МАИ
23 марта 2023, 12:07
В МАИ разрабатывают новый метод борьбы с обледенением самолетов
Ученые Московского авиационного института зарегистрировали три программных комплекса, которые могут использоваться для борьбы с наледью, возникающей на поверхности воздушных судов при полете в переохлажденном воздухе с повышенной влажностью
Обледенение ухудшает аэродинамические характеристики, управляемость и устойчивость лайнеров. Это может нарушать работу двигателя, приборов навигации. Корка льда снижает подъемную силу крыла, что может приводить к внештатным ситуациям. Причем чем выше скорость полета, тем быстрее образуется наледь - например, известны случаи, когда лед нарастал со скоростью 2,5 см в минуту.
Ученые кафедры 105 "Аэродинамика летательных аппаратов" МАИ предложили физико-математические модели, которые с высокой точностью описывают процессы на обтекаемой газом поверхности. А значит, помогают найти решение, как этими процессами можно эффективнее управлять. Работы ведутся в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по теме "Развитие методов численного моделирования высокоскоростных многофазных течений" под руководством доктора физико-математических наук, старшего научного сотрудника, профессора кафедры Юрия Никитченко.
- Первым делом в полете обледеневает лобовая часть крыла. При образовании наледей роговидной формы резко падает подъемная сила крыла, что и является причиной многих авиационных происшествий при взлете и посадке. Чтобы в дальнейшем разрабатывать какие-то более эффективные средства от обледенения, вначале нужно научиться прогнозировать форму нароста и влияние этой формы на потоки воздуха, обтекающие крыло, - уточняет специалист кафедры 105 МАИ Максим Березко.
В настоящее время разработаны три специализированных программных комплекса, которые впервые позволили решить фундаментальную задачу о течении газов в районе тонкой и острой передней кромки крыла, воздухозаборного устройства летательного аппарата и в слое Кнудсена.
Подобные физико-математические модели существовали и ранее, однако новое решение содержит гораздо меньше упрощений и допущений.
Разработка МАИ будет также полезна и для других областей индустрии, таких как аэрокосмическая промышленность, вакуумные технологии, микроэлектроника и прочее. В основном это области, для которых характерна работа изделий в условиях разреженной газовой среды или плазмы, высокоскоростных потоков газа и т.п.
Помимо этого, разработка может быть использована для оптимизации работы бытовых приборов. Например, можно будет с высокой степенью точности определить, какое количество водяного пара переходит в жидкое состояние в кондиционере. В дальнейшем это позволит поддерживать оптимальный уровень влажности в комнате....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Июль 26, 2024
Аэрофлот будет выполнять в зимнем расписании полеты в Сочи из 7 регионов России
Июль 26, 2024
Главы Иркутской и Ульяновской областей обсудили открытие прямого авиарейса
Июль 26, 2024
Су-27 не допустил нарушения госграницы самолетами ВВС Британии над Черным морем
Июль 26, 2024
Делегация Наньчанского авиационного университета посетила БГУ