньше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114