Forbes-Казахстан
31 марта 2023, 15:34
В Казахстане снизят долю госучастия в гражданской авиации и телекоммуникациях
30 марта на площадке СЦК состоялась пресс-конференция Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК)
Так, говоря о развитии рынка гражданской авиации в Казахстане, Ахметов подчеркнул, что отрасль имеет ряд проблем. И одна из самых главных - государственное участие. По его словам, на казахстанском рынке гражданской авиации осуществляют деятельность три авиакомпании: Air Astana и Fly Arystan с долей рынка более 70%, Qazaq Air - 6% (в которых фонд "Самрук-Казына" владеет пакетами акций), а также авиакомпания SCAT с долей на рынке 24%.
"Qazaq Air сегодня имеет пять воздушных судов со средним возрастом четыре года. "Самрук-Казына", как отметил спикер, выделил авиакомпании для приобретения в собственность еще пяти самолетов около 35 млрд тенге.
В свою очередь, по словам замглавы АЗРК, Fly Arystan, структурное подразделение AirAstana, не является отдельным юридическим лицом.
"Таким образом, этот рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Эти факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", - пояснил Ахметов.
Другой важной проблемой, по словам спикера, является отсутствие доступа к инфраструктуре. Например, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. "При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива ("КазМунайГаз-Аэро", "Тарлан Аэро"). В других аэропортах Казахстана реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта", - подчеркнул замглавы агентства.
Для усиления конкуренции на рынке правительство планирует провести следующие мероприятия:
- реализация госпакета акций компании Qazaq Air, Air Astana;
- выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации;
- увеличение сроков действия режима "открытого неба" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств - членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
- закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.
По словам Рустама Ахметова, доля по владению частотами у "Казахтелекома" составляет 82%, у "Кар-Тела" - 18%. Показатели по частотам существенно выросли у "Казахтелекома" по итогам проведенного в конце 2022 года аукциона на частоты для сотовой связи пятого поколения (5G).
"Рынок характеризуется высокой концентрацией рынка (CR-2), преобладающей долей участия государства, отсутствием свободных радиочастот, недискриминационного доступа к РЧС и телекоммуникационной инфраструктуре", - пояснил Ахметов.
Замглавы АЗРК отметил, что помимо преимущественного спектрального ресурса, "Казахтелеком" является владельцем более чем 80% подземной кабельной канализации по всей территории республики, которая относится к сфере естественных монополий.
"Монополизация рынка оператором с государственным участием привела к снижению состязательности за клиента между операторами связи, в результате увеличились жалобы абонентов на изменение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, ухудшение сервиса по обслуживанию абонентов, а также на качество услуг связи и интернета", - сообщил зампредседателя агентства.
Однако сегодня государственный ресурс практически полностью распределен между действующими сотовыми операторами, в результате вход на рынок сотовой связи для новых компаний закрыт.
Для решения вопросов в правительстве утвердили дорожную карту в сфере телекоммуникации, которая будет работать по двум направлениям.
Снижение доли государства на рынке связи, в том числе:
- анализ действующего порядка проведения аукционов по распределению радиочастот (с учетом международного опыта), в целях создания условий для снижения концентрации рынка;
- демонополизация группы компаний "Казахтелеком" путем поэтапной реализации дочерних компаний (операторов сотовой связи);
- внесение изменений и дополнений в НПА, направленных на снижение государственного участия на рынке связи.
- установление компетенции уполномоченного органа в области связи по перераспределению радиочастот (РЧС);
- внедрение обязательного совместного использования РЧС, инфраструктуры (sharing) для выработки требований к операторам связи в части обеспечения условий доступа новым участникам рынка;
- анализ существующего порядка присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций операторов связи и внесение в МЦРИАП предложений по устранению возможных барьеров в НПА;
- внесение изменений в НПА в части установления компетенции уполномоченного органа в области связи по утверждению конкурсного порядка передачи кабельной канализации, построенной за счет бюджетных средств, и утверждение соответствующих правил.
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции