Академия наук авиации и воздухоплавания
17 апреля 2023, 08:48
Заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященного 35 - летию полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде
14 апреля в ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" в формате "круглого стола" состоялось заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания
35 лет назад поднялся в небо российский Ту-155 - первый в мире самолет на водороде. Ровно 35 лет назад прошел не просто очередной полет очередного самолета-лаборатории. Это был шаг человечества в "криогенную авиацию".
Ту-155 совершил свой первый полет 15 апреля 1988 года. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Андреевич Севанькаев. В состав экипажа входили второй пилот Валерий Викторович Павлов, борт-инженер Анатолий Александрович Криулин, второй борт-инженер Юрий Михайлович Кремлев, ведущий инженер-испытатель Валерий Владимирович Архипов.
Силовая установка самолета могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе. Всего было выполнено более 100 полетов, из них 5 на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов. Тот первый полет заложил основы создания советской гиперзвуковой и космической авиации, он по праву считается первым в мире полетом на криогенном топливе. Американские специалисты отмечали, что "полеты советского самолета на жидком водороде являются в истории авиации такой же вехой, как и первый орбитальный полет спутника в 1957 году".
В середине 1980-х годов у специалистов ОАО "Туполев" появилась возможность создать самолет, работающий на сжиженном газовом топливе, в частности на водороде. Это почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество оксидов азота. По теплотворной способности водород втрое превосходит традиционный авиационный керосин.
С инициативой создания такого самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил сын Андрея Николаевича Туполева, в то время генеральный конструктор ОКБ Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.
На базе пассажирского лайнера Ту-154 туполевцы построили летающую лабораторию Ту-155. Проектировщикам пришлось существенно изменить компоновку самолета и решить целый ряд сложнейших технических задач, поскольку водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю (273 °C ниже нуля). И это представляло очень серьезную проблему.
Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, созданным в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8-2 и работающим на жидководородном топливе. Двигатель мог работать и на сжиженном природном газе. Для подачи водорода вместо привычного насоса установили высоконапорный турбонасосный агрегат наподобие тех, что используются в ракетных двигателях.
В июне 1988 года программа летных испытаний на жидком водороде была выполнена полностью. После этого Ту-155 подвергся доработке для полетов с использованием сжиженного природного газа.
С вступительным словом выступил Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко.
С докладами выступили:
- ведущий инженер самолета Ту-155, члена летного экипажа - Архипов Валерий Владимирович;
- генеральный директор ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - Козлов Андрей Львович;
- генеральный директор ГНЦ АО "ЛИИ им. М.М. Громова" - Пушкарский Евгений Юрьевич;
- доктор технических наук, профессор., Заслуженный деятель науки РФ, генерал-лейтенант - Кутахов Владимир Павлович;
- генеральный конструктор - директор ОКБ им. А. Люльки Филиала ПАО "ОДК-УМПО", член-корреспондент РАН - Марчуков Евгений Ювенальевич;
- представитель ФАУ "ЦАГИ" - Алексей Иванович Ляшенко;
- начальник отдела РД и криогенной техники ПАО "ОДК - Кузнецов" - Иванов Александр Иванович.
- отечественные научные учреждения, опытные конструкторские бюро и серийные предприятия в период с 70-х по 90-е годы на базе опережающих исследований и инновационных разработок успешно создали и впервые в мире провели наземные и летные испытания пассажирского самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде на всех режимах полета самолета;
- была создана наземная криогенная инфраструктура, которая позволила провести многократные заправки самолета Ту-155 жидким водородом, наземные гонки двигателя НК-88 на жидком водороде, а также испытания и техническое обслуживание новых криогенных систем самолета и силовой установки;
- в промышленных предприятиях различных отраслей народного хозяйства СССР были созданы криогенные стенды и экспериментальные установки для проведения испытаний и доводок систем криогенных авиационных силовых установок и самолетных криогенных систем;
- на предприятиях и в научных учреждениях прошли обучение и подготовку специалисты различных инженерных и рабочих профессий в области авиационной криогеники;
- была экспериментально доказана принципиальная возможность безопасной работы с жидким водородом и другими криогенными топливами в реальных условиях наземной и летной эксплуатации пассажирского самолета;
- была разработана и успешно апробирована методология создания и испытаний летательных аппаратов с турбореактивными двигателями на криогенных топливах;
- в последние десятилетия ХХ столетия в Советском Союзе сложились предпосылки к переходу воздушного и других видов транспорта на экологически чистые, неограниченные источники энергии.
Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания рекомендует:
- организовать межотраслевую научно-практическую конференцию в 2023 году, посвященную тематике применения водородного и других криогенных топлив на транспорте в Российской Федерации;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть подготовленный при участии экспертов Академии проект программы, "Развитие криогенной авиационной, аэрокосмической и другой транспортной техники" в качестве национальной программы, имеющей первостепенное значение для обеспечения экономической, экологической и военной безопасности России.
- Формирование новых научных направлений в области авиации и воздухоплавания;
- Участие в разработке целевых программ по направлениям в области авиации и воздухоплавания;
- Содействие внедрению в экономику РФ научных достижений Российской Академии Наук;
- Проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров по исследуемым проблемам авиации и воздухоплавания;
- Популяризация научных достижений, исторического опыта и современных направлений развития авиации и воздухоплавания.
Авторские права на данный материал принадлежат «Академия наук авиации и воздухоплавания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов