О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В поисках новых партнеров: изменение географии зарубежных командировок в 2022 году

Эксперты компании "Аэроклуб", лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали бронирования авиабилетов на международные рейсы по итогам 2022 года

Эксперты компании "Аэроклуб", лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали бронирования авиабилетов на международные рейсы по итогам 2022 года. Российский рынок бизнес-тревел продолжил восстановление после пандемии, однако география командировок и горизонт планирования существенно изменились на фоне геополитической ситуации.

Рост спроса на авиабилеты за рубеж у деловых путешественников на фоне снятия ковидных ограничений составил 73% к 2021 году (-66% к 2019). Доля зарубежных командировок в общем числе бронирований выросла с 7% в 2021 году до 11% в 2022 (+21% в 2019). При этом средняя продолжительность поездок практически не изменилась: если в 2021 году она составляла 9 дней, то в 2022 году - 8 дней (в 2019 - 6 дней). Самые длительные командировки в 2022 году были зафиксированы в марте и октябре -14 и 10 дней соответственно.

Доля перелетов в одну сторону выросла на 5% к 2021 году и составила 55%, а доля возвратов авиабилетов достигла 23% (+17% в 2021).

Средняя стоимость авиабилета на международных маршрутах в 2022 году составила 47 тысяч рублей в экономклассе, что на 63% дороже, чем годом ранее (+151% к 2019). Бизнес-класс на перелетах за рубеж в одну сторону в среднем обходился деловым путешественникам в 160 тысяч рублей (+37% к 2021, +63% к 2019). Доля авиабилетов бизнес-класса составила в прошлом году 12% (13% в 2021, 9% в 2019).

По сравнению с допандемийным периодом сократились сроки принятия решений по зарубежным командировкам: если в 2019 году 30% авиабилетов на зарубежных маршрутах приобретались за неделю до вылета и менее, то в 2022 году доля таких билетов составила 43%, причем в марте этот показатель достиг 71%.

"Самые существенные изменения произошли в географии командировок. Резко выросла доля Турции, ОАЭ и Сербии, которые на фоне закрытия европейского неба стали для российского бизнеса удобными пересадочными хабами. Увеличилось количество командировок в страны СНГ и Азию, что говорит о росте деловой активности российского бизнеса в этих регионах", - прокомментировала Юлия Липатова, управляющий директор компании "Аэроклуб".

Лидерами среди зарубежных направлений с долей в 14% стали Казахстан (+100% к 2021 году, -16% к 2019) и Турция (+269% и -4% соответственно). Самыми востребованными направлениями для продолжения деловой поездки из аэропорта Стамбула стали внутренние рейсы по Турции (18%), перелеты в Германию (9%), Италию (8%), Францию (7%), Сербию (5%), Испанию (4%), Австрию (3%) и Израиль (2%). При этом на авиакомпанию Turkish Airlines пришлось 63% от всех авиабилетов в Германию и Францию (из них 79% - с вылетом из России). На рейсах в Турцию эксперты зафиксировали рост стоимости авиабилетов на 60% на перелетах бизнес-классом (125 тысяч рублей), и в два раза в среднем к 2021 году подорожали авиабилеты в экономе - до 42 тысяч рублей за перелет в одну сторону.

В тройку лидеров среди наиболее популярных у российских бизнес-путешественников зарубежных направлений также вошли Объединенные Арабские Эмираты (46% к 2021, 29% к 2019). В 11% случаев, приобретая билеты из ОАЭ, деловые путешественники отправлялись в Саудовскую Аравию, Индонезию (7%), Казахстан (5%), Израиль (4%) и Францию (2%). В среднем на рейсах в ОАЭ деловые путешественники платили 63 тысячи рублей (+71% к 2021) за перелет в одну сторону в экономклассе и 213 тысяч рублей (+33% к 2021) за бизнес-класс.

Замыкают пятерку лидеров Узбекистан (+58% к 2021, +13% к 2019) и Армения (+116% к 2021, -5% к 2019).

Единственным зарубежным направлением в топ-10, на котором по сравнению с прошлым годом было зафиксировано не только падение спроса (-4%), но и стоимости авиабилетов, - Беларусь. Стоимость билетов в эконом-классе сократилась на 30% до 12 000 рублей, в бизнес-классе - на 43% до 40 000 рублей.

Самый существенный прирост из зарубежных направлений показала Сербия (+428% к 2021 году, +210% к 2019 году). При этом спрос на перелеты в Сербию к концу 2022 года вырос более чем в 20 раз по сравнению с январем, а средняя продолжительность командировки достигла практически максимальных для зарубежных направлений значений - 12 дней в марте, 9 дней в апреле 2022.

Замыкают десятку самых востребованных зарубежных направлений Израиль (+1331% к 2021, +94% к 2019), Франция (+111% к 2021 году, -81% к 2019 году) и Германия (+94% к 2021 году, -92% к 2019 году). За перелет в одну сторону во Францию представители бизнеса в среднем платили 120 тысяч рублей (+410% к 2019) в экономе и 169 тысяч рублей (+65% к 2019) в бизнес-классе, подорожание по сравнению с 2021 годом составило 286% и 45% соответственно. Перелеты в Германию подорожали относительно 2021 года на 80% в экономе до 47 тысяч рублей (+184% к 2019) и на 87% в бизнес-классе до 175 тысяч рублей (+142% к 2019) за перелет в одну сторону.

Самыми популярными в 2022 году на зарубежных маршрутах авиакомпаниями стали "Аэрофлот" (-13% к 2021, -86% к 2019), Turkish Airlines (+334% к 2021, +140% к 2019), Emirates (+282% к 2021, +116% к 2019), Uzbekistan Airways (+146% к 2021, +77% к 2019), AirAstana (+6% к 2021, -43% к 2019). По сравнению с 2021 годом в 2022 году "Аэрофлот" вдвое сократил свою долю зарубежных перевозок деловых путешественников - до 23%, а Turkish Airlines, напротив, вдвое нарастили долю российских бизнес-туристов - до 19%.

Лидерами по числу зарубежных командировок в 2022 году стали представители ИТ-компаний, на долю которых пришлось 50% авиабилетов (+180% к 2021, -32% к 2019), из которых 3% - в бизнес-классе. Треть от общего числа авиабилетов за рубеж была забронирована компаниями добывающей и обрабатывающей промышленности и энергетики (+98% к 2021, -63% к 2019), при этом доля перелетов бизнес-классом у представителей этой отрасли экономики составила 19%. Наибольшая доля билетов в салон бизнес-класса (30%) была традиционно зафиксирована у представителей финансовых и консалтинговых компаний, которые отправлялись в командировки за рубеж на 65% чаще, чем в 2021 году (-54% к 2019) и заняли третью строчку в рейтинге наиболее активных с точки зрения деловых поездок индустрий.

"Аэроклуб" - лидер российского рынка Business Travel и ведущий поставщик ИТ-решений для отрасли. С 1994 года "Аэроклуб" оказывает полный спектр услуг по организации и управлению командировками для ведущих российских и зарубежных компаний, обслуживая более 1000 корпоративных клиентов в офисах в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Казахстане. Среди основных услуг - консалтинг по оптимизации и сокращению расходов на деловые поездки, а также разработка и интеграция технологических решений, обеспечивающих полную автоматизацию процесса командирования от подачи заявки до согласования и бронирования услуг, а также финансовой отчетности. Согласно исследованию "РосБизнесКонсалтинг", компания занимает первую строчку по обороту в российской индустрии бизнес-тревел. Собственник компании Денис Матюхин входит в тройку лидеров рынка TravelTech по версии RusBase. Оборот группы компаний "Аэроклуб" в 2022 году составил 30 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Группа компании Аэроклуб». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка