О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Программа Ил-96: жизнь в новой реальности

06 апреля 1993 года совершил первый полет опытный Ил-96МО - представитель семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров Ил-96 и первый постсоветский самолет, разработанный в тесном сотрудничестве с западными компаниями

06 апреля 1993 года совершил первый полет опытный Ил-96МО - представитель семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров Ил-96 и первый постсоветский самолет, разработанный в тесном сотрудничестве с западными компаниями. Впоследствии реальность изменила взгляд на международную кооперацию: обеспечение технологической независимости и развитие собственных ключевых компетенций в авиастроении стало главным вектором развития авиатранспортной отрасли. Сегодня в условиях тотальных санкций безопасные и полностью импортозамещенные самолеты семейства Ил-96 вновь претендуют на долю внутренних авиаперевозок, выполняемых лайнерами такого класса.

Необходимость создания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета в 1970-х годах определялась ростом объемов дальних перевозок в СССР: сравнительно малая пассажировместимость флагмана тех лет Ил-62 приводила к увеличению числа рейсов на авиалиниях большой протяженности и росту нагрузки на аэропорты. Параллельно с созданием первого широкофюзеляжного самолета Ил-86 большой пассажироемкости, в ОКБ С.В. Ильюшина начались проектно-исследовательские работы по широкофюзеляжному дальнемагистральному пассажирскому самолету Ил-96. Итогом стало создание самолета Ил-96-300 с высоким уровнем аэродинамического и весового совершенства, что обеспечивало значительно большую дальность полета и качественно новые характеристики топливной эффективности машины. Пассажировместимость лайнера составляла 300 кресел, дальность - 9000 км. Самолет представлял собой низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с расположением на пилонах под крылом четырех двигателей ПС-90А максимальной тягой по 16 000 кгс каждый. Новый бортовой комплекс пилотажно-навигационного оборудования обеспечивал практически полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях и позволял управлять самолетом экипажу из трех человек. Электродистанционная система управления отвечала новейшим требованиям. По уровню шума и эмиссии вредных веществ самолет соответствовал жестким требованиями ИКАО.

Первый опытный экземпляр Ил-96-300 был собран в цехе ОКБ в Москве, первый полет состоялся 28 сентября 1988 года, когда экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Станислава Близнюка поднял самолет в небо с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. С 1993 года началось серийное производство самолета на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ныне Филиал ПАО "Ил" - ВАСО, в составе "Объединенной авиастроительной корпорации" госкорпорации "Ростех").

Испытания Ил-96-300 совпали с кризисом 1990-х, и на полномасштабную господдержку создателям самолета рассчитывать не приходилось. Для развития проекта в 1990 году ОКБ Ильюшина заключило соглашение с крупными мировыми производителями в области двигателестроения и авионики. Это был первый российский самолет, созданный в тесной кооперации с западными партнерами. Постройка опытного Ил-96МО была завершена в марте 1993 года на заводе ОКБ в Москве. За основу был взят опытный Ил-96-300, у которого был удлинен фюзеляж, двигатели ПС-90 заменены на Pratt & Whitney PW2337 тягой 17 030 кгс, установлен электронный бортовой комплекс фирмы Rockwell Collins. Первый полет Ил-96МО выполнен 06 апреля 1993 года. Сертификация самолета по российским нормам и нормам FAA была завершена к концу 1997 года. По основным показателям Ил-96М был рекордсменом среди советских пассажирских самолетов: он был способен перевозить до 435 пассажиров, имел максимальную коммерческую нагрузку 58 тонн, практическую дальность полета 12 800 км. Серийный выпуск машины был запланирован на 1997 год, но проект так и не был реализован.

Дальнейшем развитием пассажирского Ил-96 стала транспортная модификация Ил-96Т, созданная в рамках российско-американской программы. Силовая установка самолета состояла из четырех двигателей PW2337. Системы автоматического управления и навигации фирмы Rockwell Collins позволили сократить экипаж машины до двух человек. Первый полет опытного экземпляра Ил-96Т, построенного на ВАСО, состоялся 16 мая 1997 года. Серийно Ил-96Т также не выпускался.

Все последующие проекты создания российских самолетов и вертолетов в сотрудничестве с западными компаниями оказались сопряжены с исключительно высокими рисками. Достаточно вспомнить судьбу Ту-204-120 и Ка-226 с двигателями Rolls-Royce, Ка-226Т и Ка-62 с двигателями Safran Helicopter Engines, проект SSJ-100 c двигателями PowerJet (СП французского Safran и "ОДК-Сатурн"), проект МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney, Ил-114-100, Ми-38 и "Ансат" с двигателями Pratt & Whitney Canada. Международное разделение труда оказалось в заложниках у политики: в результате введения санкций вчерашние партнеры отказались от своих обязательств, сроки реализации важнейших для российского авиапрома программ сдвинулись на несколько лет вперед. Выход был очевиден: развивать собственные ключевые компетенции для обеспечения научной и технологической независимости государства в области авиации. Важнейшая из этих компетенций - авиационное двигателестроение, имеющее наиболее длительный цикл разработки и создания нового продукта.

Появление в 2000-х более экономичных двухдвигательных дальнемагистральных самолетов Boeing и Airbus нанесло серьезный удар по конкурентоспособности Ил-96, который так и не смог занять свою нишу в российской гражданской авиации: последний коммерческий рейс Ил-96-300 "Аэрофлота" был совершен 30 марта 2014 года. И все же благодаря господдержке программу Ил-96 удалось спасти, что было прежде всего связано со стремлением сохранить и поддержать технологическую и производственную базу дальнемагистральной авиации, обеспечив заказами ОКБ Ильюшина и ВАСО. Главным эксплуатантом Ил-96-300 стал Специальный летный отряд "Россия", обеспечивающий авиаперевозки президента и первых лиц государства.

В 1999-2000-х годах велись работы по проекту грузового самолета Ил-96-400Т, обладающего возможностями Ил-96Т, но имеющего российские ТРДД ПС-90А1 и бортовое оборудование отечественного производства. На базе Ил-96-400Т был разработан вариант Ил-96-400М, который отличается от базового Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Финансирование производства Ил-96-400М возобновилось в контексте антироссийских санкций. Первые серийные образцы получат двигатели ПС-90А3, а в перспективе - два двигателя ПД-35. В настоящее время на ВАСО заканчивается строительство первого летного экземпляра Ил-96-400М. ВАСО выпускает различные модификации Ил-96 около 30 лет, в среднем по одному самолету в год. Согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 года была запланирована поставка 12 Ил-96-300 с темпом по два в год, начиная с 2025 года.

В разные годы самолеты Ил-96-300, Ил-96М, Ил-96Т и Ил-96-400Т демонстрировались на авиасалоне МАКС, площадка которого наглядно отражала процессы, происходящие в российском авиапроме на фоне меняющегося политического контекста. Менее 30 лет заняла эволюция от планов 1990-х на интеграцию России в мировую аэрокосмическую индустрию до перехода на фоне санкций к производству воздушных судов, состоящих на 100 % из российских комплектующих для насыщения потребностей внутреннего рынка авиаперевозок. Судьба программы Ил-96 показательна в этом смысле и в настоящее время переживает очередной крутой поворот, включающий возрождение планов серийного выпуска модифицированных версий....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка