О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сесть за штурвал не выходя из класса: в столице обучат операторов беспилотников

В столичном авиационном учебном центре начала работу школа профессиональной подготовки пилотов беспилотных летательных аппаратов

В столичном авиационном учебном центре начала работу школа профессиональной подготовки пилотов беспилотных летательных аппаратов. Корреспондент "Вечерней Москвы" посетила одно из занятий, чтобы узнать, как обучают будущих специалистов.

На сайтах с вакансиями оператор БПЛА - одна из самых востребованных профессий. Такие сотрудники требуются в МЧС для поиска пропавших без вести, в аграрную сферу - для наблюдения за состоянием посадок и скота, в газовые и нефтяные компании - для разработки и контроля месторождений, а также много где еще. Причем зарплату предлагают приличную - в среднем 200 тысяч рублей в месяц.

Но можно ли стать оператором беспилотника человеку вроде меня, с гуманитарным образованием и с отсутствием опыта управления устройствами сложнее, чем пульт от телевизора? Уточняю это в школе, где обучают внешних пилотов беспилотных летательных систем и позволяют получить полноценную рабочую специальность.

Учебные аудитории такой школы выглядят вполне современно: хороший ремонт, макеты беспилотников, пульты для управления различными типами систем, тренажеры на ноутбуках, оснащение классов для людей с ограниченными возможностями. С порога понимаешь, что очутился в месте, где готовят наиболее востребованных специалистов страны. И что скоро ты станешь одним из них.

- Изначально мы были предприятием, которое выпускало гражданскую беспилотную технику и оказывало комплексные услуги с применением БАС (беспилотных авиационных систем), - говорит Олег Сердюк, директор авиационного учебного центра. - Но мы столкнулись с нехваткой специалистов, которые могут обслуживать технику. Устраиваться к нам приходили люди с разношерстными навыками: у кого-то за плечами был опыт летчика, а у кого-то нет ничего, кроме горячего желания овладеть новой профессией. И мы решили сделать учебный центр, который приведет соискателей к "единому знаменателю".

К этому моменту в Министерстве труда и социальной защиты РФ закончили разработку профессионального стандарта для специалистов по эксплуатации БПЛА. Как только его утвердили, руководство авиационного центра получило лицензию на обучение. Теперь здесь можно получить рабочую специальность, а затем, при желании, даже работу.

Я сажусь за парту, где расположены два ноутбука. На одном из них запущена программа с маршрутом БПЛА, а на другом - модель беспилотника. Летательный аппарат охотно отзывается на каждое мое действие в программе. Так же реагировал бы на команды настоящий беспилотник.

- Справа видим градусы, а слева - скорость летательного аппарата, - объясняет Дмитрий Провоторов, замдиректора по летной подготовке. - Ваша задача - запустить аппарат.

Это не сложно! Я нажимаю красный значок взлета в программе, и моя модель стремительно начинает набирать высоту. У нее уже есть заданный маршрут, так что дальше никаких дополнительных действий от меня не требуется.

- В основном беспилотник летает в автоматическом режиме, - комментирует Провоторов. - Но если с ним что-то случается, например, дождь или сильный ветер сбивает его с курса или у него отказывает оборудование, то оператор должен перевести режим в ручное управление и вести его по маршруту.

Тренажерная подготовка, которой я сейчас занимаюсь, - второй этап обучения. Перед тем как перейти к самим тренажерам, студенту придется освоить теорию, которая включает основы воздушной навигации, аэродинамики, метеорологии и воздушного законодательства. Только потом студента допустят сперва к ноутбукам с программами, а затем и к управлению реальной техникой. Отрабатывать полеты нужно будет на учебном аэродроме в Жуковском.

- А жители окрестных домов не боятся студенческих ошибок? - интересуюсь я. - Ведь учебный беспилотник может и на балкон прилететь...

Провоторов улыбается.

- Это исключено, - говорит он. - Наша техника - очень дорогая. Каждый беспилотник стоит несколько миллионов рублей. Поэтому на поле будут допущены только те студенты, которые на "отлично" сдадут теорию и тренажеры.

Обучение длится месяц, но все это время нужно полностью посвятить себя будущей специальности - учиться придется по восемь часов в день. Впрочем, это, кажется, того стоит. Бум на беспилотники только набирает обороты, и в ближайшие несколько лет он будет только усиливаться.

- В начале нулевых всем нужны были юристы, - улыбается Сердюк. - А сегодня - операторы беспилотников.

Для поступления достаточно иметь аттестат о полном среднем образовании. А "корочка" авиационного центра даст возможность устроиться в любую компанию, где требуются операторы беспилотников. Но сотрудники центра надеются, что большая часть выпускников присоединится к ним в качестве коллег.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

- Еще в недалеком прошлом беспилотники были дорогостоящей игрушкой, на которую смотрели очень скептически. Сегодня даже в рамках военных операций очевидно, что это один из ключевых элементов высоких технологий, которые необходимы для победы. В гражданском направлении беспилотники все больше и больше занимают экономические ниши: это и транспортировка, и высокоточные съемки, и создание цифровых двойников, это контроль за коммунальной сферой, за сферой строительства и так далее. Очень важно эту огромную массу инноваций как-то структурировать... Для этого будет создан федеральный российский центр в области беспилотных авиасистем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка