О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Люфтганза" падает все ниже

На прошлой неделе на ежегодной пресс-конференции во Франкфурте немецкий авиаперевозчик Lufthansa официально объявил свои финансовые результаты за 2003 год. Согласно обнародованным данным, продажи компании снизились на 6% по сравнению с 2002 г. и составили 16 млрд евро при убытках 984 млн евро. Однако, несмотря на эти неутешительные результаты, Lufthansa продолжает настаивать на том, что уже в 2004 г. ситуация кардинальным образом изменится в лучшую сторону. Как минимум, компания надеется выйти на безубыточный уровень. Подобный оптимизм объясняется тем, что авиаперевозчик очень надеется на развитие новых направлений, особенно в азиатском регионе. Представители Lufthansa уверены, что больший акцент на межконтинентальных перевозках поможет решить проблемы компании в Европе, где ее положение значительно ухудшилось за последние несколько лет. Очевидно, вернуть свои позиции на европейском рынке Lufthansa уже не надеется - да и навряд ли это возможно, учитывая предлагаемый ею уровень сервиса. По мнению экспертов, выходом для компании может стать полная смена имиджа или же объединение с кем-либо из конкурентов.

Lufthansa - пока еще третий по величине авиаперевозчик в Европе после British Airways и Air France; компания также занимает второе место в мире по объемам грузоперевозок после американской FedEx. В группу компаний Lufthansa входит также крупнейший туроператор Thomas Cook (авиакомпании принадлежат 50% акций). Сама немецкая авиакомпания является членом альянса авиаперевозчиков Star Alliance наряду с Air Canada и All Nippon Airways (ANA). За последний год Lufthansa была вынуждена в силу непростой финансовой ситуации продавать свои доли в различных бизнесах. Это, по мнению немецкого авиаперевозчика, поможет компании вернуться к прибыльности (в частности, в 2003 г. компания получила 78 млн евро от продажи своей доли в системе бронирования билетов StartAmadeus, а также 151 млн евро от продажи авиатехники). Тем не менее, по оценкам экспертов, распродажа лишь смягчитостроту переживаемого компанией кризиса и не вернет Lufthansa утраченных позиций на рынке, поскольку до сих пор Lufthansa не смогла выработать достаточно четкой рыночной стратегии, которая позволила бы добиться безубыточности.

Правда, в самой компании предпочитают винить объективные обстоятельства. "Благодаря нашей гибкости и устойчивости мы смогли выстоять в той кризисной ситуации, которая сложилась в начале 2003 года, когда военная операция в Ираке и эпидемия SARS в Азии привели к резкому падению спроса во всем мире, - сказал на пресс-конференции председатель совета директоров группы Lufthansa Вольфганг Майрхубер. - Из-за общемировых тенденций мы закончили год не с лучшими результатами, однако выбранная нами стратегия верна, мы намерены четко ее придерживаться, и мы добьемся успеха, хотя для этого потребуется еще немало времени". Хуже всего, по словам г-на Майрхубера, в прошедшем году дела обстояли у таких подразделений группы, как Thomas Cook и LSG Sky Chefs (служба питания). По причине кризиса в своем "продовольственном" подразделении Lufthansa была вынуждена приостановить развитие отделения Chef Solutions, занимающегося поставками продовольственных товаров в рестораны и супермаркеты. LSG проводит в настоящий момент полную реорганизацию, а также работает над программой максимального снижения издержек. Похожая картина наблюдается и в Thomas Cook. Председатель совета директоров Lufthansa искренне надеется на то, что в этом году этим двум подразделениям удастся выправить свое положение.

По словам представителей Lufthansa, еще одним важным стратегическим шагом станет значительное увеличение межконтинентальных перевозок на таких направлениях, как Азия, Ближний Восток и Африка. Этим летом ожидается открытие нескольких новых маршрутов, в частности в Гуанчжоу (Китай), Куала-Лумпур (Малайзия) и ряд других азиатских мегаполисов. Помимо этого, значительно возрастет частота полетов по азиатским направлениям через Мюнхен. Также с 1 апреля появятся прямые рейсы Lufthansa в Тегеран. По мнению экспертов рынка, в теории такую стратегию можно считать правильной, поскольку большинство авиаперевозчиков называют перспективными именно эти направления. Однако одни лишь "частности" вряд ли помогут компании выйти из серьезного кризиса. Для того чтобы вернуть себе утраченные позиции, Lufthansa, по словам экспертов, должна решиться на полную реорганизацию бизнеса.

"Проблема Lufthansa заключается в том, что компания не может себя четко позиционировать на рынке. С одной стороны, она пытается конкурировать с такими большими компаниями, как British Airways и Air France, предлагающими так называемый premium service, с другой стороны - с бюджетными компаниями, которые продают билеты по удивительно низким ценам, но, естественно, предоставляют минимум сервиса во время полета, - сказал RBC daily аналитик ИГ "АТОН" Алексей Языков. - А в результате компании не удалось ни приблизиться к компаниям, предоставляющим услуги класса люкс (это общеизвестно, и об этом говорят почти все, кто когда-либо летал самолетами Lufthansa), ни составить конкуренцию "дешевым перевозчикам" (цены на билеты компании до сих пор довольно высокие). Тем не менее Lufthansa пока еще занимает третье место в Европе, однако в мире ее позиции уже не столь прочны по сравнению с конкурентами". По мнению аналитика, для того чтобы выйти из кризисной ситуации, авиакомпании, очевидно, придется провести масштабную реструктуризацию, что является традиционным решением в подобных ситуациях. Также необходимо будет четко расставить приоритеты и выбрать какой-то один сегмент, в котором компания могла бы наилучшим образом конкурировать, и в дальнейшем заниматься развитием именно этого сегмента. "Эффективным решением может быть также полный ребрендинг и смена имиджа - то, что сейчас, например, пытается делать компания Swiss, - продолжает Алексей Языков. - Или, как вариант, объединение с кем-либо из конкурентов (например, с компанией KLM). Совершенно очевидно, что такие кардинальныеперемены необходимы, поскольку при сегодняшнем положении вещей Lufthansa навряд ли удастся добиться каких-либо успехов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка