О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вексельберг летит на юг: застройщик саратовского аэропорта претендует на реконструкцию аэроузла в Сухуме

Инсайдеры считают, что в реконструкции аэропорта в столице Абхазии могут претендовать "Аэропорты регионов", связанные с Викторов Вексельбергом, структуры Олега Дерипаски, а также "Новопорт" Романа Троценко

Инсайдеры считают, что в реконструкции аэропорта в столице Абхазии могут претендовать "Аэропорты регионов", связанные с Викторов Вексельбергом, структуры Олега Дерипаски, а также "Новопорт" Романа Троценко. Соответствующий конкурс власти республики намерены объявить в ближайшие месяцы.

Интересно, что пока в органах власти Абхазии не подтвердили проведение конкурса. Не ответили на запросы "Ведомостей" и представители упомянутых выше компаний. Хотя источник, близкий к "Аэродинамике" Дерипаски, уточнил, что холдинг не планирует принимать участие в тендере.

В Абхазии нет других аэропортов, в республику туристы обычно попадают через Сочи, после чего пересекают границу наземным транспортом. Вероятно, поэтому их поток в республике пока не велик: в прошлом году - 1,15 млн человек, в 2021 году - 1,5 млн человек. Это рекорд, а в целом цифры сопоставимы с теми, что называются и в Саратовской области.

Напомним, что все остальные аэропорты на юге России сейчас закрыты: не работают аэропорты Симферополя, Анапы, Геленджика, Краснодара, Ростова-на-Дону, а аэропорт в Донецке был разрушен еще в 2014-2015 гг. во время боевых действий.

О профильном инвесторе для аэропорта власти Абхазии думают уже несколько лет. В одном из российских аэропортовых холдингов "Ведомостям" сообщили, что в республика заинтересована и в модернизации ВВП за счет победителя тендера. Что вряд ли заинтересует инвесторов - обычно они вкладываются в аэровокзальный комплекс.

В России расходы на ремонт и реконструкцию аэродромов в подавляющем большинстве случаев покрывает федеральный бюджет, а операторы аэропортов арендуют инфраструктуру у государства. Инвестор, как правило, вкладывается в аэровокзальный комплекс и сопутствующую инфраструктуру.

Исключение - московский аэропорт "Шереметьево", который в 2018-м году получил аэродромную инфраструктуру в концессию на 49 лет. Оператор аэропорта АО МАШ платит государству символические 1000 руб. в год, но берет на себя расходы по содержанию аэродрома и строительству новых объектов. Общие расходы в аэродромную инфраструктуру МАШ оценивал в 61 млрд руб.

Издание убеждено, что из трех потенциальных участников тендера опыт реконструкции аэродрома есть только у "Аэропортов регионов". В начале 2023 г. был введен в эксплуатацию аэропорт Нового Уренгоя, где холдинг построил новый терминал и провел модернизацию ВПП, инвестировав в проект 11,5 млрд руб.

Причем, действовавшее на рынке убеждение об экономически эффективном аэропорте с 1 млн пассажиров в год, ушло в прошлое: теперь операционную прибыль компании готовы получать и при пассажиропотоке в 400 тыс. человек и меньше.

- Успех проекта зависит в первую очередь от готовности российских банков, в том числе с госучастием, финансировать реконструкцию аэропорта Сухума. Холдинги не будут вкладывать в проект свои средства, в отсутствие дешевого кредитования вероятность модернизации аэропорта стремится к нулю, - полагает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Минимальные инвестиции в терминал Сухума он оценивает в $10 млн, аэродрома - в $20 млн, хотя реконструкция не действовавшего уже 30 лет аэропорта может потребовать и $100 млн. Минэкономики Абхазии оценивало строительство нового аэровокзального комплекса в Сухуме в 11,5 млрд руб. в 2015 году.

При этом вложения будут считаться рискованными - республика не признана международным сообществом. И на компанию-участника реконструкции и поставщиков оборудования и технологий могут быть наложены санкции со стороны западных стран. Юристы полагают, что выходом из ситуации может быть проведение открытого конкурса и создание компании, напрямую не аффилированного с каким-либо крупным холдингом.

При этом эксперты убеждены, что после решения транспортных проблем поток российских туристов в Абхазию может существенно вырасти. Тем более, что они ограничены в выборе направлений для путешествий и ценах. Правда, для таких смелых утверждений необходимо еще найти инвесторов, готовых вложиться в туристическую инфраструктуру республики, пока она пребывает в печальном состоянии.

Справка БВ "Аэропорты регионов" были головным инвестором при строительстве аэропорта "Гагарин" в Саратове. Эта же компания строила аэропорт "Платов" в Ростове-на-Дону и помимо этих двух управляет также аэропортами Самары, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. БВ писал, что у этого холдинга также есть опыт работы на рынках ближнего зарубежья. А два месяца назад компания получила контроля над аэропортом Уральска (Казахстан), города на границе с Саратовской областью. Пассажиропоток здесь составляет чуть выше 300 тыс. человек в год, холдинг планирует развивать здесь региональный хаб.

Роман Троценко же недавно приобрел сельскохозяйственные активы в Саратовской области.

В портфеле совместного проекта "Новапорта" и "Аэропорты регионов" - аэропорты в Элисте, Орске, Благовещенске, Магадане, Магнитогорске и Оренбурге. При этом компании реализуют программы расширения и реконструкции пассажирских и грузовых терминалов в сторонних аэропортах. В том числе в городах южного направления, например, Волгограде. В планах - строительство нового аэровокзала в Пензе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-вектор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка