Военное обозрение
28 апреля 2023, 08:02
Турция начала наземные испытания вертолета T929 ATAK-2
В последние дни из Турции регулярно поступают сообщения о новых успехах местной авиационной промышленности
В тяжелом классе
В настоящее время на вооружении армейской авиации Турции состоят два боевых вертолета - американский AH-1 Cobra и T129 ATAK совместной турецко-итальянской разработки. Обе машины относятся к легкому классу, что ограничивает их боевые характеристики. В середине прошлого десятилетия турецкое командование пришло к выводу о необходимости создания более тяжелого ударного вертолета с соответствующими параметрами и возможностями.
В ноябре 2018 г. министерство обороны Турции запустило разработку нового вертолета. По аналогии с существующим проектом, новую программу назвали ATAK-2. Кроме того, будущему вертолету присвоили индекс T929, отчасти напоминающий обозначение существующей машины.
Разработку нового вертолета опять поручили государственной компании Turkish Aerospace Industries (TAI), уже имеющей опыт в сфере вертолетостроения. Заказ на проведение предварительного проектирования выдали в начале 2019 г. В течение года компания подготовила проект и представила его заказчику. Затем в феврале 2020 г. появился контракт на полномасштабное проектирование.
Согласно планам того времени, не позднее 2021-22 г. компания TAI должна была начать строительство первого опытного вертолета. Летные испытания следовало начать в первых месяцах 2023 г. Сейчас можно говорить, что проект в целом идет в соответствии с графиком либо незначительно отстает от него. Имеющиеся сдвиги сроков не являются критическими.
Как и в случае с проектом T129 ATAK, турецкой промышленности понадобилась иностранная помощь. Так, в июне 2021 г. компания TAI заказала у украинского предприятия "Мотор Сич" турбовальные двигатели для оснащения опытных и предсерийных вертолетов T929. Контракт предусматривал изготовление и поставку 14 двигателей ТВ3-117 одной из последних модификаций с мощностью 2500 л.с.
Как сообщалось, первые два двигателя подрядчик должен был отгрузить к сентябрю 2022 г. Это указывало на возможные сроки строительства и окончательной сборки первого опытного вертолета. Оставшиеся 12 моторов ожидались до 2025 г. включительно. Выполнение турецкого заказа затянулось. Поставить первую пару двигателей удалось только в январе 2023 г. Перспективы дальнейшего сотрудничества под вопросом.
Начало испытаний
К настоящему времени компания TAI завершила сборку опытного T929, а также, несмотря на задержки, оснастила вертолет полученными двигателями украинского производства. В течение последних недель были проведены первые наземные проверки прототипа и отдельных его систем, по результатам которых перешли к дальнейшим испытаниям.
26 апреля информагентство Anadolu сообщило о старте нового этапа испытаний. По его данным, двумя днями ранее опытный вертолет ATAK-2, пока лишенный части кожухов, впервые запустил двигатели. Проверка силовой установки осуществлялась на закрытом стенде с подключением к наземной аппаратуре и коммуникациям. Подробности проведенных испытаний, такие как режимы работы двигателей во время первого пуска, не уточняются.
"Анадолу" раскрыло планы разработчиков вертолета. В ближайшее время они собираются продолжить испытания силовой установки, трансмиссии и несущей системы. По итогам этих мероприятий прототип допустят до летных испытаний. Их планируют начать уже в этом году, в течение нескольких следующих месяцев.
Большие планы
TAI и командование армии уже раскрыли примерные планы на обозримое и отдаленное будущее. На полномасштабные испытания опытного вертолета или вертолетов отводится около двух лет. Серийное производство планируют начать в 2025 г., и в том же году первые вертолеты могут быть переданы заказчику. Во второй половине десятилетия производство должно будет выйти на расчетные темпы и обеспечить полноценное перевооружение армейской авиации.
Какое количество вертолетов T929 требуется вооруженным силам Турции, пока не сообщалось. Также неизвестно, как именно перевооружат армейскую авиацию. Вероятно, при помощи новых машин в первую очередь заменят старые иностранные AH-1. Сейчас в строю имеется около полусотни таких вертолетов.
Более новые T129 турецко-итальянской разработки, скорее всего, в отдаленной перспективе будут оставаться в строю. Их продолжат эксплуатировать параллельно с новыми T929. В результате на вооружении будет два вертолета с близкими функциями, но с разными характеристиками, способные дополнять друг друга.
Перспективный образец
T929 ATAK-2 от компании TAI представляет собой ударный вертолет традиционного облика с соответствующими задачами. Он предназначен для поиска и поражения различных наземных целей, в первую очередь бронемашин противника. При этом одной из целей проекта являлось увеличение размеров и массы вертолета с одновременным ростом полезной нагрузки и боевого потенциала.
Вертолет T929 построен по нормальной схеме и в целом похож на увеличенный вариант существующего T129. За счет этого максимальную взлетную массу удалось довести до 11,5 т при 1,5 т полезной нагрузки. Для сравнения, T129 ATAK весит чуть более 5 т и несет до 600 кг вооружения.
"Тяжелый" ударный вертолет оснащается двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В мощностью по 2500 л.с. Через главный редуктор турецкой разработки мощность распределяется между несущей системой и рулевым винтом. Несущая система имеет традиционную архитектуру и получила пять лопастей. Рулевой винт - четырехлопастной. По расчетам, вертолет с такой винтомоторной группой сможет развивать скорость до 320 км/ч при крейсерской скорости 315 км/ч. Практический потолок превысит 6 км.
Как и другие ударные вертолеты, T929 имеет две кабины с тандемным расположением. В передней работает летчик-оператор, задняя предназначается для пилота. Для новой машины разработана "стеклянная кабина" и развитый комплекс авионики. Практически вся бортовая электроника разработана турецкой промышленностью.
Вертолет получил развитую систему управления вооружением, позволяющую работать по наземным и воздушным целям. Она включает носовую оптико-электронную станцию с дневным, ночным и дальномерным каналами, вычислители, приборы управления и т.д. Будет обеспечена совместимость со всеми актуальными вооружениями для вертолетов, имеющимися у турецкой армии или ожидаемыми в будущем.
T929 имеет встроенное вооружение в виде установки с 30-мм автоматической пушкой под носом. Боекомплект - не менее 500 снарядов. На крыле предусмотрено шесть узлов подвески. Для работы по наземным целям могут использоваться 70-мм неуправляемые и управляемые ракеты разных типов. Бронетехнику планируют поражать управляемыми ракетами семейства UMTAS. Для самозащиты от авиации противника вертолет сможет использовать иностранные или турецкие ракеты "воздух-воздух" разных типов.
Ответственный этап
Таким образом, один из наиболее интересных турецких проектов в области авиации успешно продвигается вперед и выходит на новый этап. В ближайшее время первый опытный вертолет T929 ATAK-2 пройдет наземные испытания, а затем начнет полеты. Несмотря на недавние задержки, завершение испытаний и старт серийного производства по-прежнему планируют на 2025 г.
Такие планы выглядят достаточно смело, но можно предполагать, что компания TAI сможет их выполнить. У нее уже имеется опыт в деле разработки, строительства и доводки вертолетов разного назначения, в т.ч. ударных машин. Впрочем, этот опыт может оказаться недостаточным для создания нового сложного проекта. Начатые испытания покажут, насколько удачной является новая конструкция, и как скоро вертолет сможет попасть на службу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции