О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпания "Якутия": 100 лет отечественной гражданской авиации

В 2023 году, 9 февраля, исполнилось 100 лет со дня основания гражданской авиации России

В 2023 году, 9 февраля, исполнилось 100 лет со дня основания гражданской авиации России. Дата профессионального праздника была установлена Указом президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 98.

Целый век гражданская авиация является важной составляющей транспортной системы России, играет и, безусловно, будет играть в дальнейшем ключевую роль в жизни страны.

Юнкерсом в первый раз!

Первым рейсовым самолетом России был Юнкерс F-13, который брал на борт до шести пассажиров. 15 июля 1923 года в 11:00 он вылетел из Москвы с Ходынского поля и примерно через четыре часа совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот авиакомпании "Добролет" Яков Моисеев. Пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель "Добролета" Александр Краснощеков, член правления "Добролета" Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.

О силе личного примера и рекламы говорит тот факт, что на следующий день на рейс Москва - Нижний Новгород были распроданы все билеты на две недели вперед. И это несмотря на то что перелет был дороже, чем проезд по железной дороге - судя по сохранившимся объявлениям, за перелет нужно было выложить 120 млн рублей только в одну сторону.

Регулярное авиасообщение по этому направлению проходило до 22 сентября - до закрытия Нижегородской ярмарки. Всего в тот год по авиатрассе Москва - Нижний Новгород было выполнено 94 рейса, перевезено 270 человек и две тонны почты и грузов. Летных происшествий не было. После закрытия ярмарки по маршруту из столицы в один из крупнейших городов Поволжья полеты выполнялись только по особым заданиям.

Перелет занимал 2,5-3 часа и проходил на высоте 250 метров. Самолет летел без радиосвязи с землей, ориентируясь по рекам и полотну железной дороги с промежуточной посадкой в Ивано-Вознесенске. Поэтому рейсы выполнялись только в хорошую погоду.

На этой линии максимальное число составляло 4 пассажира, плюс бесплатный багаж 8 кг с возможностью платной перевозки до 25 кг на человека. Никаких калибраторов для ручной клади тогда не было. Счастливые советские люди!

АК "Якутия" - 20 лет

Флагман гражданской авиации республики в этом году также отметил свой 20-летний юбилей. Символично, что он совпал со 100-летием гражданской авиации. 21 января 2003 года был выполнен первый рейс авиакомпании "Якутия" на самолете Ту-154М по маршруту Якутск - Москва - Якутск под собственным кодом "ЯК". Этот памятный день считается днем рождения авиакомпании.

Выполняя регулярные полеты во все районы Якутии, в различные города Российской Федерации, осуществляя международные рейсы, крылья авиакомпании связывают людей и сокращают расстояния. Благодаря отлаженной работе родной авиакомпании, якутяне сегодня в полной мере пользуются возможностью работать, учиться и отдыхать.

Юбилей - прекрасный повод сказать слова напутствия, дать оценку сегодняшней ситуации. Так, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев подчеркнул, что "Якутия" продолжает вносить вклад в укрепление деловых связей республики, регулярно входит в список ведущих отечественных авиаперевозчиков.

"Мы по праву гордимся достижениями всех, кто вносит свой вклад в развитие авиакомпании. Уверен, что, несмотря на непростую международную обстановку, у нашего флагмана авиации впереди немало новых высот, воздушных судов и достижений", - сказал глава региона.

Руководители самого высокого федерального уровня поблагодарили коллектив авиакомпании за самоотверженный труд, за покоренные высоты, яркие победы и заслуженные награды. Особые слова благодарности были адресованы ветеранам авиакомпании, заложившим основы профессиональной команды ведущего авиатранспортного предприятия Якутии.

Первый "Сопвич" над Якутией

Что удивительно, Якутия всего на два года позже Нижнего Новгорода совершила свой первый полет. Понятно, что это не был рейсовый самолет, но сам факт взлета говорит о многом. Практически богом забытая патриархальная земля, где люди жили понятиями прошлого века, и такое грандиозное событие!

В отличии от Ходынки на Даркылахской переправе возле Якутска 8 октября 1925 года в небо республики взлетел одномоторный биплан "Сопвич" (полное название - One Half Strutter Sopwith). Это был типичный для своего времени цельнодеревянный британский биплан с полотняной обшивкой, который стал поистине воздушной рабочей лошадкой для связи между обширными регионами Страны Советов.

За первым полетом пришло посмотреть большое количество народа. Все толпились вокруг невиданного доселе устройства - аэроплана. А когда он взлетел, то восторженным крикам жителей Якутска не было преград. "Тысячи глаз сверлили небо, где, жужжа, летела стальная птица - дорогой гость Якутии, аэроплан Сибавиахима", - написали затем в следующем номере газеты "Автономная Якутия".

Знаменитый летчик Петр Фадеев после нескольких минут полета посадил биплан на Зеленый луг. Здесь, также при большом стечении людей, были сделаны известные всем любителям авиации фотографии.

Первыми почетными пассажирами аэроплана воздушного транспорта в Якутии стали участник гражданской войны, кавалер ордена Красного Знамени Егоров, председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР Платон Ойунский и крестьянка Дмитриева.

Уже 12 октября 1925 года "Сопвич" совершил полет с одним пассажиром и почтой в Покровск и обратно.

Затем в том же году в августе были сделаны рекламные полеты биплана над Бодайбинскими приисками, которые так же проходили при большом стечении рабочих и жителей окрестных деревень. Тогда на самолете прокатились старейшие и лучшие работники приисков.

"Сопвич", поднявшийся впервые с Даркылаха, имел славную историю, которую завершил уже в виде наглядного пособия для учлетов летно-планерной школы, открывшейся в сентябре 1935 г. в Якутске. На нем занимались такие легендарные люди республики, как И. Бельчук, Е. Быковский, Д. Деев, И. Захаров, В. Кузьмин, А. Ланцов, И. Простаков, А. Ременникова, И. Севастьянов, В. Скрыбыкин и Г. Табунанов.

А первая в республике регулярная авиалиния была открыта в 1928 году и связывала Якутск с Иркутском.

Авиаторы, с юбилеем!

За время существования гражданской авиации республики накоплен бесценный опыт пилотирования в экстремальных условиях Крайнего Севера, сформирована уникальная якутская школа летного и инженерно-технического состава. И сегодня авиация республики является стратегически важной отраслью, значение которой трудно переоценить....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка