РБК
24 апреля 2023, 07:00
Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций
Суммарная чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний России по итогам прошлого года составила 87,8 млрд руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м
Более половины этой суммы (47,8 млрд руб.) пришлось на два крупнейших частных перевозчика - S7 Airlines (контролируется семьей Владислава Филева) и "Уральские авиалинии" (принадлежит Сергею Скуратову): 34,4 млрд руб. (рост к прошлому году в 2,3 раза) и 13,5 млрд руб. (рост в 2,5 раза) соответственно. Для обеих компаний такой результат - рекорд как минимум за шесть лет (2017-2022 годы). Из топ-5 авиакомпаний также отчитался лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"): его чистая прибыль составила 15 млрд руб. (рост в 4,4 раза), достигнув максимума с момента основания компании.
Крупнейший по пассажиропотоку перевозчик "Аэрофлот" и его "дочка" "Россия" последний раз раскрывали финансовую отчетность по итогам 2021 года. Тогда "Аэрофлот" получил 45,6 млрд руб. чистого убытка, "Россия" - 382 млн руб. чистой прибыли. После начала спецоперации на Украине и введения беспрецедентных международных санкций против России "Аэрофлот" прекратил раскрывать финансовые показатели. "Мы не хотим по понятным причинам вводить в стресс наших партнеров, акционеров, инвесторов в силу высокой волатильности", - объяснял в интервью РБК глава "Аэрофлота" Сергей Александровский. По его словам, возобновление публикации отчетности возможно только после того, как компания "стабилизируется с точки зрения производственных и в конечном итоге финансовых показателей". По итогам работы в 2022 году авиакомпания "Россия" была "планово убыточной", сообщил РБК ее представитель, не раскрыв подробности.
РБК направил запросы в пресс-службы "Аэрофлота" и S7 Airlines. Представитель "Уральских авиалиний" отказался от комментариев.
Кто попал в выборку
Почти 100% пассажиропотока гражданской авиации России приходится на 35 авиакомпаний. По данным на 21 апреля, отчетность по РСБУ за прошлый год опубликовали 27 из них. Кроме "Аэрофлота" и "России" пока не раскрыли данные "Якутия", авиапредприятие "Северсталь", "КрасАвиа", "ЮТэйр" (входит в группу Utair), авиационная компания "Ямал" и "Арт Авиа".
Из раскрывших отчетность авиакомпаний в топ-5 по размеру чистой прибыли кроме S7 Airlines, "Победы" и "Уральских авиалиний" вошли Red Wings (4,4 млрд руб. против убытка 1,9 млрд руб. в 2021-м) и Utair (4,1 млрд руб., рост на 6,3%).
Почему выросла прибыль
В прошлом году пассажиропоток российских авиакомпаний сократился на 14,2%, до 95,2 млн человек. Перевозки внутри страны упали на 11,2% (основная причина - закрытие 11 южных аэропортов), до 77,7 млн человек, за ее пределы - на 25,6% (ключевой фактор - запрет на рейсы в Евросоюз). Международные санкции сильно ударили по российским авиакомпаниям, отмечает главный бухгалтер авиакомпании "Икар" Марина Пачеко в отчетности компании: "За несколько дней российские авиакомпании лишились международных маршрутов, лизинга, технического обслуживания иностранных самолетов, страховых инструментов и т.д. Вводимые Западом в 2022 году санкции оказали влияние на российскую гражданскую авиацию, которая была тесно интегрирована в глобальный рынок". Однако, несмотря на это, "Икар" завершил прошлый год с рекордной чистой прибылью - 248,6 млн руб.
Для нивелирования действия санкций российским властям пришлось оказать дополнительную господдержку авиапредприятиям, говорил глава Росавиации Александр Нерадько в минувшем марте. Всего, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании), гражданская авиация в прошлом году получила рекордную господдержку - 172,3 млрд руб., в том числе 145 млрд руб. впервые (из них 100 млрд руб. - на поддержку внутренних перевозок). Кроме того, из-за прошлогоднего скачка цен на авиакеросин выплаты авиакомпаниям в рамках механизма демпфера составили 98,6 млрд руб., указывал президент АЭВТ Владимир Тасун 21 апреля на собрании ассоциации. По его мнению, в первую очередь благодаря этим факторам удалось обеспечить "относительную финансово-экономическую устойчивость большинства авиакомпаний". Выделенные субсидии позволили не допустить роста стоимости билетов для населения и сохранили условия для доступности авиаперевозок, подчеркивал Нерадько. "Средняя стоимость билета (тариф со сборами) на внутрироссийские рейсы действительно снизилась - к примеру, в июне на 10% к июню 2021-го", - говорил Александровский.
Показать чистую прибыль авиакомпаниям помогли субсидии и оптимизация расходов, говорит младший директор по корпоративным рейтингам "Национального рейтингового агентства" Алла Юрова. Так, выросла интенсивность использования эксплуатируемого парка (по данным АЭВТ, показатель занятости кресел в прошлом году вырос на 2,5 п.п., до 84%), замечает она.
Из отчетности по РСБУ некоторых компаний видно, что размер чистой прибыли в основном формируется за счет субсидий, указывает директор группы корпоративных рейтингов агентства "Национальные кредитные рейтинги" Александр Диваков. Отложенные лизинговые платежи, прекращение выполнения сложного и дорогостоящего техобслуживания самолетов за рубежом, а также сокращение расходов на закупки новых компонентов и запчастей, вместо которых использовались запасы закупок до прошлого года, могли стать факторами экономии расходов, добавляет авиационный эксперт Григорий Померанцев. Из-за прекращения сотрудничества с глобальным провайдером Lufthansa Technik затраты на запчасти действительно уменьшились, а налет самолетов был рекордным, признает топ-менеджер крупной российской авиакомпании, также увеличившей прибыль.
Росту прибыли помогло и значительное сокращение числа прямых зарубежных рейсов из России, благодаря чему на оставшихся международных маршрутах выросли тарифы, говорит Померанцев. "Билеты на международные перевозки, конечно, выросли в стоимости. Но это отдельная история, связанная больше с ограниченным предложением отдыха за рубежом", - отмечал Александровский.
"Авиакомпаниям удалось адаптироваться к текущим условиям и завершить прошлый год с положительными финансовыми результатами, которые оказались выше ожиданий до введения санкций. В текущем году частично возобновляются полеты по международным направлениям. Также отмечаем, что в этом году Минтранс России прогнозирует пассажиропоток выше, чем в прошлом", - говорили в пресс-службе Минфина.
Какого результата ждать в этом году
В текущем году Минтранс запланировал рост пассажирских авиаперевозок на 6,4%, до 101,3 млн человек. В конце марта глава ведомства Виталий Савельев отмечал, что компании уже превышают этот план. По итогам первого квартала группа "Аэрофлот" перевезла 9,5 млн человек (плюс 11,3%). По данным АЭВТ, в январе-марте все авиакомпании нарастили пассажиропоток на 7,1%, до 21,2 млн человек, показатель занятости кресел увеличился на 7,4 п.п., до 85,8%. При сохранении существующих тенденций в этом году пассажиропоток авиакомпаний может вырасти до 111 млн человек, то есть вернуться на уровень 2021-го, считает Тасун.
Но, по мнению главы АЭВТ, отрасли все равно требуется господдержка, потому что даже в прошлом году авиакомпании, по предварительным данным, получили убыток от продаж в размере 144 млрд руб. (операционный убыток). Для оценки состояния отрасли лучше использовать не финансовые показатели по РСБУ, а данные формы № 67-ГА (отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта), в которой речь идет об операционных результатах, так как чистая прибыль (убыток) показывает не все в деятельности авиакомпаний, объяснял ранее представитель ассоциации.
По мнению старшего директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игоря Смирнова, текущее состояние авиакомпаний - это скорее "контролируемое пикирование, нежели успех", хотя у перевозчиков есть наработки по управлению расходами в стрессовых ситуациях после разгара пандемии COVID-19 в 2020 году. "Несмотря на прибыль, выручка (перевозчиков) падает (у 27 крупнейших перевозчиков она упала на 7,4%, до 661,5 млрд руб. - РБК) (...). А на прибыль влияют и бумажные статьи", - пояснил он. "Вряд ли сможем сработать с такой же прибылью. В этом году много тяжелого техобслуживания самолетов, это негативно скажется на итоговом финансовом результате", - говорит топ-менеджер крупной авиакомпании.
В АЭВТ рассчитывают, что господдержка отрасли сохранится на уровне прошлого года. Однако пока компаниям было выделено лишь 25,3 млрд руб. Предоставление субсидий по аналогии с прошлогодними еще не одобрено, поэтому билеты по России могут подорожать на 15-30%, а количество рейсов может снизиться, предупреждал замглавы Минтранса Игорь Чалик 17 апреля. Но уже через два дня он уточнил, что рост стоимости билетов не превысит уровень инфляции в России (5,3%). Чиновник объяснил, что предыдущая оценка основывалась на данных авиакомпаний: каждый перевозчик разрабатывает для себя несколько сценариев, включая негативный. Тогда в пресс-службе Минтранса сообщили о продолжающейся работе по выделению дополнительных субсидий авиакомпаниям на предстоящий летний сезон. Но в Минфине отметили, что решение о рекордной поддержке в прошлом году было принято из-за приостановки международных полетов, а в 2023-м они развиваются. "До настоящего времени мотивированных обоснований для оказания господдержки (в этом году) по аналогии с прошлым годом в Минфин России не поступало", - добавили там....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться